Библиографическое описание:

Реунов И. В. Перспективы развития экологического сознания школьников в рамках преподавания географии [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 98-100.

Минувшее десятилетие XXI вв. не просто обострило противоречия между нарастающими потребностями общества и сравнительно ограниченными возможностями биосферы, но и поставило сменяющейся чередой природных и техногенных катаклизмов под угрозу дальнейшее существование человека. Все, о чем предупреждали экологи прошлого столетии, как это ни печально, начинает свершаться. Идеи экологии в современном обществе приобретают характер личностной значимости. И если ранее было принято говорить о формировании экологической культуры школьников, то теперь концепция развития экологического сознания становиться все более актуальной. Независимо от доминирующей педагогической парадигмы образования в программе школьной географии проблема взаимоотношений человека и природы была всегда представлена в той или иной мере. Мы не склонны думать, что тенденцию экологизации в рамках школьной географии необходимо усилить, по крайней мере, в ее содержательной части. Однако не взывает сомнения тот факт, что возможности географии как предметной дисциплины в процессе формирования экологической культуры и развития экосознания куда более широки по сравнению с большинством других предметов. Географическая грамотность как одна из составляющих общей культуры, чрезвычайно важна для всех граждан России, что обусловлено прежде всего наличием огромной территории. В связи с этим, одним из важнейших компонентов образования является географическое мышление. Географическое мышление тесно связано с формированием экосознания. Создаваемый образ территории и, в первую очередь, большой и малой родины составляет основы патриотического воспитания. Понятия, формируемые на краеведческой основе, помогают не только лучше узнать изучаемый материал, но и объяснить мотивы поведения людей, способствующие воспитанию уважения к истории своего народа, труду своих предков. При таком подходе создается адекватный образ территории, наполненный глубоким личным восприятием. Использование краеведческого материала помогает осуществить на уроках географии более глубокое знакомство с влиянием человека на окружающую среду, привить навыки общения с природой, изучение родного края, что будет способствовать:

-                   пониманию сущности экологических законов и правил;

-                   пониманию причин противоречий в системе «общество — природа»;

-                   осознание опасности глобальной экокатастрофы;

-                   моральный выбор способа целесообразной деятельности [78, с.45].

Т. е. всему тому, что, по мнению И. Д. Зверева, в общем виде раскрывает содержание экологического сознания с гносеологической позиции. Проявление объективных законов развития природы и общества рассматривается в пределах конкретной территории (природные особенности России имеют четко выраженную региональную специфику).

При рассмотрении вопроса, касающегося сущности экологического сознания, мы опирались на концепцию В. И. Панова. Автор выделяет два аспекта экологического сознания — гносеологический и онтологический. Согласно гносеологическому подходу экологическое сознание является свойством человека как участника взаимоотношений в системе «человек — природа». Это означает, что экологическое сознание, являясь разновидностью индивидуального сознания, рассматривается преимущественно как отражение социальных, природных, социально-экологических законов функционирования системы «общество — природа» или «человек — природа». Поэтому экологическое сознание должно включать в себя не только свойства отражаемого мира природы, но и свойства отражающего его экологического сознания.

В концепции развития экологического сознания сочетаются преимущества как психологического, так и социального характера. Если рассматривать психологический аспект, то развитие экологического сознания происходит в неразрывной связи с когнитивной и эмоциональной базой личности, задает адекватные поведенческие ориентиры, что не возможно без совершенствования рефлексивных навыков школьников. Социальный характер экологического сознания проявляется в развитии сознания личности как части космической системы. По мнению ряда исследователей (Д. Н. Кавтарадзе, Е. А. Когай, В. И. Панов) развитие экологического сознания будет способствовать установлению гармоничных отношений в системе «общество — природа», выходу человечества на качественно новый этап своего развития. На развитие экологического сознания ориентируется все большее количество программ экологического образования, реализуемых в разных частях страны. Как правило развитие экологического сознания в образовательных учреждениях основывается на фундаментальных исследованиях в области определения целей, задач, принципов, моделей экологического образования школьников (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Н. Н. Достовалов, Б. Г. Иоганзен, Н. В. Картомышева, Н. Н. Моисеев, И. Т. Суравегина), выявления сущности, содержания, ценностно-гуманитарной направленности социально-экологического образования (В. А. Лугинов, И. М. Швец, B. C. Шилова), а также на основе работ, рассматривающих экологическое сознание как социокультурный феномен (Е. А. Алисов, С. Н. Глазычев, Л. И. Григорьева, А. Д. Урсул, Е. А. Когай, Н. М. Мамедов, Д. Ж. Макович, В. И. Панов).

В рамках своего образовательного учреждении (Дивеевская монастырская православная школа), учитывая специфику школы (основной акцент при определении воспитательных задач делается на духовно-нравственное воспитание) мы сочли целесообразным в качестве одной из приоритетных задач преподавания курса географии поставить задачу развития экологического сознания школьников. Именно этот подход позволяет нам привести образовательные задачи предмета географии в соответствие с воспитательными задачами школы. Исходя из необходимости предания личностного контекста экологическому воспитанию школьников перед учителем географии встает задача корректировки целей, методов и средств преподавания географии.

Экологическое образование должно наделить учащегося необходимым уровнем экологических знаний–умений–навыков, взятых из экологии как научной дисциплины. В результате традиционные технологии экологического образования в общей и профессиональной «школе»:

1)      воспроизводят в своем содержании и методах экологические знания– умения–навыки как проекцию научной дисциплины «Экология» на предметное содержание географии, биологии и других школьных предметов. Попытки внедрения интегрированных курсов, меняя дидактическое содержание, не меняют принципа проекции на сознание учащегося структуры и содержания экологии как науки. В результате формируется познавательная сфера сознания, обособленная от эмоциональной, личностной и нравственной (ценностной) сфер сознания учащегося и потому не выступает в качестве экологического императива его восприятия, чувствования, мышления и поведения;

2)      традиционно воспроизводят в своих дидактических основаниях субъектно-объектный тип взаимодействия, характерный для естественнонаучной парадигмы, где роль субъекта и права вершить судьбу Планеты и Природы отдается Человеку — это и есть антропоцентрический тип экологического сознания;

3)      ориентированы в основном на познавательную сферу человека, поэтому в дидактическом отношении построены по информационному типу взаимодействия между учителем и учащимся, что опять же ограничивает формирование экологического сознания только познавательной сферой. Традиционное экологическое образование, обеспечивая передачу учащемуся необходимого объема экологических знаний, не способствует формированию у него экологического сознания экоцентрического типа, ибо экологические знания лишь тогда становятся основой экологического сознания, когда они приводят к экологически правильным действиям.

Согласно мировоззренческой функции главная цель экологического образования должна заключаться в формировании экологического императива в сознании человека. В этом случае экологическое сознание индивида обретает природоцентрический (экоцентрический) тип, когда он не только «знает», но и «воспринимает», и «мыслит», и «ведет себя» экологично. Природа (вокруг человека, в других людях и в самом человеке) субъективно выступает в таком случае в роли личностно значимого «Другого» для данного индивида. Вероятно, формирование экологического сознания (отношения к природе, к другим людям и к самому себе) должно происходить как процесс обучения и социализации, в ходе которого дети последовательно овладевают формами сознания, присущими различным уровням и формам развития Природы и Человека. Для этого образовательная среда должна обеспечивать учащимся возможность освоения разных субъектных ролей: субъекта семьи, субъекта своего учебного класса или школы, субъекта этноса, субъекта страны, субъекта планеты Земля и т. д. Освоение этих ролей предполагает также формирование у учащихся способности быть субъектом своего психического и физического развития.

 

Литература:

 

1.                  Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. -М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.

2.                  Голд Дж. Основы поведенческой географии. -М., 1990.

3.                  Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на- Дону, 1996.

4.                  Панов В. И. Экологическая психология: опыт построения методологии. — М.: Наука, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle