Библиографическое описание:

Гилева С. Ю. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Матрешка» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 121-123.

Цели:

1.    Закрепить понятия о словах-действиях и словах-признаках.

2.    Учить составлять предложения и анализировать их.

3.    Закреплять знаки препинания (!?.) в конце предложения.

4.    Закреплять предлоги НА, С, В, ИЗ.

5.    Расширять и обогащать словарь по теме.

6.    Закреплять согласование числительного с прилагательным существительным.

Оборудование: игрушки-матрешки, предметные картинки, магнитная доска. Карточки-символы: слова-признаки; слова-действия; слова-предметы; предлоги; знаки препинания.

Ход занятия

1. Организационный момент. Отгадайте загадки.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская...

Дети: Матрёшка.

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -...(Матрешки)

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью — во второй найдёшь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех — малютка, крошка.

Всё вместе — сувенир...

(Матрешка)

Ростом разные подружки,

но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

но всего одна игрушка. (Матрешка)

Я с таинственной игрушкой

заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

то их восемь, то одна”.

2. Упражнение «Признаки предмета». Упражнение «Какой, какая, какое, какие?».

-     Когда мы смотрим на матрешку, мы видим, что по размеру какая... (большая). По форме она… (овальная). По цвету она... много цветов (разноцветная). Дать детям потрогать матрешку и, передавая его друг другу, ответить, какая она на ощупь и из чего сделана (гладкая, жесткая, блестящая, деревянная).

-                   В парке сделана из металла, и, значит, она... (металлическая). Из глины — глиняная.

-                   Слово-признаки как мы обозначаем? (Обозначаем волнистой линией.) Показываем карточку-символ.

 

-                   Какие слова-признаки вы знаете о матрешке?

-                   По мере называния слов-признаков выставлять на доску карточки-символы.

-                   Сколько слов-признаков матрешки мы сказали? (7 слов-признаков.)

3. Упражнение «Что можно делать?».

Вспомнить с детьми, что окружающие нас предметы могут совершать разные действия. Логопед разбирает матрешку и спрашивает: «Что можно делать?» (Разбирать.) Собирает матрешку и спрашивает: «Что можно делать еще?» (Собирать.). «Деревянную нераскрашенную матрешку, с ней, что можно делать?» (Раскрашивать, расписывать). И т. д. Дети должны назвать только действия.

-               Слова–действия как мы обозначаем? (Слова-действия обозначаются двумя линиями)

-               Сколько слов действий вы произнесли? …

По мере называния слов-действий выставлять на доску карточки-символы. Показываем карточку-символ действия.

 

4. Упражнение «Составь предложение». Попросить детей составить по двум картинкам (девочка играет и матрешка) предложение. Подсчитать количество слов в предложении.

-                   Вывод: в предложении может быть два, три, пять и больше слов. Если слова дружат друг с другом и о чем-то нам сообщают, то получается предложение.

5. Физкультминутка.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели — покажем». Дети встают по кругу. Выбирается водящий, который уходит подальше, чтобы не слышать, о чем договариваются дети с логопедом. Те договариваются, что они будут делать. Например: «мяч будем бросать». Зовут водящего, он становится в центр круга. Дети водят хоровод и под слова «Где мы были, мы не скажем, а что видели — покажем» изображают то, о чем договорились. Водящий должен ответить предложением «Мяч бросаю». Игра проводится 3–4 раза.

6. Упражнение «Анализ предложения». Предложить детям разобрать понравившееся предложение. Задать вопросы:

-                   Что получилось? (Предложение.)

-                   Сколько слов в этом предложении? (Сосчитать — дети загибают пальчики, а логопед произносит предложение. Потом поменяться местами)

-                   Какое первое (второе, третье, четвертое) слово?

Под каждым словом выложить соответствующую карточку-символ.

Вспомнить — начало предложения пишем всегда с большой буквы (соответствующая символ-карточка). Так же разобрать каждое слово.

-               Вспомнить короткое слово-предлог. Оно помогает словам дружить в предложении. Слова-предлоги обозначаем маленькой полоской.

 

7.Упражнение «Изменить предложение». Превратить предложение, которое произносят спокойным голосом (повествовательное) в вопросительное.

-                   Какой знак препинания я должна поставить в конце предложения? (В конце такого предложения ставится вопросительный знак (?).

-                   Как называется такое предложение? (Предложение, называется вопросительным.)

-                   Если мы восклицаем радостно, то это какое предложение? (Предложение восклицательное(!).

Попросить детей повторить предложение по схеме с правильной интонацией, произнося четко каждое слово. Обратить внимание на то, какие знаки препинания стоят в конце предложения.

8. Упражнение «Прятки».

С помощью схем дети прячут матрешку: логопед дает ребенку матрешку, называет предмет мебели и показывает схему. Глядя на нее, ребенок отвечает, где будет спрятана его матрешка.

Например: матрешка — шкаф (матрешка на шкафу); матрешка — шкаф (матрешка в шкафу); матрешка — стол (матрешка под столом).

9. Упражнение «Сосчитай до 5» Согласование числительного с прилагательным и существительным.

Одна разноцветная матрешка,

две разноцветные матрешки,

три разноцветные матрешки,

четыре разноцветные матрешки,

пять разноцветных матрешек.

Одна деревянная матрешка, две … пять ….

10. Итог занятия.

Домашнее задание

ТЕМА: «Матрешка».

Родителям рекомендуется:

-        рассказать детям о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде;

-        рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика;

-        цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют;

-        побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.

1.                  Игра «Назови игрушку» (образование относительных прилагательных): игрушка (матрешка, дудка) из дерева (какая?) — деревянная; игрушка (свистулька) из глины (какая?) — глиняная; игрушка (куколка, матрешка) из керамики (какая?) — керамическая.

2.                  Отгадать и выучить загадку любую.

3.                  Упражнение «Сосчитай до 5» Согласование числительного с прилагательным и существительным.

Одна разноцветная матрешка, две … пять …

Одна деревянная матрешка, две … пять …. и т. д.

4.                  Составить описательный рассказ о матрешке по плану:

Что это?

Какого цвета, размера, формы?

Из какого материала сделана матрешка?

Из скольких частей состоит?

Как в нее играют?

5.                  Упражнение «Подбирай, называй, запоминай». Закончи предложения, подобрав как можно больше слов-действий.

-        В магазине матрешку можно (что делать?) рассматривать, трогать, выбирать, покупать.

-        Дома, в детском саду, на улице с матрешкой можно (что делать?) играть, отдавать, терять, дарить, ремонтировать, расписывать, раскрашивать, разбирать.

6.                  Упражнение «Составь предложение». Попросить ребенка составить предложение, употребив слово матрешка. Подсчитать количество слов в предложении. Записать (родитель) и разобрать предложение схематично в тетради.

7.                  Вырезать и вклеить в тетрадь картинки с изображением русских народных игрушек.

8.                  Нарисуй вместе с мамой матрешку и раскрась ее.

 

Литература:

 

1.                  Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

2.                  Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2002.

3.                  Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985.

4.                  Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). — М.: Альфа, 1993.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle