Библиографическое описание:

Музаева З. М. Интерактивные методы преподавания химии в современной школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 20-24.

Интерактивное методы и обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Структура интерактивного урока

Этап урока

Методическая цель

1 этап. Мотивация

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

2 этап. Оглашение темы и задач

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока.

3 этап. Получение необходимой информации

Инструктаж учащихся для выполнения задания. Презентация домашнего задания. Ознакомление с раздаточным материалом.

4 этап. Интерактивное задание

Практическое усвоение материала

5 этап. Подведение итогов

Обсуждение с целью закрепления материала

 

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы. Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Применение интерактивных форм обучения позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, за которые каждый ученик ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания [1,3].

Примером может служить использование такого приёма интерактивного обучения, как “Ожидания”. Указанный приём применяю в начале урока, когда совместно с учащимися определяются дидактические цели урока. На доске высвечивается надпись “Ожидания”. Детям предлагаю после сообщения мной темы высказать свои ожидания от заявленной темы. Совместная работа в режиме учитель — ученики на данном этапе контролируется мной так, чтобы были сформулированы цели урока. Учащиеся высказывают свои предложения по поводу того, что они хотят узнать, каким образом и для чего. Записываю на доске ожидания детей от урока и затем сообщаю им конкретные дидактические цели урока, говоря о том, что ученическое мнение, их желание тоже учтено при обозначении целей. Анализируя “Ожидания” я, как учитель, могу: узнать, какие вопросы интересуют детей по теме урока; выявить первоначальное представление ребенка по теме; получить информацию о способностях детей, для того, чтобы знать, какие сложности в обучении можно ожидать; помочь детям понять свою мотивацию; почувствовать себя личностью, желание которой учитывается; сравнить достигнутые результаты с “Ожиданиями”; разделить с детьми ответственность за результат [4,5].

Использование новых технологий в системе обучения является необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Само слово “развитие” становится ключевым в педагогическом процессе, сущностным, глубинным понятием обучения. В настоящее время школьники плохо владеют экологическими и методологическими знаниями; несколько больших успехов они достигают в области владения фактическим материалом, там, где требуется воспроизведение готовых знаний и применение их в знакомой ситуации. Нетрадиционная постановка вопросов для учащихся заметно снижает уровень их ответов. Что же касается умений интегрировать эти знания и применять их для получения новых знаний и объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, то здесь школьники откровенно не на высоте. Однако назревшее реформирование системы обучения необходимо проводить крайне осторожно, используя огромный положительный опыт, накопленный отечественной педагогикой.

Активные и интерактивные методы являются более эффективными согласно пирамиде Глассера, так например:

-          Лекция — усвоение 5 %; является быстрым способом изложения информации. Наряду с большой пользой она обладает так же своими недостатками; т. к. может быть скучной, ставит обучающихся в положение пассивных слушателей / «потребителей».

-          Чтение — усвоение 10 %; индивидуальное или групповое является необходимым методом обучения, но и как лекция — чтение само по себе не позволяет достичь глубокого усвоения информации.

-          Аудиовизуальные средства- материалы, применяемые для дополнения учебной деятельности. Включают слайды, которые позволяют подчеркнуть ключевые этапы информации и улучшают учебный процесс; усвоение 20 %.

-          Наглядные пособия» — усвоение 30 %; в процессе познания учащиеся полагаются на свои органы чувств.

-          Обсуждение в группах» — усвоение 50 %; устный обмен мнений обучаемыми — участниками — ведущими обсуждениях, которые позволяют учащимися думать, подробно рассказать о своих собственных выводах суждениях и выслушать разнообразные мнения.

-          Игры или обучение практикой- усвоение 70 %; проигрывание ситуаций. Учащимися предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненной ситуации. Например, каждая ролевая игра длится 10 минут, учащиеся выступают в самых различных качествах. Ролевые игры рассчитаны на то, чтобы помочь учащимся проанализировать свои чувства, мысли и действия в определенной обстановке. Учащимися нужно предоставить возможность добровольно вызваться для участия в ролевой игре, а затем проинструктировать их, чтобы помочь им справиться с тем, что они должны делать. Ролевые игры могут давать обильный материал для обсуждения.

-          Выступление в роли обучающего — (например, проект — игра «Я- учитель) — учащийся, который преподает материал другим, сам усваивает его на 90 %. Обучение или консультирование своих сверстников — один из самых эффективных способов привлечь внимание обучаемых и заставить их изменить свое поведение. В подростковом возрасте влияние сверстников является более действенным, чем в любой другой период жизни. В рамках программы обучения сверстниками можно опираться на наиболее подготовленных учащихся, которые помогут в качестве ассистентов, в работе с другими учащимися. Лидеры подросткового возраста должны быть хорошо подготовлены сами и должны иметь необходимые сведения и навыки [2,6].

-          Эвристические методы обучения — активизируют познавательную самостоятельность обучающихся. Система современных эвристических методов обучения включает: метод мозговой атаки, прямая мозговая атака, массовая мозговая атака, мозговой штурм, метод эвристических вопросов (метод ключевых вопросов), метод многомерных матриц (метод морфологического анализа), метод свободных ассоциаций, метод инверсии, метод эмпатии, метод синектики.

Методы «мозговой атаки» понимаются как метод стимуляции творческой активности обучающихся. Они позволяют преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение (коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально).

Метод эвристических вопросов. Его целесообразно применять для накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации, для систематизации уже имеющейся информации.

Метод многомерных матриц. Зачастую новое — это непривычная комбинация уже известных элементов или известного с неизвестным. Этот метод основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы.

Метод свободных ассоциаций. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи.

Метод инверсии (обращения), ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.

Метод эмпатии, который чаще называют методом личной аналогии. Специфика приема состоит в том, что это как бы связующее звено между интуитивными и логическими процессами мышления. Данный метод предполагает создание фантастических образов, разрушает «барьеры здравого смысла» и может натолкнуть на оригинальные идеи.

Данные методы позволяют выполнить на практике рекомендации О. С. Габриеляна, учитывающие особенности обучения химии.

Первый совет. Вместо хемиоцентрического подхода (когда в центре методики обучения стоит химия) использовать антропоцентрический (когда обучение химии строится в первую очередь, на основе учета интересов, склонностей и особенностей обучающихся). Для учителя важно знать некоторые параметры, характеризующие ребенка. Это доминирующий канал восприятия учебного материала, то есть сколько в классе детей — визуалы, аудиалы, кинестетики. Сколько в классе левополушарных, правополушарных и детей со смешанным восприятием; как дети делятся по темпераменту (холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики); в каком периоде полового развития находятся (допубертатный, пубертатный или постпубертатный); кто лидер, кто аутсайдер и т. д.

Второй совет. Усилить мотивацию обучающихся к изучению непрофильной химии через раскрытие связи изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы (например, задание «Каким образом знания по химии конкретной темы связаны с обучением в выбранном ВУЗе или с будущей профессией»), усилить практическую значимость материала, предусмотренного стандартом базового уровня. Так, при изучении полимерных материалов в курсе органической химии необходимо обратить внимание на формирование умения читать этикетки трикотажных изделий с целью правильного ухода за ними.

Третий совет. В классах гуманитарного профиля использовать приемы, методы и средства, характерные для гуманитарных дисциплин.

Возможно использование символики, принятой в русском языке для обозначения частей слов, при формировании обобщенных знаний по химической номенклатуре: (-) «элемент — ид + (+) «элемент — а» (степень окисления (если переменная)). Вначале дается краткое латинское название более электроотрицательного элемента с суффиксом «-ид», а затем — название менее электроотрицательного элемента в родительном падеже и указывается степень окисления, если она переменная. А в органической химии символика русского языка помогает формированию номенклатуры ИЮПАК. Так, общий способ образования названий предельных одноатомных спиртов может быть отражен следующим образом: «алкан — ол» (метанол, этанол, пропанол-1).

В процессуальном отношении в классах гуманитарного профиля, в которых обучается большинство детей с ярким образным видением мира, склонных к эмоциональным переживаниям, значительный эффект получается при использовании приема анимации, т. е. наделение объектов неживого химического мира (элементов, веществ, материалов, реакций) характерными чертами и признаками живого. Обучающиеся пишут сочинения такого плана, тем самым совершенствуя свою литературную письменную речь и усваивая необходимое химическое содержание.

В классах физико-математического профиля некоторые темы, связанные с физикой (строение атома и вещества, электролиз, газовые законы), логично изучать на основе активных форм обучения (беседы, диспута, элементов уроков-конференций), что позволяет значительно увеличить долю самостоятельной работы обучающихся. Такой подход дает возможность широко использовать межпредметные связи и формировать единую естественно-научную картину мира.

Четвертый совет. Имеет отношение к проблеме интеграции. Идеи интеграции могут реализоваться и на базовом уровне.

1.         Внутрипредметная интеграция. Она проводится на основе единых законов, понятий и теорий для неорганической и органической химии и в курсе общей химии (единая система классификации и свойств неорганических и органических соединений, типология и закономерности протекания реакций между органическими и неорганическими веществами, катализ и гидролиз, окисление и восстановление, полимеры органические и неорганические).

2.         Межпредметная естественно-научная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знание физики, географии, биологии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественно-научную картину мира.

3.         Интеграция химии с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Она позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в нехимической сфере человеческой деятельности (Например, проекты детей «Химические сюжеты как основа произведений научной фантастики», «Химические ошибки в средствах массовой информации и их причины»). Учебный материал приобретает личностно-значимый характер, если ему придается социальный или философский оттенок

Пятый совет. Относится к химическому эксперименту и решению расчетных задач. Необходимо обучение химии с обязательным демонстрационным экспериментом на каждом уроке. Поскольку лабораторный ученический эксперимент в силу узкого временного лимита приобретает в обучении эпизодический характер, возникает необходимость привлечения к выполнению демонстрационного эксперимента учащихся в качестве ассистентов учителя. Часть проблем химического эксперимента могут решить видеоматериалы. Возможно также использования рисунков-коллажей в учебнике. Ввиду того, что на уроке время на решение расчетных задач по химии выкроить проблематично, необходимо использовать все возможности самостоятельной работы учащихся, особенно при подготовке домашнего задания [7,8].

Учитель может активно и творчески комбинировать активные методы обучения, применяя комплексный подход. Это способствует наибольшей эффективности в УВП, но все же наиболее интересными и увлекающими являются интерактивные методы.

Основная задача применения активных и интерактивных, в частности игровых, методов обучения — развитие у учащихся целостной картины мира; способности правильно ориентироваться в окружающем мире; возможность применять решения на практике, не совершая ошибки. В заключение стоит сказать, что учителя химии используют в своей практике и без труда дополнят рассмотренные активные формы обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, примерами из личного опыта.

 

Литература:

 

1.         Белякова, Н. В. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии / Н. В. Белякова. Режим доступа: krshk1.narod.ru/uroki/issled.doc

2.         Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. -2014. -№ 4. С.156–159.

3.         Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3(3).С.4–7.

4.         Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География». Педагогика высшей школы. 2015. № 2 (2). С. 31–35.

5.         Гальбых, Й. Актуальные вопросы теории и практики школьного химического эксперимента в обучении химии / Й. Гальбых, Г. Чтрнацтова, В. Новотны // Проблемы обучения химии в школах социалистических стран. — София. — Ч. 2. — С. 138–147.

6.         Кирюшкин Д. М. Методика обучения химии: учеб. пособие для пед. ин-тов / Д. М. Кирюшкин, В. С. Полосин. — М.: Просвещение, 1970. — 495 с.

7.         Лакоба, С. Е. Методика преподавания химии в условиях современной школы: пособие / С. Е. Лакоба, Л. Я. Толкач. — Гродно: ГрГУ, 2011. — 111 с.

8.         Щукина Г. И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. — 220 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle