Автор: Дмух Нина Николаевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2015)

Библиографическое описание:

Дмух Н. Н. Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении технических дисциплин [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 129-131.

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.

Конфуций

 

Данная статья посвящена особенностям применения видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся при изучении технических дисциплин.

Ключевые слова:общие и профессиональные компетенции, проектная деятельность, метод проектов, творческие проекты, практико-ориентированные проекты.

 

Кардинальные изменения в системе российского образования, введение стандартов СПО третьего поколения ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов профессиональных и общих компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Для обеспечения качества подготовки специалистов признано необходимым уделять особое внимание профессиональной компетентности, требующиеся работнику на рынке труда (в соответствии с международными стандартами ИСО-9000). Это актуализирует потребность разработки новых технологий работы со студентами и выбора из них наиболее эффективных. Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, обеспечивающая повышение качества профессионального обучения студентов и готовность их к профессиональной деятельности за счет развития инициативности, самостоятельности в принятии решений, мобильности, способности применять полученные знания для решения практических производственных задач.

Современная деятельность техника по специальности 15.02.08 Технология машиностроения тесно связана с разработкой технологических процессов, их внедрением в производство и управлением.

Практический опыт ведения междисциплинарного курса МДК01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин в учебных группах позволил найти оптимальную модель учебно-воспитательного процесса путем использования видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся, как средство формирования профессиональных и общих компетенций.

Структура курса состоит из блоков тем, направленных на разработку технологических процессов изготовления деталей различных типов (вал, втулка, корпус, рычаг) машиностроительного производства.

Для эффективного изучения курса используется специализированная лекционная аудитория, оборудованная комплексами информационных и контролирующих технических средств обучения. При таком комплексном применении и использовании этих средств, важным моментом является создание банка различных видеоматериалов, мультимедийных учебно-методических материалов и комплексов по всем темам курса, с целью помочь студентам правильно понять сущность проблемы и найти пути ее решения, а не быть только средством передачи информации.

По определению Е. С. Полат: «Метод проектов» предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. [3]

Методы, используемые в проектной деятельности обучаемого при построении технологических процессов: творческий и практико-ориентированный — это те необходимые методы, через которые можно актуализировать общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС СПО.

Творческие проекты представляют собой самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание общественного полезного продукта (технологического процесса изготовления детали), обладающее субъективной или объективной новизной.

Практико-ориентированные проекты — это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Результатом может быть оформленный технологический процесс в виде комплекта документов в соответствии с требованиями ЕСТД.

Задачи, решаемые в процессе реализации метода проектов:

−          развитие познавательных способностей студентов;

−          повышение мотивации к обучению;

−          совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию;

−          развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;

−          обучение студентов рефлексии;

−          обучение умению публично выступать и отстаивать свою точку зрения;

−          развитие критического мышления.

Главная миссия проектов — вводить обучающихся в деятельность проектирования.

Последовательность проектирования:

1.         Подготовка — определение темы и целей проекта. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы. В нашем случае темой проекта является: проектирование технологического процесса механической обработки детали по заданному чертежу.

Выбор и содержание проблемы, решаемой в процессе проектной деятельности студентов, носит опережающий характер, предусматривает практическое участие в исследовательской работе с профессиональной направленностью и способствует приобретению студентами начального опыта профессиональной деятельности.

2.         Планирование действий по проектированию самого проекта:

-          анализ конструктивно-технологических свойств детали, исходя из ее служебного назначения;

-          выбор метода получения заготовки в зависимости от формы и назначения детали;

-          составление технологического маршрута изготовления детали типа вал. Выбор способов обработки поверхностей. Анализ и выбор схем базирования.

3.         Исследовательская работа — поиск информации:

-          работа с интернет-ресурсами: поиск видеосюжетов механической обработки типовой детали, выбор технологического оборудования, приспособления, режущего, измерительного и вспомогательного инструмента (рисунок 1);

http://www.roemer-maschinenbau.de/upload/service/drehen.jpghttp://53.img.avito.st/640x480/663136753.jpghttp://i.ytimg.com/vi/ppsB5wCGQKo/0.jpg

Рис. 1. Фрагменты видеосюжетов механической обработки деталей (примеры)

 

-          анализ информации, использование видеоматериалов для корректировки технологического маршрута изготовления детали, выбора способов обработки поверхностей;

-          расчет режимов резания и основного времени на механическую обработку поверхностей детали;

-          расчет штучного времени на операции механической обработки детали

4.         Результатом работы над проектом является продукт в виде оформленной технологической документации в соответствии с требованиями ГОСТ 3.1105.

5.         Представление продукта — презентация технологического процесса и защита проекта (фрагменты презентации проекта представлены на рисунке 2).

Рис. 2. Фрагменты презентации проекта

 

Таким образом, проект — это “5 П” — проблема — планирование (проектирование) — поиск — продукт — презентация.

6.      Оценка результатов и процесса.

Студенты должны отстоять свою работу, убедить комиссию из преподавателей и своих однокурсников в её значимости; показать свою компетентность не только в специальных вопросах, касающихся проекта, но раскрыть значение проекта с точки зрения его экономической эффективности. Таким образом, у будущих специалистов формируется целостное представление о проекте, происходит осознание законченности и значимости профессиональной деятельности, которая заключается в разработке и внедрении технологических процессов производства продукции машиностроения.

Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание обучения, а на процесс применения имеющихся знаний.

Проектная деятельность способствует развитию профессионально значимых качеств, творческой активности. Студенты учатся размышлять, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, осмысленно разбираться в вопросах, касающихся будущей специальности, подходить к решению вопросов творчески, осуществлять поиски использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

Литература:

 

1.      Берлёв С. В. Особенности применения видеоматериалов и учебных презентаций в преподавании технических дисциплин [Текст] / С. В. Берлёв // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2011. — С. 184–186.

2.      Горькаева Е. Ю. Особенности учебно-методического обеспечения в колледже. Молодой ученый. — 2014. — № 18. — с. 538–539

3.      Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология [Текст] / Ю. Н. Минюк // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 6–8.

4.      Никулина Т. Л. Проблема мониторинга уровня сформированности общих компетенций у обучающихся. Молодой ученый. — 2014. –№ 18. – с. 538–539.

5.      Полат Е. С., ИОСО РАО Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред.Е. С. Полат — М., 2000.

6.      http://www.youtube.com/watch?v=A_qHR_H_2cg

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle