Использование новых технологий, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

III международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2015)

Дата публикации: 06.10.2015

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Строцева, Н. Л. Использование новых технологий, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху / Н. Л. Строцева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 180-183. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8876/ (дата обращения: 27.04.2024).

«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

К. Д. Ушинский

 

В наше время, когда у детей много источников информации, когда их практически нечем удивить, очень тяжело заинтересовать в изучении такого, как многие ребята говорят, ненужного предмета, как изобразительное искусство.

Но несмотря на такие сложные условия нашего учительского труда, нужно дать детям знания о творчестве художников, скульпторах, прививать им любовь к искусству, к творчеству, развивать умение творить, создавать, учить рассматривать произведения искусства, рассуждать о них, высказывать своё мнение, учить видеть прекрасное.

Как же это сделать, вопреки желанию детей?

Новые современные технологии открывают перед нами такую возможность.

Что же это за технологии? Конечно, это ИКТ. ИКТ — это один из самых интересных педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока как для учителя, так и для учеников.

Я работаю по программе Б. М. Неменского. Каждый урок построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет.

В чем, все-таки, полезность и эффективность использования ИКТ на уроках ИЗО?

1.      Проблема иллюстративной поддержки уроков.

На уроках ИЗО необходимо показывать огромное количество репродукций. Порой, чтобы подтвердить всего лишь один постулат в истории искусства, необходимо продемонстрировать десяток изображений произведений искусства.

Использование ИКТ решает множество проблем, одними из которых является малое количество наглядных пособий и невозможность посетить различные музеи и выставочные залы, чтобы увидеть мировые шедевры изобразительного искусства.

2.      Раздаточный материал.

Это та область полиграфической продукции, которая практически отсутствует, не предусмотрена в качестве методического обеспечения на уроках искусства. Учителю приходится изготавливать материал самостоятельно, т. к. необходимость в этом существенная. Ребенок пользуется раздаточным материалом на протяжении всего урока, неоднократно обращается к нему. Раздаточный материал играет важную роль в формировании умений и навыков на уроках искусства.

Рис. 1. Раздаточный материал для изучения пропорции лица человека

 

Решить обозначенную проблему помогают сканер, принтер, ксерокс.

3.      Методические пособия, например, презентации.

Кроме иллюстративного ряда, презентации, в зависимости от своей структуры и назначения, помогают решать конкретные задачи на уроке. Они могут сопровождать объяснение учителем новой темы, могут являться алгоритмом действия, могут быть помощником в написании опорного конспекта, в выделении ключевых мыслей и т. д.

Различное восприятие информации у учащихся на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео и аудио информацию через технические средства. Если позволяет содержание учебного материала трактовать в виде текста и в виде схем, то это может способствовать расширению способов подачи материала. Заполнение электронных таблиц — обобщают полученную информацию.

Например, при изучении в 7 классе темы «Великие скульпторы». Дети готовят информацию о скульпторах, мы сморим презентации. В конце урока мы подводим итог, составляя таблицу, какой вклад внёс каждый из скульпторов в совершенствовании такого прекрасного вида искусства как скульптура.

Презентации для 9 классов позволяет увидеть необычные архитектурные сооружения (рис. 2).

Рис. 2. Презентация для 8 класса «Необычные архитектурные сооружения»

 

4.         Конспект урока в электронном виде обеспечивает удобство работы с текстом (корректировка, дополнения, изменения), а также возможность тиражирования и использования материала для различных мероприятий (проекты, конкурсы и т. п.). Так же, эстетический вид распечатанного конспекта или плана урока, к которому учитель обращается на уроке в случае необходимости, несомненно, выигрывает в сравнении с рукописным.

5.         Электронные образовательные ресурсы (CD-диски) можно использовать для переработки и создания на основе них собственного продукта. Так же, бывает удобно пользоваться предложенной навигацией и даже привлекать учащихся на уроке к самостоятельному поиску заданной информации, выполнению какого-либо теста и т. д.

Например, уроки в 9 классе. Как трудно заинтересовать девятиклассников искусством, когда у них в голове мысли только о том, как подготовиться к ОГЭ. Но тут приходит мне на выручку CD-диск с 3D изображением театра. Мы рассматриваем уголки театра даже такие, куда простой зритель не может заглянуть. Ребятам нравится видеть то, что, даже побывав в театре, они бы не увидели. А те, кто не был в настоящем театре, хотят туда попасть. Это ведь замечательно!

6.      Использование видео на уроках.

Это, конечно, самый любимый вид ИКТ ребят. Тут мы смотрим самый первый мультфильм, который появился в начале прошлого века. И путешествуем по Лувру и Эрмитажу. А иногда попадаем в мультфильм, в котором нам тётушка Сова интересно рассказывает про художников и их картины (для младших учащихся).

7.      Использование автоматизированной системы «Сетевой город».

Это очень важная часть использования ИКТ в образовательном процессе. Через систему «Сетевой город» я доступно описываю задания для тех, кого не было на уроке, для тех ребят, которые невнимательно слушали или не успели записать задание. В присоединённом файле у учащихся есть вспомогательные материалы, которых нет в учебнике для работы дома (рис.3).

Рис. 3. Скриншот страницы с домашним заданием в системе «Сетевой город»

 

Тут же проходит общение между мною и родителями. Также ребята, отсутствующие на уроке, могут сдать работы, переслав их фото по системе «Сетевой город» (рис.4). Это очень нужный элемент ИКТ в процессе обучения.

Рис. 4 Скриншот страницы с домашним заданием ученицы, отправленным по системе «Сетевой город»

 

На своих уроках благодаря использованию ИКТ я обнаружила следующие результаты:

-          у детей значительно повысился интерес к различным областям искусства, они стали больше задавать вопросов;

-          очень часто ребята самостоятельно дома, в интернете или в печатной литературе находят дополнительную информацию и приносят на урок;

-          проявляют инициативу и активно выступают с найденным материалом;

-          повысилось качество творческих работ (из-за доступного иллюстративного и информационного материала);

-          к ребятам приходит осознание глобальности и значения искусства в их личной жизни, и многие начинают мечтать об экскурсионных поездках в разные страны мира, чтобы увидеть то, о чем узнали на уроке!

Таким образом, использование ИКТ позволяет проектировать мне, как учителю, грамотный, профессиональный, технологичный урок! А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков и самое главное — пробудить у детей интерес к познанию искусства!

Основные термины (генерируются автоматически): урок, раздаточный материал, ребенок, ИКТ, изобразительное искусство, класс, презентация, ребята, Скриншот страницы, урок искусства.

Похожие статьи

Интегрированный урок по изобразительному искусству...

Совсем недавно мы на уроке изобразительного искусства познакомились с творчеством Микеланджело Буонарроти. Гипотеза: роботы могут помогать художникам. Цель моей работы: собрать простейшую конструкцию робота. Страницы из семейного архива...

Использование новых информационных коммуникативных...

Использование новых информационных коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства.

Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны.

К вопросу об использовании графических материалов на уроках...

изобразительное искусство, младший школьник, продуктивная деятельность, развитие творчества ребенка, материал, ребенок, урок.

Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства как...

ИКТ широко используется и на уроках изобразительного искусства.

Так, например, презентация о творчестве В. М. Васнецова используется для фронтальной работы с классом.

Значение упражнений на уроках изобразительного искусства...

Любые задания (темы уроков) в школьных программах (их авторство и методологические установки в данном случае не имеют особого значения) требуют от детей специальных знаний и умений в области изобразительного искусства.

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...

эстетическое воспитание, изобразительное искусство, эстетическое воспитание школьников, ребенок, окружающий мир, урок музыки, музыкальное искусство, начальная школа, творческое отношение...

Использование ИКТ как средство активизации познавательной...

Необходимость использования ИКТ на уроках в коррекционной школе VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.

Развитие творческих способностей младших школьников...

На уроках изобразительного искусства дети учатся понимать и оценивать, где сталкиваются добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть. Соотношение знания и фантазии у детей школьного возраста на...

Создание мультфильма своими руками посредством проектной...

Прежде чем требовать от ребенка сделать осознанный выбор в пользу настоящих произведений искусства, необходимо научить его понимать сюжет мультфильма, различать изобразительные средства, которыми он передается...

Похожие статьи

Интегрированный урок по изобразительному искусству...

Совсем недавно мы на уроке изобразительного искусства познакомились с творчеством Микеланджело Буонарроти. Гипотеза: роботы могут помогать художникам. Цель моей работы: собрать простейшую конструкцию робота. Страницы из семейного архива...

Использование новых информационных коммуникативных...

Использование новых информационных коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства.

Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны.

К вопросу об использовании графических материалов на уроках...

изобразительное искусство, младший школьник, продуктивная деятельность, развитие творчества ребенка, материал, ребенок, урок.

Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства как...

ИКТ широко используется и на уроках изобразительного искусства.

Так, например, презентация о творчестве В. М. Васнецова используется для фронтальной работы с классом.

Значение упражнений на уроках изобразительного искусства...

Любые задания (темы уроков) в школьных программах (их авторство и методологические установки в данном случае не имеют особого значения) требуют от детей специальных знаний и умений в области изобразительного искусства.

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...

эстетическое воспитание, изобразительное искусство, эстетическое воспитание школьников, ребенок, окружающий мир, урок музыки, музыкальное искусство, начальная школа, творческое отношение...

Использование ИКТ как средство активизации познавательной...

Необходимость использования ИКТ на уроках в коррекционной школе VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.

Развитие творческих способностей младших школьников...

На уроках изобразительного искусства дети учатся понимать и оценивать, где сталкиваются добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть. Соотношение знания и фантазии у детей школьного возраста на...

Создание мультфильма своими руками посредством проектной...

Прежде чем требовать от ребенка сделать осознанный выбор в пользу настоящих произведений искусства, необходимо научить его понимать сюжет мультфильма, различать изобразительные средства, которыми он передается...