Библиографическое описание:

Мухлынина Т. В. Регионализация современной системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 111-113.

Статья посвящена изучению проблемы регионализации системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования, выработке рекомендаций к разработке дополнительных образовательных программ с применением регионального компонента.

 

Всесторонний пересмотр и кардинальное обновление содержания образования — извечная, масштабная педагогическая проблема, которая всегда встает перед российской школой в период крупных цивилизационных и социальных сдвигов. В стратегических документах последнего времени четко прослеживается ориентация на интересы и потребности региона в развитии образования.

В педагогической науке понятие «региональный компонент в образовании» определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса.

«Регионализация образования» понимается как учет региональных особенностей (этнографических, историко-культурных, социально-экономических, экологических и др.) в содержании и организации деятельности системы образования и как процесс обеспечения полноты и непрерывности образования (обучения, воспитания, развития) конкретного человека, проживающего на территории региона [2, с.109].

Сегодня регионализация образования встроена в инновационные педагогические процессы, находит свое выражение в разработке концептуальных основ развития регионального образования в рамках концепций: этнопедагогики; инновационного образовательного региона; глобального образования в регионе; сохранения и развития единого образовательного пространства; поликультурной образовательной среды; мигрантской педагогики.

Главная цель современного этапа регионализации образования состоит в том, чтобы повернуть систему образования лицом к конкретным носителям образовательных потребностей, добиться оптимального сочетания частных, региональных и федеральных интересов через создание единого образовательного пространства, которое позволит решать задачу региональной идентификации личности, без чего невозможна интеграция традиций любого региона в современный мир.

Именно в едином региональном образовательном пространстве возможно решение проблем содержания дополнительного образования детей.

Таким образом, становление регионального содержания дополнительного образования детей обнаруживает себя как сумма социокультурных, педагогических, научно-методических, организационно-управленческих процессов.

Нормативно-правовой основой для введения регионального компонента является Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», в частности, ст.7, указывающая на необходимость учета «состояния социокультурной среды», потребностей и возможностей конкретного региона [1, с.53].

Благодаря Закону «Об образовании», который определил дополнительное образование как один из самоценных и социально значимых видов образования детей, система дополнительного образования в последние годы приобретает все большее значение в обучении и воспитании ребенка.

Не случайно многие субъекты Российской Федерации в дополнение Закона РФ «Об образовании» разрабатывают и вводят в действие региональные законы об образовании, принимают такие нормативные акты, как «Соглашение между Правительством Российской Федерации и субъектами Федерации о разграничении полномочий в области науки, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования», где оговаривается право администраций краев, областей, республик «на разработку и реализацию региональных образовательных программ разного уровня с учетом региональных, социально-экономических, экологических, национальных, культурных, демографических и иных особенностей» [3, с.44].

Смысловое и содержательное наполнение регионального компонента в образовании является составной частью региональной политики каждого субъекта РФ. Решение о смысле и содержании регионального компонента на уровне учебных программ принимают педагогическая общественность и органы образования в регионах.

Конкретное учреждение дополнительного образования детей и педагог свободны в выборе способов применения регионального компонента и его интеграции в образовательную программу. Каким будет соотношение общих и местных материалов в образовательной программе каждого конкретного педагога, зависит от того, насколько удачно эта программа позволяет реализовать главные цели, ради которых внедряется региональный компонент.

Вместе с тем, регионализация содержания образовательных программ дополнительного образования базируется на следующих общих факторах:

-        историческое, культурное, национальное, географо-демографическое, этническое, природно-экологическое своеобразие региона;

-        региональная специфика перехода к гражданскому обществу и рыночной экономике;

-        региональная специфика развития, формирования и проявления образовательных запросов населения на те или иные образовательные услуги;

-        образовательный, научный, управленческий потенциал региона как основание для разработки и внедрения перспективных региональных образовательных программ;

-        складывающийся единый менталитет, духовная культура как основание для самоидентификации населения в сфере образовательных потребностей;

-        активное развитие межрегиональных отношений как одно из условий определения региональных приоритетов и стратегий в области образования.

Регионализация дополнительного образования детей может быть достигнута несколькими путями:

1.         Досуговый путь предусматривает разработку сценариев и проведение краеведческих игр, конкурсов народных промыслов и декоративно-прикладного творчества, экологических конференций и др.).

2.         Монопредметный путь предусматривает углубленное изучение регионального содержания с помощью разработки и внедрения в широкую практику основных образовательных программ краеведческой, эколого-биологической, художественно-эстетической, социально-педагогической, научно-технической, физкультурной направленностей.

3.         Монопредметный интегративный путь предусматривает разработку комплексных образовательных программ дополнительного образования детей, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи («Экология Ленинградской области», «Гид-экскурсовод», и др.).

4.         Полипредметный или многопредметный путь предусматривает органичное включение регионального компонента в содержание различных образовательных программ по отдельным направлениям деятельности (туристско-краеведческий клуб «Тури», «Музееведение», фольклорный ансамбль «Гром-гора», и т. д.).

Монопредметность регионального компонента будет ярко выражена в работе археологических, краеведческих, этнографических, фольклорных детских объединений.

Работа археологических детских коллективов имеет давние традиции и основательную методическую базу: проводятся семинары и конференции различного уровня для педагогов и воспитанников, организуются экспедиции, публикуются исследования, информационные и методические материалы. Не умаляя значимости и насыщенности археологической информации в региональной составляющей образования, нельзя не отметить ее временную оторванность от сегодняшнего дня, от актуальных проблем современности и вопросов межэтнического взаимодействия в нашу эпоху.

Деятельность краеведческих детских объединений основана на тезисе безусловной важности для каждого человека любви к своей Родине, начинающейся с любви к родному краю, малой родине, что особенно важно в условиях растущей унификации и глобализации. Педагогами данного направления разработан ряд образовательных программ, основанных на региональном компоненте исторического образования (например, в ГОУ ДОД Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга реализуются дополнительные образовательные программы «Мой Санкт-Петербург», «Гид-экскурсовод»). Привлечение материалов и фактов (событий из прошлого родного города, села, семьи, непосредственного окружения и собственного жизненного опыта) предоставляет обучающимся материал, актуальный для эмоционального переживания, интеллектуального и ценностного осмысления, делает обучение личностно-ориентированным. Дети начинают активно участвовать в процессе познания, а их жизненный опыт и прошлое становятся предметом осмысления.

Особенностью этнографических объединений является то, что они выступают, в основном, в форме научных обществ и нацелены на проведение исследований по этнографическим и краеведческим темам. Работа в таких детских коллективах строится на принципах поликультурного образования. На занятиях даются знания о культуре и быте народов, рассматриваются вопросы всемирной интеграции культур, формируются навыки и умения проведения исследований. В летнее время организуются экспедиции, исследования в архивах и музеях города и области. Региональный компонент обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения (работа с музейными экспонатами и документами, источниками из местных архивов, проведение экологических исследований, экспериментов, сбор воспоминаний земляков и т. п.) и тем самым знакомит с методами исследования.

Широкие возможности для применения полипредметности регионального компонента существуют в деятельности творческих фольклорных коллективов, студий декоративно-прикладного творчества, фотостудий, объединений экологической направленности. Образовательный процесс здесь построен на изучении элементов духовной и материальной культуры, декоративно-прикладного творчества, песенного и музыкального творчества, региональной экологической ситуации.

Несмотря на достижения системы дополнительного образования детей в применении регионального компонента, основным недостатком является отсутствие тиражирования и широкого распространения наработанного опыта: учебно-методических пособий, наглядных материалов. Методические разработки, как правило, остаются в единичном экземпляре или издаются малыми тиражами. Они доступны крайне узкому кругу педагогов, и используются, в основном, в стенах образовательного учреждения, где были созданы.

Сложнейшей проблемой внедрения регионального компонента является выделение критериев отбора его содержания. Отбор содержания, как правило, идет тремя путями: опытным, экспертным и (или) авторитарным и совсем редко используется теоретико-экспериментальный путь. Концептуальные подходы к выделению того или иного материала в качестве регионального компонента до настоящего времени недостаточно развиты.

Еще один вариант регионализации — создание воспитательной системы учреждения с учетом регионального содержания воспитания. Главная цель такой работы — социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия обучающимися той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в регионе интересной, разнообразной и богатой.

Педагогические условия реализации регионального компонента требуют, чтобы он базировался не на предметном подходе, а реализовывался в виде местного материала; не увеличивал механически нагрузку на обучающихся, а рационализировал процесс познания за счет интеграции предметов и рационального конфигурирования учебного материала.

Региональный компонент призван обеспечить координацию усилий всех участников образовательного процесса, консолидацию ресурсов, отпускаемых на образовательный комплекс, и повышение эффективности капиталовложений в него.

Таким образом, регионализация системы дополнительного образования детей способствует:

-        формированию личности как представителя региона, хранителя, рачительного пользователя и умелого созидателя его социокультурных ценностей и традиций;

-        получению каждым выпускником системы дополнительного образования детей знаний, обеспечивающих ему успешную социализацию в масштабах как своего региона, так и страны;

-        формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой и эстетической культуры населения области;

-        углублению и конкретизации знаний, предусмотренных федеральными стандартами.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)//«Собрание законодательства Российской Федерации», 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2289; N 23, ст. 2930; 2015, N 1, ст. 53.

2.                  Зайцева О. Ю. Развитие принципа регионализации в теории и практике дошкольного образования // Вектор науки ТУ.- 2011. — 4(7). — Стр.109–112..

3.                  Иванищев С. И. К разграничению понятий «региональное образование» и «региональный компонент образования» // Педагог. -1999. — № 1. — Стр. 44.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle