Библиографическое описание:

Сурова Р. З. Практика развития математических способностей у детей с ОВЗ [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 100-103.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение общественных требований к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости. Практика обязательного общего образования показала, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования, оснащению школьных кабинетов современными техническими средствами обучения, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно. В современных условиях с учетом вышесказанного особую социальную и педагогическую значимость приобретает проблема целесообразности и эффективности организации форм и методов обучения. В психолого-педагогической научно-методической литературе появились работы, посвященные изучению отдельных категорий неуспевающих учащихся, методические рекомендации по преодолению учебных трудностей этих школьников. Трудность обучения рассматривается психологами и педагогами как одна из наиболее актуальных проблем образования. Возникновение их давно определено как педагогическая или психологическая запущенность, возникающая в социальной среде. Вторая группа детей подходит под категорию детей ЗПР. Термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» предложены Г. Е. Сухаревой. Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. По результатам обследований в 70-е годы ХХ века в нашей стране, пограничная интеллектуальная недостаточность (в том числе и задержка психического развития) составила среди учащихся начальных классов ряда школ городских и сельских районов различных республик — 5,8 %, более поздние исследования показали 11 % [2. 9.]. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания детей рассматриваемой категории. В настоящий момент этой категории детей должен быть присвоен статус ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт обучающихся с ОВЗ [4] предполагает учёт их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особые образовательные потребности уже в начальной школе. Задержка психического развития проявляется в интеллектуальной недостаточности — в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети оказываются не готовыми к традиционному школьному обучению по своим навыкам интеллектуальной деятельности, личностной незрелости, поведению. Эти дети не только сами ничего не получают от школы, но и подчас оказывают отрицательное влияние на одноклассников. Подобной негативной ситуации, при отсутствии у ребенка грубых нарушений развития, можно избежать, если вовремя оказать ему адекватную педагогическую помощь. Особо остро в настоящий момент стоит проблема пониженной обучаемости этих детей в связи с поисками адекватных путей психолого-педагогической помощи им и необходимости создания программ эффективной коррекционной работы.

Несмотря на то, что, ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будет применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года наше образовательное учреждение создает условия для обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в комплексной специализированной помощи, на основании заключения и рекомендаций центральной психолого-медико-педагогической комиссии, в рамках внеурочной деятельности.

Содержание образования обучающихся имеющих трудности в обучении определено в образовательных программах с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально — волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций ПМПК. Основными принципами организации образовательного процесса для детей данной категории является обеспечение щадящего режима проведения занятий и создание позитивного микроклимата при обучении.

В этой связи все большее значение в образовательном процессе приобретают следующие подходы к организации учебного процесса:

-                   подбор учебных заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной практико-ориентированной деятельности;

-                   приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

-                   индивидуальный подход;

-                   сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными и профилактическими мероприятиями;

-                   повторное объяснение учебного материала;

-                   постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;

-                   использование многократных указаний, упражнений;

-                   проявление большого такта со стороны учителя;

-                   использование поощрений, повышение самооценки ребенка;

-                   поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

-                   использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций, алгоритмов, с учетом того, что работоспособность у детей с ЗПР имеет ограниченную продолжительность.

Нами была разработана программа внеурочной деятельности «Энциклопедия математических развлечений». Целью программы является развитие математических способностей у детей с ОВЗ подростковое возраста (11–12 лет). Задачи сформулированы с акцентом не просто на получение учеником знаний и умений, а на формирование математических и проектных компетенций, проявляющихся в способности решать проблемы и задачи в своей повседневной деятельности.

Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Отсюда математическая компетенция — это способность адекватно применять математические знания и умения для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у подростка «житейских» и «научных» понятий.

Математическое развитие– значимый компонент в формировании «картины мира» подростка. У детей с ОВЗ оно затруднено по ряду проблем:

-                   сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений церебрастении [3. 83], психомоторной расторможенности, возбудимости;

-                   низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;

-                   нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;

-                   память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;

-                   наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;

-                   имеются легкие нарушения речевых функций;

-                   незрелость эмоциональной сферы и мотивации;

-                   несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений

-                   неустойчивость внимания.

Разрабатывая программу внеурочной деятельности, направленную на коррекцию недостатков психического развития мы планировали достижение следующих метапредметных результатов: умение подростков адаптироваться к жизни, развитие мышления, самостоятельности в принятии решений и воспитание ответственности, независимости в суждениях. Всё вышеперечисленное позволило построить работу с подростками по программе таким образом, что результатом явилась положительная динамика обученности учащихся (9,7 %) по математике в 6-ом классе.

Чтобы математические способности учащихся развивались в процессе обучения, обычные виды деятельности мы сочетали с необычными, особенными: оформление математических газет, книг «самиздат» (творческие задачи, примеры, исторические факты); участие в математическом спектакле, сценке, сюжетно — ролевой игре; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; проектная деятельность (различного вида и уровня); творческие работы (сочинение математических сказок); игры; решение занимательных задач и т. д.

Использование метода проектов, как ведущей педагогической технологии в работе с детьми ОВЗ подросткового возраста позволяет создать разумный баланс между теорией и практикой; обеспечивается не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность и активность. Обучающиеся имеют возможность приобретать опыт социального взаимодействия развивая коммуникативность. В проектном обучении ценны не результаты, а сам процесс.

Проектная деятельность развивает образные формы мышления, а также целенаправленность, умение планировать и достигать результата. Кроме того, оказывает позитивное влияние на эмоционально- — личностное становление подростка, даёт возможность для творчества, воспитывает самостоятельность. Обучающимися совместно с учителем были выполнены проекты: Семейный бюджет. Дом моей мечты. Математика в живописи. Интересные факты из жизни животных. Орнамент — отпечаток души народа. Математика и здоровье человека. Математические методы для оценки экологического состояния окружающей среды. Математическая модель вышивания на окружности. Геометрия в национальном костюме народов России. Формирование социально — трудовой компетенции обучающегося требует от него использования математических способностей при вхождении в роль гражданина, покупателя, потребителя услуг, члена семьи и общества. Применяя различные задания, устные упражнения, проекты с расчётами мы формируем и закрепляем у подростков сознательные и прочные вычислительные навыки. В систему задач входят задания на перевод в иные единицы измерения и отработку техники счёта, решение задач на движение и стоимость, расчёт времени на дорогу, решение задач на проценты, решение задач на построение графиков, диаграмм (с использованием ИКТ), решение задач на ведение домашнего хозяйства.

При организации работы с использованием проектного учитывалось следующее:

-                   процесс работы не менее важен, чем его результаты;

-                   учебный процесс строится в логике деятельности, а не в логике изучаемых предметов;

-                   опыт разрешения проблемы формирует привычку доводить дело до конца;

-                   допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создаёт возможности для развития личности учащихся;

-                   комплексный характер деятельности в проектном обучении создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций подростка.

Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. При оценке результативности программы динамика мотивации по предмету составила 24,5 %. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта — это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес учащегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность школьников (17,8 %).

Таким образом, в технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность учащихся, а педагогическая роль учителя приобретает патронажный характер.

Как показала наша практика, для формирования у обучающихся с ОВЗ математических способностей на базовом уровне, необходимо постоянно тренировать их в выполнении различных видов деятельности организуя занятия по проектной технологии, что требует целенаправленной, системной работы учителя как в урочной так и внеурочной работе.

 

Литература:

 

1.                  Лебединская К. С. Клиническая систематика задержки психического развития. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / Под ред. К. С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1982.

2.                  Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. — М.: Медицина,1959. — Т. 2.

3.                  Лекомцев В. Т. Особенности церебрастенического и нарушения поведения у школьников младшего и среднего возраста// Деструктивность человека: истоки и перспективы в детстве: материалы 3-й региональной науч.-практ. конф. Ижевск: ERGO, 2004. С. 82–92.

4.                  Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1598.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle