Библиографическое описание:

Солодова Е. А., Ефимов П. П., Ефимова И. О. Об актуальности трансдисциплинарных технологий в высшей школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 169-171.

В статье рассматривается актуальная педагогическая технология, основанная на принципе трансдисциплинарности. В основе принципа трансдисциплинарности лежит идея освоения методологического знания, инвариантного в целом ряде дисциплин.

Ключевые слова: инновации, образование, трансдисциплинарность.

 

Сегодня во всём мире можно наблюдать интеграционные процессы, которые называются процессами глобализации. К ним можно относиться по-разному, но отрицать их нельзя: эти процессы продиктованы объективными трендами развития человечества. Процессы глобализации происходят и в науке, и в технологиях, наиболее показательным в этом смысле является научный проект, связанный с работой коллайдера, приведший к открытию бозона Хиггса. В образовании также проявляются мировые тенденции, связанные с глобализацией. Это, прежде всего, вступление России в Болонскую конвенцию, целью которого явилась возможность конвертировать российские дипломы за рубежом. Это событие привело к инновационным процессам в педагогике, проявившимся как переход от традиционного ЗУНовского подхода к компетентностному подходу.

Однако, в педагогике сегодня возникают более серьёзные проблемы глобального масштаба, связанные с гиперболическим ростом информации в обществе, а значит, и с гиперболическим ростом знания, возникающим, в первую очередь, за счёт развития сети Интернет. Почему это явление следует расценивать как проблему в педагогике? Потому что изменилась основная парадигмальная установка педагогики: «научить на всю жизнь». Теперь никакое, даже самое хорошее фундаментальное образование, полученное однажды на всю жизнь, не обеспечит успешности его владельцу. Сегодня всем педагогам известен новый слоган: «научить учиться». Зачем? Чтобы уметь самому ставить себе образовательные цели и самому добывать и использовать нужную информацию. И в этом заключается изменение педагогической парадигмы, являющееся следствием гиперболически растущей информации.

Но как «научить учиться»? Как успеть за отведённые годы обучения в вузе научить студента всем тем базовым знаниям, которые выработал коллективный разум к моменту обучения? Каковы же пути преодоления возникшего кризиса системы обучения? Их несколько. Первый из них лежит в сфере поиска новых технологий, связанных с расширением физических, интеллектуальных, когнитивных, коммуникационных возможностей человека (enhancement of man — расширение человека), что позволит увеличить продолжительность его активной творческой жизни, сняв те ограничения, которые определяются характеристиками человека, пределами его возможностей.

Другой, педагогический путь, лежит в направлении поиска экономных стратегий обучения, поиска наиболее коротких путей к ключевым достижениям; пересмотра целей, методов и форм образования. Среди таких стратегий, в первую очередь, отмечается трансдисциплинарный подход, направленный на выявление общих закономерностей развития любого научного знания и ведущий, таким образом, к сжатию информации. В основе должен лежать принцип трансдисциплинарности — т. е. освоения в процессе обучения определённых генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение и открывающих широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества. Таким образом, идея трансдисциплинарности заключается в интеграции знаний, необходимых в самых разных предметных областях.

Термин «трансдисциплинарность» и предложение обсудить тему трансдисциплинарности в науке были предложены Жаном Пиаже в 1970 году. «После этапа междисциплинарных исследований следует ожидать более высокого этапа — трансдисциплинарного, который не ограничится междисциплинарными отношениями, а разместит эти отношения внутри глобальной системы, без строгих границ между дисциплинами» [1].

Наиболее часто в современной науке рассматривают четыре вида трансдисциплинарности [3, С. 267–277]. Не останавливаясь на обсуждении всех видов, в контексте статьи, сосредоточимся на том виде трансдисциплинарности, который связан с использованием генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение, открывающих широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества.

Особенно актуальным трансдисциплинарный подход в педагогике стал в связи со сменой научных парадигм познания и приходом постнеклассической парадигмы знаний в науку и, в частности, в педагогику [3, с.66]. Постнеклассическая парадигма связана с развитием теории самоорганизации — синергетики, ключевыми понятиями которой являются понятия «сложность», «самоорганизация», «неопределённость», «субъективность», «нелинейность», «трансдисциплинарность». В основе методологии трансдисциплинарности лежит идея свёртки, сжатия информации, основанная на выявлении общих закономерностей развития любого научного знания. Таким образом, трансдисциплинарный подход открывает наиболее эффективный путь создания новой, экономной педагогики на современном этапе гиперболического роста информации.

Итак, технология трансдисциплинарности — это технология овладения такими методологическими знаниями, которые справедливы для любой дисциплины. Какие это знания? Это знание принципа дополнительности Н. Бора, принципа соответствия Н. Бора, основных законов эволюции, понятий нелинейности, фрактальности, целостности как фундаментальных свойств мира, понятия актуальной и потенциальной бесконечности, и ряда других, столь же общих понятий [3].

Актуальность трансдисциплинарного подхода связана с гиперболическим ростом информации в современном мире, причём понятно, что эта тенденция в будущем будет только усугубляться, т. е. скорость прироста информации, а значит, и знания, не только не будет уменьшаться, но будет возрастать. Это обстоятельство приводит к тому, что большую часть жизни человек уже сейчас тратит на репродуктивные знания, на освоение опыта прошлого. На производство продуктивных знаний жизни человека не хватает. Очень невелика продолжительность активной творческой жизни, сравнимая со временем, необходимым для получения многих квалификаций. Показательна в этом плане медицина. Во многих американских университетах, готовящих врачей, среднее время между началом образования будущего кардиохирурга и его первой самостоятельной операцией на сердце — 15 лет! [2, с. 104]. Таким образом, резко снижается эффективность отдачи обучения. Причём, необходимо отметить, что такому гиперболическому росту и изменению информации подвержены не только суперсовременные сферы наук, такие, как нейрохирургия, информационные технологии или генетика, но и такие, казалось бы, устойчивые и традиционные дисциплины, как математика и физика. Действительно, уже более 50-ти лет назад в геометрию пришли фрактальные объекты, которые являются отражением реальной геометрической действительности (облака, кроны деревьев, береговые линии и т. д.), но до сих пор не только в школе, но и в вузе не изучается раздел «Фрактальная геометрия». Хотя этот радел геометрии уже давно нашёл своё практическое применение во фрактальной металлургии (поиск дислокаций в металле), во фрактальной радиолокации и во многих других науках.

В виде конкретного примера, изложенные соображения о системообразующем характере трансдисциплинарных знаний в контексте формирования научного мировоззрения обучающихся, показаны на рис. 1.

Рис. 1. Системообразующий характер трансдисциплинарных знаний

 

На рис. 1. представлены три естественнонаучные дисциплины, лежащие в основе научного мировоззрения человека — физика, химия, биология. Сегодня одним из базовых понятий всех этих дисциплин является понятие «фрактал». Фрактал — это объект с дробной размерностью, равно часто встречающийся в химии, физике и биологии. Следовательно, изучая понятие «фрактал», обучающийся сразу понимает место этого объекта, его характерные свойства и возможности появления в любой из трёх перечисленных дисциплин. Происходит сжатие информации, с одной стороны, и нахождение новых областей пересечения базовых естественнонаучных дисциплин, с другой стороны. Таким образом, правомерно говорить о формировании научного мировоззрения обучающихся на основе выявления системообразующих трансдисциплинарных знаний в базовых фундаментальных науках.

Ещё одна важная идея трансдисциплинарности заключается в том, что это направление поиска экономных стратегий обучения, поиска наиболее коротких путей к ключевым достижениям; пересмотра целей, методов и форм образования. Действительно, поскольку трансдисциплинарные знания являются фундаментом сразу многих дисциплин, то использование трансдисциплинарного подхода ведёт к сжатию информации, к выстраиванию экономных стратегий обучения. Следует также отметить, что сегодня возникает серьёзная опасность того, что у современных студентов, которые являются постоянными пользователями компьютера, формируется разорванное «клиповое» мышление, при этом утрачивается способность к системному мышлению, к формированию целостного научного мировоззрения. Об этом с озабоченностью говорил вице-президент РАО Фельдштейн Д. И. на годичном собрании РАО: «…слушатель «схватывает» лишь отдельные фрагменты многообразной разорванной информации, что прессингует на процесс его мышления, формируя, в частности, так называемое «клиповое» мышление… снижается способность к анализу. До сих пор не решена проблема соотнесения знаний и информации, работы информации на расширение и углубление знания, превращения ее в знание, а также задача сохранения и углубления логического мышления в век неудержимого роста-расширения информации…Слабо осуществляется междисциплинарный синтез знаний, имеет место недостаточное использование новых методов научного поиска» [4].

Следует констатировать, что современная педагогика сталкивается с серьёзной проблемой, связанной с гиперболическим ростом информации, причём в перспективе эта тенденция будет только усиливаться. В этой связи одним из возможных путей разрешения этой ситуации предлагается путь создания экономной педагогики, педагогики интеграции знаний, в основе которой лежит принцип трансдисциплинарности, основанный на использовании базовых мировоззренческих, методологических понятий, имеющих фундаментальное значение для всех предметных областей.

Какова методика овладения трансдисциплинарными знаниями? Понятно, что, прежде всего, необходимо научиться выявлять такие знания в своей предметной области. И, в первую очередь, это должен уметь делать педагог, преподающий данную предметную область. Поэтому первый шаг на пути овладения трансдисциплинарной методологией освоения знания — овладение этой методологией будущими преподавателями высшей школы.

 

Литература:

 

1.    Piaget Jean. «L’épistémologie des relations interdisciplinaires», in Léo Apostel et al., 1972. — Р. 144.

2.    Малинецкий Г. Г. Чтоб сказку сделать былью…Высокие технологии — путь России в будущее. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 224с. (Синергетика: от прошлого к будущему. № 58; Будущая Россия).

3.    Солодова Е. А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход: Учебное пособие/ Предисл. Г. Г. Малинецкого. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013–344 с.

4.    Фельдштейн Д. И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе // Образование и наука, 2013, № 9, С. 3–24.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle