Библиографическое описание:

Таишова Ю. А. Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи детей раннего дошкольного возраста «Говорим с пеленок» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 79-82.

«Говорить путано умеет всякий,

говорить ясно немногие».

Галилео Галицей

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка как интеллектуальных, так и творческих, что очень актуально в раннем детстве.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию — первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого — заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Работая руководителем метод объединения по коммуникативно-речевому направлению и изучая проблемы развития связной речи я пришла к выводу, что в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое.

В Законе РФ «Об образовании» сказано, что общеобразовательные программы, в том числе и программа учреждения где я работаю, направлены на решение задач формирование общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе. Именно связность речи может помочь в решении этих задач. В моей практике были трудности при обучении связной речи детей. А поскольку неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (недостаточное устойчивое внимание, сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания и т. д.), поэтому дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. В сложившейся ситуации я, да и все педагоги находятся в поиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но и всех психических процессов.

Работая на группе раннего возраста и размышляя о дилемме — как же объединить ресурсы ИКТ, дать толчок раннему речевому развитию детей и их познавательной активности и заключить это в рамки системы работы по ФГОС, мне пришла мысль создать инновационный проект, в рамках которого можно было бы это все реализовать.

 

Точкой опоры для создания проекта стала интерактивная программа «Говорим с пеленок», разработанная для речевого развития детей с раннего возраста. Просмотрев эти видео — уроки, я пришла к мысли о том, что было бы очень интересно и ново применить эту интерактивную программу в условиях детского сада. В связи с этим возникла необходимость интегрировать эти видео — уроки в рамки занятий по развитию речи.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мною были разработаны комплексы занятий к каждому видео уроку, включающие в себя интеграцию всех образовательных областей.

«ГОВОРИМ С ПЕЛЁНОК» — это 300 ярких иллюстраций и столько же коротких мультипликационных роликов, которые раскрывают ребёнку богатство и красоту родного языка! Эта программа Пособие включает в себя три раздела: «Слова», «Словосочетания» и «Предложения». Все предложения и тексты взяты из классической детской литературы.

Проект рассчитан на два года, что соответствует возрастной категории: первая младшая (2–3г) и вторая младшая группы(3–4).

В первой младшей группе в рамках инновационного проекта под названием «Говорим с пеленок» рассматривается раздел «Слова», который готовит детей к восприятию дальнейшей информации.

Занятия проходят в простой, непринуждённой форме. Достаточно от 15 секунд до 5 минут, чтобы познакомить ребёнка с новыми словами и словосочетаниями, а к смыслу и значению слов дети смогут прийти в процессе организованной познавательной деятельности.

Эта методика предполагает просмотр 1го видео три раза в день. Один видео просмотр состоит из 5 слов и длиться не более 15 секунд. Слова сменяются яркими картинками и фотографиями, что позволяет удерживать внимание малыша на протяжении всего видео просмотра. Видео сеансы меняются каждые три дня. В приложении имеется дневничок занятий, в котором можно отмечать пройденный материал. Занятие проводится в первый день просмотра видео ролика, следующие два дня просматривается только видео. Так же занятие можно раздробить на части и проводить его в течении первого дня просмотра.

Целью данного этапа программы «Говорим с пеленок» является обогащение словарного запаса у детей 2–3 лет, развитие познавательной речевой активности.

Основные задачи:

-        расширение словаря по темам,

-        интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения;

-        формирование предпосылок для развития связной речи.

-        организация речевой среды

-        развитие мелкой моторики рук

Содержание занятия:

Игра — основной вид деятельности дошкольников, поэтому занятия, проводимые с детьми, выстраиваю в форме игры, во всем разнообразии (словесные, дидактические, развивающие, объединяя одним сюжетом и подчиненные конкретной теме занятия, его целям и задачам). Работа с детьми данного возраста строится на основе свойственного им наглядно-действенного типа мышления и ориентирована на формирование нового типа мышления- наглядно-образного.

 

Для правильного произношение звуков перед занятием проводится артикуляционная гимнастика, она представляет собой комплекс упражнений, которые готовят речевой аппарат ребенка к правильному произношению. Артикуляционная гимнастика сочетается с дыхательными упражнениями и мимическим массажем.

Происходит знакомство детей со словами с видео урока. Дети произносят их громко, четко.

Дети приобретают представление о тех словах, которые они проговорили через познавательную деятельность, которая осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыки, художественного чтения, физической культуры, безопасности.

Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую зависит от развития мелкой моторики руки ребенка, для чего в занятии используются специальные упражнения и пальчиковые игры. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне эмоционального переживания, контакта. Они способствуют также и развитию речи детей.

Наряду с развитием мелкой моторики уделяется внимание развитию тактильной чувствительности, что помогает детям приобретать способность сравнивать предметы по качеству. Словесное обозначение качества предметов расширяет активный и пассивный словарь ребенка.

Развитие мелкой моторики происходит и через ИЗО деятельность, а так же с целью закрепления пройденного. При организации ИЗО деятельности я воспользовалась методической разработкой И. А. Лыковой.

 

В конце занятия подводятся итоги и выводы. Если занятие было раздроблено и проведено частями в течении дня, выводы можно сделать в любое удобное время этого дня.

Содержание каждого занятия имеет следующую структуру:

1)      Артикуляционная гимнастика

2)      Звуковая работа (произнесение слов)

3)      работа по ознакомлению с окружающим

4)      Пальчиковые игры

5)      ИЗО деятельность.

Так же занятия включают физ. Минутки и игры различной подвижности.

Во второй младшей группе проект «Говорим с пеленок» имеет свое продолжение как проект под названием «Раз — словечко, два — словечко», в нем рассматриваются разделы: «Словосочетания» и «Предложения». В основу раздела «Словосочетания» легли 30 слов — существительных: предметы и явления, окружающие ребенка. К каждому слову подобраны по 10 определений, порою характеризующих предмет с неожиданнойстороны.

Понять смысл каждого определения помогут не только короткие мультфильмы, но и приёмы мнемотехники, которые я влючила в свою работу.

Цельюданного этапа проекта: развитие связной речи дошкольников с использованием ресерсов интерактивной программы «Говорим с пеленок» и приемов мнемотехники.

Задачи:

1.                  Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи.

2.                  Изучить приемы мнемотехники, используемые для работы с детьми.

3.                  Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи у воспитанников

Принцип работы остается тем же согласно методике.

В структуре занятий появляется раздел по работе с мнемотехникой. В процессе работы у детей развилось умение анализировать, выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать обобщения, объединять объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения, устанавливать смысловые связи. Дети научились излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений.

Благодаря DVD «Говорим с пелёнок» и комплексу занятий к ним обогащается словарный запас ребёнка, развивается ассоциативное мышление и речь, ребёнок учится читать.

Конечно, уже сейчас видны результаты работы,и это показала итоговая диагностика, но все же, эта работа — на перспективу, т. к. связная речь детей в младшем дошкольном возрасте только начинает развиватся.

 

Литература:

 

1.      Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство — ПРЕСС», 2001.

2.      Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2–4/1991.

3.      Логинова В. И., Бабаева Т. И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд.2-е, перераб.-СПб.,: Акцидент, 1996.

4.      Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1998.

5.      Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию — СПб, 2000 г.

6.      Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

7.      Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

8.      Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.

9.      Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1984.

10.  Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л.Малашенковой. — Омск: ООИПКРО, 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle