Библиографическое описание:

Колоницкая О. Л. Основные принципы гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 160-162.

Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, высшее профессиональное образование, гуманитарное образование, гуманитарные знания, гуманитарная подготовка, повышение духовности обучаемых

 

В последние годы большое число исследований направлено на поиск путей формирования у обучаемых как образа окружающего мира, так и способов действия в нём. Влияние мировых тенденций на образование велико и в основном связано с переносом акцентов с сугубо профессионального образования на его объединение с общим и культурологически ориентированным образованием. Тенденции развития общества отражаются на его потребностях. Обществу необходимы конкурентоспособные, творческие, адаптивные личности, имеющие высокий профессиональный и общекультурный уровень, способные к самообразованию на протяжении всей жизни.

В настоящее время высшее профессиональное образование — это не только профессиональная подготовка, но и средство передачи индивиду универсальных и национальных культурных ценностей на основе изучения цивилизаций, менталитетов, влияния культур друг на друга [1]. Высшее профессиональное образование должно быть направлено на формирование общечеловеческих ценностей, развитие гармоничного мышления, которое основано на сочетании терпимости, внутренней свободы личности и её социальной ответственности [2; С. 16].

Одним из важных направлений развития высшей школы является гуманизация, которая рассматривается как процесс познания человеком самого себя и окружающего мира. А гуманизация образования — это поворот к человеку с целью развития не только знаний, навыков, умений, но и личности в целом.

По словам М. И. Надеевой, гуманизация профессиональной подготовки предполагает общепрофессиональное и личностное развитие специалиста [4]. Как отмечает М. Н. Берулава, данный процесс направлен на использование методов обучения и воспитания, которые обеспечивают развитие познавательных процессов обучаемого и его личностных качеств [5]. Более того, согласимся с Акоповой М. А., в том, что реорганизация учебного процесса в высшей школе в русле тенденций гуманизации и гуманитаризации могут помочь решить проблему удовлетворения образовательных запросов личности и обеспечения профессиональной мобильности выпускников вузов, подготовки специалистов к конкретным актуальным и перспективным видам профессиональной деятельности, а также насыщения рынка труда высоко конкурентоспособными специалистами [3; С. 20].

На наш взгляд, гуманизация высшего профессионального образования — это часть образовательного процесса, направленная на удовлетворение потребностей как личности, и так общества в гармонически развитых специалистах, владеющих общечеловеческой культурой, способных к саморазвитию, обладающих высокими нравственными и профессиональными качествами. В центре внимания должна быть личность обучаемого, его развитие, внутренний мир, общение внутри образовательной среды, диалог с окружающим миром, социализация и самоактуализация. Особенно важно сформировать у специалиста ключевые компетенции, необходимые для решения разнообразных проблем развития современного общества. Специалист должен сочетать в себе общепрофессиональные и специальные знания с хорошим знанием гуманитарных дисциплин.

Перечислим ключевые положения гуманизации высшего профессионального образования: центр всего процесса обучения − человек, его способности, возможности, потребности и запросы; основа процесса обучения − гуманистическое мировоззрение, понимание и равнозначность всех участников диалога культур; единство профессиональной и гуманитарной подготовки; активизация творческого потенциала специалистов за счёт изучения гуманитарных дисциплин.

Одним из средств гуманизации высшего профессионального образования является гуманитаризация (М. А. Акопова, В. Л. Кургузов, А. М. Новиков, В. И. Шубин, Ф. Е. Пашков, Р. М. Петрунева и др.). Говоря о гуманитаризации высшего профессионального образования, отметим, что это внедрение в образовательный процесс программы обучения, которая способствует повышению духовной культуры, расширению кругозора и мировоззрения обучаемых.

Считаем, что гуманитаризация образования выделяется из общего ряда глобальных процессов. Она направлена на развитие умений и навыков, которые необходимы как для профессионального роста будущих специалистов, так и для жизненной мобильности и гибкости, формирования способности к самосовершенствованию и самообучению, а также национальной идентичности и толерантности, получения основополагающих знаний по дисциплинам не только профессионального цикла, но и гуманитарного — всё это в итоге призвано повысить конкурентоспособность обучаемого на рынке труда как внутри страны, так и за её пределами.

Важно выделить основные критерии гуманитаризации высшего профессионального образования. Вслед за Р. М. Петруневой заметим, что таковыми являются: модель развития вуза, модель специалиста, которого готовит вуз, структура и развитость гуманитарной среды вуза, наличие и характер ценностных ориентаций студентов и т. д. [6, С. 36–39]. На наш взгляд, наиболее действенной моделью развития учебных заведений в настоящее время является гуманистическая направленность обучения с акцентом на создание конкурентоспособного специалиста.

Таким образом, гуманизация и гуманитаризации образования являются основными стратегическими направлениями деятельности высшей школы. Они призваны оптимизировать взаимодействие личности и социума, способствовать приобщению к гуманитарной культуре. В связи с гуманитаризацией и гуманизацией образования особую значимость приобретает проблема гуманитарной подготовки выпускников технических вузов. Гуманитарные знания необходимы студенту технического вуза по ряду причин: представляют собой огромный выбор поведенческих моделей, жизненных ситуаций, которые влияют на систему знаний, так же как и ценностных установок; это помощь в обеспечении профессиональной деятельности, мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

Гуманизация и гуманитаризация высшего профессионального образования предполагают интеграцию профессиональных и гуманитарных знаний, так же как и включение гуманитарного компонента в обучение специалиста. Это вязано с тем, что при недостатке духовности невозможно сформировать полноценного специалиста, а самое главное личность и человека. Поэтому философская, историческая, культурно-эстетическая подготовка, экологическая, правовая культура, социологические знания имеют огромное значение. Технические знания очень формальны, поэтому так важен гуманитарный компонент.

Кроме того, гуманитаризация высшего профессионального образования является условием реализации гуманистических целей развития личности, и тесно связано с такими понятиями как культура в целом и культура личности, образование и личность. Гуманитаризация направлена на становление личности через культуру и на осознание своей национальной идентичности, и заключается во всестороннем развитии личности будущего специалиста через преподавание гуманитарных дисциплин и создание гуманитарной среды.

Гуманитаризация высшего профессионального образования происходит через гуманитарные дисциплины. Современному обществу требуется свободная полноценная личность, направленная на то, чтобы стать полезной и необходимой обществу, так же как и грамотная, творческая личность, которая способна не только решать стандартные задачи, но и принимать не типичные, креативные решения в различных сферах деятельности.

Гуманитарное образование − это процесс целенаправленного формирования умений саморазвития личности, способностей решать задачи профессионального и общего характера, определение национального характера и национальной идентичности, становление личности через культуру. В свою очередь, гуманитарная подготовка — это средство повышения эффективности высшего профессионального образования для конкурентоспособности специалиста на рынке труда.

Гуманитарные знания облегчают выбор поведенческой модели и ценностных установок; помогают в профессиональной деятельности и тем самым способствуют повышению конкурентоспособности специалиста на рынке труда; способствуют налаживанию гармонических отношений человека с окружающим миром.

Пренебрежение гуманитарной составляющей образования может способствовать развитию национальной и расовой нетерпимости.

Все вышесказанное позволяет сделать ряд выводов:

1.                  Для развития высшего профессионального образования важное значение имеет гуманитаризация. Гуманитаризация способствует овладению гуманитарной культурой, преодолению однообразности и узости мышления, развитию творческого потенциала личности.

2.                  Гуманитаризация высшего профессионального образования призвана способствовать овладению гуманитарной культурой, преодолению однообразности и узости мышления, развитию творческого потенциала и т. д.

3.                  Особое место отводится изучению гуманитарных дисциплин. Они развивают коммуникативные способности обучаемых, обогащают их знаниями истории, литературы, культуры различных стран и способствуют толерантному отношению к представителям другого образа мысли и культуры.

 

Литература:

 

1.                  Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. — Воронеж: ИСТОКИ, 1996. — 237 с.

2.                  Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 437 с.

3.                  Акопова, М. А. Теория и методология реализации личностно-ориентированного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ [Текст]: Автореф. дисс.... докт. пед. наук / М. А. Акопова / СПбГПУ. — СПб., 2004 г. — 42 стр.

4.                  Надеева, М. И. Гуманитаризация образования в философии реформирования высшей технической школы / М. И. Надеева. — Казань: ИССО РАО, 1997. — 112 с.

5.                  Берулава, М. Н. Некоторые аспекты концепции гуманизации образования / М. Н. Берулава // Гуманизация образования — императив XXI века. — М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1996. –Вып. 1. — С. 30–41.

6.                  Петрунева, Р. М. Гуманитаризация образования: методологические основы и практика: монография / Р. М. Петрунева. — Волгоград: ГТУ, 2000. — 173 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle