Библиографическое описание:

Виноградова А. В. Повышение абилитационной компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 177-180.

Согласно Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ ограничения возможностей ребенка приводят к его выпадению из образовательного пространства.

По мнению Л.С Выготского, Л. И. Акатова, Е. М. Мастюковой, Л. М. Шипицыной и др., семья — является первым этапом социализации личности. Однако не редки случаи, когда грубо нарушается связь ребенка с социумом как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может и не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специальных условий обучения.

В настоящее время достаточно публикаций, посвященных вопросам организации работы с родителями, но менее рассмотрены проблемы сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ. В основном в литературе Солодянкиной О. В., Селивёрстовым В. И., Шипицыной Л. М. и др. раскрыты трудности, характерные для семей детей с ОВЗ. Назарова Н. М. и Аксенова Л. И. подчеркивают необходимость взаимодействия педагогов и родителей, но информация по вопросам организации работы, направленной на формирование педагогической компетентности родителей, ограничена.

Поэтому возникает следующаяпроблема: как повысить абилитационную компетентность родителей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ?

Цель: изучить организацию работы по повышению абилитационной компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Теоретической основой исследования являются позиции Л. И. Акатова о трудностях социализации детей с ОВЗ, И. Ю. Левченко и В. В. Ткачевой о компетентности родителей как условии успешной социализации дошкольников с ОВЗ. В работе использованы авторские идеи Е. С. Евдокимовой о формах работы с родителями, А. П. Панфиловой и И. Ю. Тархановой об активных методах взаимодействия.

Практическая значимость работы заключается в предложении использовать в традиционных формах работы с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста с ОВЗ, активные методы для повышения их абилитационной компетентности и успешной социализации детей.

Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время выделяется достаточно условий для социализации детей с ОВЗ, но, по мнению Л. И. Акатова и О. В. Солодянкиной, приоритетным из них является семья.

Действительно, в качестве важнейшего института социализации ребенка с ОВЗ, И. Ю. Левченко рассматривает семью, где этот процесс происходит как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения.

Проанализировав сущность определений, данных разными авторами, мы можем сказать, что семья является малой ячейкой общества, первым этапом социализации ребенка, основой, с которой начинается его воспитание и обучение.

К традиционным функциям семьи, воспитывающей ребенка с сохранным развитием, относят образовательно-воспитательную, рекреативную, хозяйственно-экономическую, регенеративную и репродуктивную. Сравнив их с функциями семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, выделенными Л. И. Акатовым, Л. Б. Шнейдером и Д. В. Зайцевым, мы пришли к выводу, что в последних семьях у родителей появляются дополнительные специфические функции по отношению к ребенку:

-                   абилитационно-реабилитационная (восстановление психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, включение его в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей);

-                   коррегирующая (исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ОВЗ);

-                   компенсирующая (замещение, перестройка нарушенных или недосформированных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными компенсаторными механизмами).

Таким образом, семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, испытывают больше трудностей, чем обычные семьи, поскольку в связи с нарушением ребенка к основным функциям семьи добавляются специальные, требующие от родителей большей компетентности.

Мы считаем, что среди функций, выполняемых родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, приоритетным является формирование компетентности родителей в выполнении абилитационно-реабилитационной функции, поскольку именно общение и взаимодействие родителей с ребенком с ОВЗ оказывает ему помощь на всем жизненном пути. А сформированность данной компетентности позволяет родителям проявлять активность и брать на себя ответственность за воспитание своего ребенка, а также, осуществляя качественный уход за ребенком, адекватно выстраивать процесс его развития.

Итак, успешность воспитания ребенка с ОВЗ зависит в первую очередь от компетентности его родителей. При этом возможность успешной социализации ребенка с ОВЗ напрямую зависит от сформированности абилитационной компетентности родителей. Мы считаем, что ее формирование достаточно длительный процесс. В связи с этим перед педагогом стоит задача отбора таких форм работы, которые бы способствовали активному вовлечению родителей в общение между педагогами и другими родителями, а также становлению их компетентности.

На основе анализа работ Е. С. Евдокимовой, Н. В. Додокиной, Е. А. Кудрявцевой, Е. А. Кобяковой нами были рассмотрены формы работы, направленные на повышение компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Анализ выделенных форм позволил выстроить последовательность их использования: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.

Поскольку для начала работы важным является изучение позиций и взглядов родителей на воспитание и развитие детей с ОВЗ, а также выявление их представлений по тому или иному вопросу, то первыми мы выделили формы получения информации путем устного и письменного взаимодействия — это опрос (беседа, анкетирование), сочинение, посещение семьи, переписка с родителями в онлайн-режиме.

Анализируя научно-методическую литературу, мы пришли к выводу, что для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, одной из важных проблем является понимание особенностей своего ребенка и подходов к его воспитанию и развитию. Поэтому для повышения педагогической компетенции следует использовать такие формы работы, которые способствуют уточнению и обогащению знаний родителей по определенным вопросам. Это консультация, семинар, устный журнал, родительский ринг, родительское собрание, конференция, родительский всеобуч.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, кроме информации, расширяющей их представления о возможностях своего ребенка, очень важным является приобретение собственных практических умений. Именно благодаря практическим формам работы, которые должны быть приоритетными в работе с родителями данной категории, они могут научиться методам и приемам взаимодействия с ребенком, произвести самоанализ своего опыта воспитания. Это такие формы как педагогический практикум, мастер-класс, семейный праздник и досуг.

По сравнению с другими формами, которые были рассмотрены ранее, мы считаем, что именно практические формы работы являются наиболее эффективными для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, поскольку помогают решить основные проблемы данной категории семей: потерянность в вопросах воспитания своего ребенка, сильнейший психологический стресс, стеснение выходить на улицу с ребенком, ожидая насмешек от других детей и их родителей, и др.

Чаще всего для просвещения родителей педагогами используются наглядно-информационные формы взаимодействия, потому что они удобны в кратком, но четком и ярком предоставлении информации: подбор литературы, разработка буклета и памятки, оформление стенда. Данная форма работы наиболее важна для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, поскольку в подготовленном педагогом материале наиболее доступно и понятно представлена необходимая информация для развития детей.

Анализируя наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями, мы пришли к выводу, что они не всегда эффективны, поскольку педагог не может узнать изучил ли родитель предложенную информацию. Поэтому мы считаем, что наглядно-информационные формы работы целесообразнее использовать не как самостоятельные, а как дополнительные формы взаимодействия с родителями. Памятку и буклет эффективно использовать в ходе тематического родительского собрания, семинара и т. п. для обсуждения представленной в ней информации. А возможность унести ее с собой поможет родителям вспомнить основные моменты, которые обсуждались в ходе встреч. Информацию, представленную на стенде до проведения круглого стола, дискуссии и т. д., можно использовать как подготовку родителей к восприятию темы на предстоящей встрече. Можно представлять на стенде и материалы по итогам проведения какой-либо формы работы с целью напоминания о принятых решениях или расширение кругозора родителей по рассматриваемой теме.

В связи с этим для повышения педагогической компетентности родителей, а в первую очередь абилитационной, педагог может использовать разнообразные формы работы. При этом можно дополнять выбранные формы работы наглядно-информационными, что будет способствовать лучшему восприятию и пониманию информации.

Анализируя проблему неэффективного сотрудничества семьи и организации, выделенную в исследованиях Е. С. Евдокимовой, Н. В. Додокиной, Н. В. Сединой, Р. Ш. Фаткуллиной, О. И. Быковой и др., мы пришли к выводу о необходимости изменения подходов к формированию компетентности родителей, используя традиционные формы сотрудничества, но включая активные методы. Во-первых, активная позиция родителей позволит повысить их мотивацию к повышению компетенции, в том числе и самостоятельно. Во-вторых, создаст условия для проявления инициативы и творческого поиска эффективных решений в процессе общения друг с другом, педагогом и специалистами, что является важным условием для расширения жизненного пространства родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. В-третьих, обеспечит возможность увидеть в молодом педагоге союзника, который помогает, а не назидает.

Рассматривая разработки И. М. Осмоловской, А. П. Панфиловой, И. Ю. Тархановой, О. В. Савельевой и др., мы выделили широкий перечень активных методов работы. Эти методы просты для понимания, доступны для проведения, но требуют тщательной подготовки педагога.

Это такие методы как: дискуссия, мозговой штурм, метод эвристических вопросов, ситуационный анализ (кейс-метод), метод GROW, информационный лабиринт (баскет-метод) и т. д.

Таким образом, организация сотрудничества с родителями в ходе использования и сочетания разнообразных форм работы с включением активных методов позволит повысить педагогическую компетентность родителей, что является условием успешной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Сотрудничая с РЦ «Наставник» г. Рыбинска, мы апробировали разные формы взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, направленные на повышение их абилитационной компетентности.

В ходе реализации проекта «Загадочный ребенок — ключ к развитию», работа над которым велась в период прошлого года, мы осуществляли домашнее визитирование ребенка 5 лет с детским церебральным параличом. Поскольку домашнее визитирование — это форма оказания образовательных услуг семье ребенка, то важным направлением работы мы считаем работу с мамой в области развития мелкой моторики ребенка.

Для повышения педагогической компетентности мамы ребенка мы использовали следующие формы работы:

1.                  Опрос родительского отношения к ребенку с ОВЗ, (разработанный А. Я. Варги и В. В. Столина)

2.                  Консультации с элементами практикума во время визитов в семью с целью формирования знаний о потребностях ребенка в развитии, а также формирование элементарных умений в проведении пальчиковых игр с дочерью. В ходе работы как дополнительные использовались наглядно-информационные формы работы: буклет, брошюра с рекомендациями по проведению пальчиковых игр и рабочая тетрадь для формирования графо-моторных навыков ребенка.

3.                  Семейный праздник — День рождения дочери, который ранее в семье не отмечался. Доказательством достижения поставленной нами цели стало приглашение нас мамой к чаепитию.

Использованием комплекса форм работы способствовало тому, что по истечении 5 месяцев, мы отметили изменение отношения мамы к визитированию — она стала более открытая, стала доверять нам и оставлять наедине с ребенком, заметна благодарность за работу с дочерью, а также мы могли наблюдать изменение в отношении к дочери, что является основой для формирования педагогической компетентности мамы.

В ходе работы по проекту «Попугай Кеша и друзья», направленного на формирование социальных умений детей с ранним детским аутизмом посредством мультипликации, мы разработали проведение родительского собрания по теме «Мультфильмы в жизни детей». Опыт подтвердил, что разработка встречи с родителями на основе использования активных методов работы, требует долгое время для его подготовки. Данное собрание будет проведено в группе для дошкольников с ранним детским аутизмом на базе ГОАУ СПО ЯО Рыбинского педколледжа.

Практический опыт показал, что для достижения результатов работы первоначально педагогу необходимо установить доверительные отношения с родителями. В дальнейшем на этой основе, используя формы и активные методы работы, планировать деятельность по повышению педагогической компетенции родителей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ.

Основываясь на изученных теоретических положениях и опыте работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, в дальнейшем планируется разработка программы родительской академии на основе использования комплекса форм и активных методов взаимодействия.

 

Литература:

 

1.                  Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

2.                  Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей / под общ. ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. — М.: «Мозайка-синтез», 2007. — 128 с.

3.                  Кобякова Е. А., Века Л. М. Абилитационная компетентность родителей: метод. пособие. — Новосибирск: ГООИ «Общество «Даун-синдром», 2013. — 52 с.

4.                  Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. — М.: Просвещение, 2008. — 239 с.

5.                  Тарханова И. Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе: учебное пособие. — Ярославль: Изд-ва ЯГПУ, 2012. — 67 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle