Библиографическое описание:

Гербекова Л. Х. Эффективность применения инновационных методов в профессиональной подготовке студентов юридических вузов [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4-7.

В статье исследуется вопрос о необходимости активизации учебного процесса студентов юридических специальностей за счет внедрения инновационных методов обучения, обеспечивающих оптимизацию процесса обучения и повышающих его качество.

Ключевые слова:инновация, инновационная деятельность, юрист, методы обучения, студент.

 

Далеко не все новое прогрессивно. Прогрессивно то, что эффективно! Будущее не импровизируется, его можно построить лишь из материалов, унаследованных нами из прошлого. Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том, что мы отливаем новые идеи в старых формах, которые достаточно частично изменить, чтобы привести их в гармонию с новым содержанием.

Эмиль Дюркгейм

 

Тотальная информатизация общества, стремительное развитие информационных технологий требуют сегодня от вузов подготовки будущих специалистов в области юриспруденции нового типа, способных эффективно действовать в условиях информационно насыщенной среды, ориентированных на создание перспективных нововведений и изыскание путей их практической реализации.

В целях достижения качественного образования в России были приняты некоторые документы: Государственная программа РФ на 2012–2020 гг. «Развитие образования», [2] Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 гг.», [3] «Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года» [4, с. 3] и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт установил требования для подготовки будущих юристов, а именно, в вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки консультационной работы, принятия решений, межличностной коммуникации и другие необходимые юристу личностные и профессиональные качества. Все это говорит о необходимости введения в сферу высшего юридического образования значительных изменений и формирование инновационных компетенций.

Вице-президент Российской академии образования Д. И. Фельдштейн в своем докладе отметил: «Устарело, исчерпало себя и образование, сформированное в рамках задач, потребностей, возможностей прежнего общества, устарело не только у нас, но всем мире в целом, объективно исторически устарело». Он обратил внимание также на то, что «до сих пор не решена проблема соотнесения знаний и информации, работы информации на расширение и углубление знания, превращения ее в знание, а также задача сохранения и углубления логического мышления в век неудержимого роста-расширения информации». [5]

Н. Ю. Постанюк определяет понятие «инновация в образовании» как «целевое изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и количественные изменения в различных сферах и элементах системы». Инновационный процесс он определяет как совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие, идея превращаются в социальное, в том числе в образовательные нововведения. [6]

Инновационная деятельность юридических вузов должна быть нацелена в первую очередь, на повышение качества образования, создание новых образовательных технологий, учебного оборудования, повышение профессионального уровня преподавателей. Мы считаем, что инновационное образование могут дать только те вузы, в которых преподаватели сами инициативно занимаются инновационной деятельностью. Так, по мнению В. П. Делия, инновационное образование характеризуется наличием в нем педагогических инноваций, инновационной деятельности. [7, с. 67–68]. Осмоловская И. М. считает, что основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов. [8, с. 182–188]. Черкасов М. И. указывает на то, что использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов. [9, с. 89].

Традиционные методы подготовки студентов-юристов, к сожалению, отстают от нынешних требований, в связи, с чем необходимо разрабатывать новые технологии и методы обучения. Это вовсе не говорит о том, что надо отказаться от устоявшихся методов обучения. Поддерживая традиции российского образования, нужно осваивать более лучшее, что сложилось в мировой практике, выстраивать новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности современного общества. Как считает Гильманов С. А. «инновации в образовании не должны основываться на негативном отношении к прошлым традициям. Типом связи между ними должно явиться сохранение и развитие, а не отрицание». [10, с. 4–6]. Профессор Филиппова Л. Д. отмечает в своем исследовании, что если раньше лекция и семинары рассматривались как главное средство для передачи информации, то сегодня их цель — вызвать интерес к изучаемой дисциплине, дать студентам установку и направление для самостоятельной работы. [11, с. 112.]. По нашему мнению, в образовательном процессе юридических вузов, должны использоваться интерактивные методы обучения во взаимосвязи с классическим чтением лекционного материала и проведением семинарских занятий. С переходом на новый уровень обучения произошло увеличение количества часов, выделяемых на практические занятия, что предоставляет возможность более широкого применения активных методов обучения. Кафедрой гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского юридического института по дисциплине «Гражданский процесс» проводятся судебные процессы в форме ролевых игр с участием студентов. Если ранее такие процессы могли проводиться один раз в семестр, то теперь с увеличением количества часов намного чаще. Проводя ролевые игры, студенты приобретают не только знания норм действующего законодательства, но практические умения, умение составлять процессуальные документы (исковое заявление, жалоба, определение суда, решения суда и т. д.), консультирование по правовым вопросам, навык допроса в суде, участия в судебных прениях и многие другие. Направление деятельности кафедры гражданско-правовых дисциплин по внедрению в образовательный процесс инновационных методов связано с сочетанием теоретических знаний и практических юридических навыков. Так, кафедрой проводится ежегодно Олимпиада по гражданскому праву среди студентов 3, 4 курсов, в ходе, которой они решают практические задания с использованием Интернет-версий системы «КонсультантПлюс» и СПС «Гарант». Это повышаете интерес студентов вуза к углубленному изучению правовых дисциплин, вырабатывает у студентов логическое мышление, пробуждает интерес к решению поставленных задач, умение работать с информационными системами. Работая с современными информационно-правовыми системами, содержащими электронные тексты нормативных актов российского и регионального законодательства, а также документы международного права и нормы иностранного законодательства, студенты могут проследить процесс изменения нормативно-правовых актов, активно использовать документы при подготовке к занятиям. Будущий юрист должен быть готов правильно и своевременно реагировать на запросы современного общества, владеть методиками и приемами работы с меняющимся законодательством, обширной документацией, опубликованной литературой.

В связи с этим, мы считаем необходимо, чтобы студенты стали активными участниками учебного процесса, основанного на партнерстве преподавателя и студента, установления постоянной обратной связи, т. е. не только предоставлять материал, но и консультировать по его поиску и работе с ним. Необходимо изыскивать пути для стимулирования процесса обучения студента, оказывать ему содействие ориентирования в потоке информации, научить студента самостоятельно контролировать уровень усвоения материала. В этом случае студент может проверить свои инновационные способности, а именно, применить какие-либо новые подходы к решению проблем, способность решать нестандартные задачи, выявлять основные противоречия по изучаемой дисциплине, формулировать новые задачи и проблемы.

Самостоятельная работа как форма учебной деятельности, согласно требованиям ФГОС ВПО, является важнейшим элементом образовательного процесса. Время, отводимое в вузах на организацию самостоятельной работы студентов, возросло, а значит, повышение эффективности самостоятельной работы будет существенно влиять и на качество подготовки будущих специалистов. Возрастание роли самостоятельной работы студентов предполагает: оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал; широкое внедрение компьютеризированного тестирования. Несмотря на высокие требования к техническому вооружению учебного процесса и упор на самостоятельную работу студентов, в сегодняшних условиях роль преподавателя в формировании высококвалифицированного специалиста становится более весомой.

В настоящее время практически во всех юридических вузах применяются на практических и семинарских занятиях активные инновационные методы обучения, такие как ролевые игры, тренинги, мастер-классы, тестирование, метод мозгового штурма, работа с нормативно-правовыми актами и т. д.

Американский социолог Дж. Герберт Мид считает, что одним из средств, позволяющих приблизиться к достижению целей, выступают интерактивные формы проведения учебных занятий, которым уделяется значительное внимание в ФГОС ВПО. [12, с. 136]. Интерактивные технологии являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из студентов в образовательный и исследовательский процесс. [13, с. 286–290].

Положительные результаты применения инновационных технологий в сфере высшего образования уже видны. В вузах формируются новые подходы к преподаванию, внедряются современные формы обучения. В процессе обучения юристов многие вузы используют информационные технологии, используются интерактивные методы обучения. Однако имеются и определенные проблемы, возникающие в процессе обучения студентов. Это, во-первых, незаинтересованность самих преподавателей в качественном изложении материала, использование пассивных методов преподавания, во-вторых, отсутствие инновационных технологий и методов в преподавании.

Мы считаем, необходимо применять метод активного и интерактивного обучения, формирующие у студентов навыки анализировать конкретные практические ситуации и принимать соответствующие решения. Так, использование компьютерных технологий, лучше совершенствуют работу преподавателя, создавая для студентов процесс обучения более увлекательным и доступным. Но, в некоторых вузах возникают проблемы, связанные с ограниченной материально-технической базой, а также и необученности некоторых преподавателей к использованию в процессе обучения компьютерных технологий. Внедрение современных технологий обучения в образовательную деятельность требует новых подходов к оснащению вуза техническими средствами.

Панина Т. С. считает, что положительными моментами применения инновационных технологий в процессе являются: во-первых, вовлечение в активное изучение дисциплины большого количества студентов, во-вторых, позволяет определить уровень усвоения изученного материала, в-третьих, прививает и закрепляет опыт общения с высокими информационными технологиями, навыки работы с которыми необходимы современному юристу высокой квалификации. [14, с. 59]. Как указано в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», инновационная деятельность в сфере образования должна быть ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. [1].

Подводя итог выше изложенному, мы пришли к выводу, что для пробуждения у студентов интереса к учебной деятельности, необходимо в вузах применять разнообразные методы и приемы активного обучения. Использование инновационных методов в обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных юристов, а также делает возможным оптимизировать учебный процесс, делая его интересным и насыщенным.

 

Литература:

 

1.      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 31 декабря 2012 г. № 5976.

2.      Государственная программа Российской Федерации на 2012–2020 годы «Развитие образования». [Электронный ресурс] URL: http://www.rsr-online.ru/doc/2010_12_23/9.

3.      Распоряжение Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 440-р «О Концепции федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. // Собрание законодательства РФ от 14 апреля 2008 г. № 15 ст. 1581.

4.      Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс] // Свои: сетевой журн. — М. — 2006. — С. 3. Режим доступа: http://www.smi-svoi.ru/content.

5.      Фельдштейн Д. И. Доклад в РАО на тему «Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества». 29 октября 2013 года.

6.    Посталюк, Н. Ю. Проектирование инновационных образовательных систем: регион. аспект [Электронный ресурс] / Н. Ю. Посталюк // Самарский тренинговый центр. — Самара, 2004. — Режим доступа: http://psycology.narod.ru/121.html.

7.      Делия В. П. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление: монография. — Балашиха: ИСЭПиМ. — 2005. — С. 67–68.

8.      Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика / И. М. Осмоловская // Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 182–188.

9.      Черкасов М. И. Инновационные методы обучения студентов / М. И. Черкасов // XIV Международная заочная научно-практическая конференция «Инновации в науке». — Новосибирск. — 2012. — С. 89.

10.  Гильманов С. А. Соотношение традиций и инноваций в развитии образования // Традиции и новаторство в развитии образования: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. Ч. 1 / Под ред. В. И. Загвязинского, И. Е. Видт, С. А. Гильманова, Л. М. Болтуновой. — Тюменский гос. ун-т. — 1999. — С. 4–6.

11.  Филиппова Л. Д. Высшая школа США. — М.: Наука. — 1981. — 328 с.

12.  Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М. — 2009. — 290 с.

13.  Ефимов П. П. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. — Казань: Бук. — 2014. — С. 286–290.

14.  Панина Т. С., Вавилова Л. И. Современные способы активизации обучения: пособие / Под ред. Т. С. Паниной. — 4-е изд. — М.: Издательский центр «Академия». — 2002. — 176 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle