Формирование российского образования через призму интеграции в общеевропейскую систему образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Семчук, Е. В. Формирование российского образования через призму интеграции в общеевропейскую систему образования / Е. В. Семчук, Д. В. Кольцова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8893/ (дата обращения: 20.04.2024).

Ключевые слова:образование, глобализация, конкурентоспособность, модернизация, европейские нормы, внутренний кризис, личность

 

Современное образование — фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности, выступающая как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Целью функционирования социального института образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования необходимо изучать с позиции комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и системы их взаимосвязей и управления.

Личность по отношению к институтам государства — всегда объект воздействия. Долгое время государство практиковало ресурсный подход к собственному населению, управление системой образования было подчинено идее воспитания работника, профессионала с минимальным учетом индивидуальности. В то время как на современном этапе образование приобретает характер целенаправленной непрерывной (в течение всей жизни) деятельности личности, ориентированной на использование образовательной системы, образовательной среды в целях самосовершенствования, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Формируются субъект-субъектные связи между участниками образовательной деятельности.

Развитие системы высшего профессионального образования Российской Федерации детерминировано мировыми тенденциями глобализации. Социально-экономические изменения в стране, произошедшие в течение 15 лет, привели к внутреннему кризису образовательной системы. Россия принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства. Начиная с 90-х годов ХХ в., в нашей стране осуществляется широкая модернизация российской системы образования, направленная на ее демократизацию и развитие «как открытой государственно-общественной системы».

В сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу. Предстоит осуществить реформирование российского образования с целью продвижения его к открытости европейскому сообществу и интеграции в общеевропейскую систему образования.

В последние несколько лет вузовскую общественность России живо интересуют проблемы, связанные с возможной ролью общеевропейского движения, известного под именем «Болонского процесса», в модернизации российской высшей школы.

Объединение высшей школы в европейских странах назрело довольно давно, еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентноспособным по сравнению с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в котором ставились принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в сфере образования к общеевропейским нормам, расширение доступа к высшему образованию, повышение академической мобильности студентов и их востребованности на рынке труда, создание долгосрочных систем обучения.

Со временем эти идеи были развиты в решениях конференций министров образования европейских стран (1971,1976), в Маастрихтском договоре (1992). В дальнейшем под эгидой ЕС, Совета Европы внедрялись разнообразные программы.

Болонский процесс — процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространство, открылись границы, введена единая валюта, формируется общеевропейский рынок труда. В этих условиях пестрота систем высшего образования, несопоставимость квалификаций тормозят мобильность квалифицированной рабочей силы.

Официальной датой Болонского процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонье на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем, межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005) и Лондоне (2007). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран.

Обязательства участников страны присоединяются к Болонской декларации на добровольной основе.

Подписав Декларацию, они принимают на себя определенные обязательства.

Некоторые обязательства ограничены сроками:

-        С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

-        До 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Рекомендательные параметры Болонского процесса

-        Единые европейские оценки.

-        Активная вовлеченность студентов.

-        Социальная поддержка малообеспеченных студентов.

-        Образование в течение всей жизни.

Факультативные параметры Болонского процесса

-        Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.

-        Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.

-        Модульная система.

-        Дистанционное обучение, электронные курсы.

-        Академические рейтинги студентов и преподавателей.

Основные цели Болонского процесса

-        Построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

-        Формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;

-        Повышение престижности в мире европейской высшей школы;

-        Обеспечение конкурентноспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбы за студентов, деньги, влияние;

-        Достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем образования;

-        Повышение качества образования;

-        Повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определенные обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;

До 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Цель Болонской декларации установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейском рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.

Двухуровневая система высшего образования Базового и последипломного (бакалавриат и магистратура). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран.

В заключение, рассматривая, теоретический аспект Болонского процесса, целесообразно заметить, что еще до официального присоединения России к Болонской декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных стандартов профессионального образования. Уже в Законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятом в 1996 г., в принципе была предусмотрена многоуровневая система высшего образования. За прошедшие годы многие вузы накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений.

 

Литература:

 

1.      Байденко В. И. Болонский процесс. Курс лекций. –Изд-во Логос — М.:2004,208с.

2.      Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под научной редакцией проф. В. И. Байденко.М.:2002.-409с.

3.      ДобрынинМ. А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства/Педагогика.-2006.-№ 9.-С.103–108.

4.      Шадриков В. Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс Вопр.образования.-2004.

Основные термины (генерируются автоматически): Болонский процесс, высшее образование, Болонская декларация, национальная система образования, внутренний кризис, высшее профессиональное образование, добровольная основа, европейская зона, европейское высшее образование, единый образец.

Похожие статьи

Проблемы непрерывного образования и финансовая интеграция...

Болонский процесс, высшее образование, Болонская декларация, национальная система образования, высшее профессиональное образование, внутренний кризис, европейская зона, европейское высшее образование...

К вопросу о современных тенденциях обучения в неязыковом...

высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность, иностранный язык, инженерная деятельность, контроль качества, страна Европы, знание, вуз.

Болонский процесс, высшее образование, Болонская...

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования, высшее профессиональное образование, Европейское пространство, академическая культура...

Компетентностный подход в современной философии образования

Болонский процесс, высшее образование, Болонская декларация, национальная система образования, высшее профессиональное образование, внутренний кризис, европейская зона, европейское высшее образование...

Методология современного образования. Болонский процесс

академическая мобильность, программа, вуз, академическая мобильность студентов, Россия, обучение, высшее образование, Болонский процесс, студент, Болонская декларация.

Унификация права в сфере образования как составляющая...

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования, высшее профессиональное образование, Европейское пространство, академическая культура...

Современное образование и наука: основные направления...

Европейская система образования в русле глобализации... высшее образование, Болонский процесс, образование, экономика знаний, Восточная

высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность, иностранный язык, инженерная...

Профессиональное образование в XXI веке | Статья в журнале...

Болонский процесс, высшее образование, Болонская декларация, национальная система образования, высшее профессиональное образование, внутренний кризис, европейская зона, европейское высшее образование...

Двухуровневая система образования, правовые аспекты

Ключевые слова: двухуровневая система образования, Болонская декларация, направление подготовки, бакалавриат, магистратура.

Бакалавриат - высшее профессиональное образование, присвоение учащемуся по итогам аттестации степени (квалификации) «бакалавр».

Похожие статьи

Проблемы непрерывного образования и финансовая интеграция...

Болонский процесс, высшее образование, Болонская декларация, национальная система образования, высшее профессиональное образование, внутренний кризис, европейская зона, европейское высшее образование...

К вопросу о современных тенденциях обучения в неязыковом...

высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность, иностранный язык, инженерная деятельность, контроль качества, страна Европы, знание, вуз.

Болонский процесс, высшее образование, Болонская...

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования, высшее профессиональное образование, Европейское пространство, академическая культура...

Компетентностный подход в современной философии образования

Болонский процесс, высшее образование, Болонская декларация, национальная система образования, высшее профессиональное образование, внутренний кризис, европейская зона, европейское высшее образование...

Методология современного образования. Болонский процесс

академическая мобильность, программа, вуз, академическая мобильность студентов, Россия, обучение, высшее образование, Болонский процесс, студент, Болонская декларация.

Унификация права в сфере образования как составляющая...

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования, высшее профессиональное образование, Европейское пространство, академическая культура...

Современное образование и наука: основные направления...

Европейская система образования в русле глобализации... высшее образование, Болонский процесс, образование, экономика знаний, Восточная

высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность, иностранный язык, инженерная...

Профессиональное образование в XXI веке | Статья в журнале...

Болонский процесс, высшее образование, Болонская декларация, национальная система образования, высшее профессиональное образование, внутренний кризис, европейская зона, европейское высшее образование...

Двухуровневая система образования, правовые аспекты

Ключевые слова: двухуровневая система образования, Болонская декларация, направление подготовки, бакалавриат, магистратура.

Бакалавриат - высшее профессиональное образование, присвоение учащемуся по итогам аттестации степени (квалификации) «бакалавр».