Библиографическое описание:

Строцева Н. Л. Использование новых технологий, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 180-183.

«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

К. Д. Ушинский

 

В наше время, когда у детей много источников информации, когда их практически нечем удивить, очень тяжело заинтересовать в изучении такого, как многие ребята говорят, ненужного предмета, как изобразительное искусство.

Но несмотря на такие сложные условия нашего учительского труда, нужно дать детям знания о творчестве художников, скульпторах, прививать им любовь к искусству, к творчеству, развивать умение творить, создавать, учить рассматривать произведения искусства, рассуждать о них, высказывать своё мнение, учить видеть прекрасное.

Как же это сделать, вопреки желанию детей?

Новые современные технологии открывают перед нами такую возможность.

Что же это за технологии? Конечно, это ИКТ. ИКТ — это один из самых интересных педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока как для учителя, так и для учеников.

Я работаю по программе Б. М. Неменского. Каждый урок построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет.

В чем, все-таки, полезность и эффективность использования ИКТ на уроках ИЗО?

1.      Проблема иллюстративной поддержки уроков.

На уроках ИЗО необходимо показывать огромное количество репродукций. Порой, чтобы подтвердить всего лишь один постулат в истории искусства, необходимо продемонстрировать десяток изображений произведений искусства.

Использование ИКТ решает множество проблем, одними из которых является малое количество наглядных пособий и невозможность посетить различные музеи и выставочные залы, чтобы увидеть мировые шедевры изобразительного искусства.

2.      Раздаточный материал.

Это та область полиграфической продукции, которая практически отсутствует, не предусмотрена в качестве методического обеспечения на уроках искусства. Учителю приходится изготавливать материал самостоятельно, т. к. необходимость в этом существенная. Ребенок пользуется раздаточным материалом на протяжении всего урока, неоднократно обращается к нему. Раздаточный материал играет важную роль в формировании умений и навыков на уроках искусства.

Рис. 1. Раздаточный материал для изучения пропорции лица человека

 

Решить обозначенную проблему помогают сканер, принтер, ксерокс.

3.      Методические пособия, например, презентации.

Кроме иллюстративного ряда, презентации, в зависимости от своей структуры и назначения, помогают решать конкретные задачи на уроке. Они могут сопровождать объяснение учителем новой темы, могут являться алгоритмом действия, могут быть помощником в написании опорного конспекта, в выделении ключевых мыслей и т. д.

Различное восприятие информации у учащихся на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео и аудио информацию через технические средства. Если позволяет содержание учебного материала трактовать в виде текста и в виде схем, то это может способствовать расширению способов подачи материала. Заполнение электронных таблиц — обобщают полученную информацию.

Например, при изучении в 7 классе темы «Великие скульпторы». Дети готовят информацию о скульпторах, мы сморим презентации. В конце урока мы подводим итог, составляя таблицу, какой вклад внёс каждый из скульпторов в совершенствовании такого прекрасного вида искусства как скульптура.

Презентации для 9 классов позволяет увидеть необычные архитектурные сооружения (рис. 2).

Рис. 2. Презентация для 8 класса «Необычные архитектурные сооружения»

 

4.         Конспект урока в электронном виде обеспечивает удобство работы с текстом (корректировка, дополнения, изменения), а также возможность тиражирования и использования материала для различных мероприятий (проекты, конкурсы и т. п.). Так же, эстетический вид распечатанного конспекта или плана урока, к которому учитель обращается на уроке в случае необходимости, несомненно, выигрывает в сравнении с рукописным.

5.         Электронные образовательные ресурсы (CD-диски) можно использовать для переработки и создания на основе них собственного продукта. Так же, бывает удобно пользоваться предложенной навигацией и даже привлекать учащихся на уроке к самостоятельному поиску заданной информации, выполнению какого-либо теста и т. д.

Например, уроки в 9 классе. Как трудно заинтересовать девятиклассников искусством, когда у них в голове мысли только о том, как подготовиться к ОГЭ. Но тут приходит мне на выручку CD-диск с 3D изображением театра. Мы рассматриваем уголки театра даже такие, куда простой зритель не может заглянуть. Ребятам нравится видеть то, что, даже побывав в театре, они бы не увидели. А те, кто не был в настоящем театре, хотят туда попасть. Это ведь замечательно!

6.      Использование видео на уроках.

Это, конечно, самый любимый вид ИКТ ребят. Тут мы смотрим самый первый мультфильм, который появился в начале прошлого века. И путешествуем по Лувру и Эрмитажу. А иногда попадаем в мультфильм, в котором нам тётушка Сова интересно рассказывает про художников и их картины (для младших учащихся).

7.      Использование автоматизированной системы «Сетевой город».

Это очень важная часть использования ИКТ в образовательном процессе. Через систему «Сетевой город» я доступно описываю задания для тех, кого не было на уроке, для тех ребят, которые невнимательно слушали или не успели записать задание. В присоединённом файле у учащихся есть вспомогательные материалы, которых нет в учебнике для работы дома (рис.3).

Рис. 3. Скриншот страницы с домашним заданием в системе «Сетевой город»

 

Тут же проходит общение между мною и родителями. Также ребята, отсутствующие на уроке, могут сдать работы, переслав их фото по системе «Сетевой город» (рис.4). Это очень нужный элемент ИКТ в процессе обучения.

Рис. 4 Скриншот страницы с домашним заданием ученицы, отправленным по системе «Сетевой город»

 

На своих уроках благодаря использованию ИКТ я обнаружила следующие результаты:

-          у детей значительно повысился интерес к различным областям искусства, они стали больше задавать вопросов;

-          очень часто ребята самостоятельно дома, в интернете или в печатной литературе находят дополнительную информацию и приносят на урок;

-          проявляют инициативу и активно выступают с найденным материалом;

-          повысилось качество творческих работ (из-за доступного иллюстративного и информационного материала);

-          к ребятам приходит осознание глобальности и значения искусства в их личной жизни, и многие начинают мечтать об экскурсионных поездках в разные страны мира, чтобы увидеть то, о чем узнали на уроке!

Таким образом, использование ИКТ позволяет проектировать мне, как учителю, грамотный, профессиональный, технологичный урок! А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков и самое главное — пробудить у детей интерес к познанию искусства!

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle