Библиографическое описание:

Мисякова Л. В. Экологическое воспитание дошкольника [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 67-69.

Ведущим направлением в моей педагогической деятельности является экологическое воспитание детей. В своей работе использую программу Николаевой С. Н. «Юный эколог». На занятиях с детьми много внимания уделяю изучению природы родного края, используя новинки методической литературы. Продуманная организация и экологически оборудованные уголки обеспечивают возможность осуществлять экологическое воспитание детей различными методами: заочные путешествия, прогулки, наблюдения, игры, дискуссии, беседы, тренинги.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный процесс. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности.

Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни.

Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на, этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка.

Познание природы имеет многогранное значение для разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора, обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления.

Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.

Мною определены следующие задачи:

-          Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;

-          формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

-          развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

-          Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

-          Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;

-          Воспитание элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

-          План мероприятий по экологии.

-          Разработан перспективный план наблюдений за объектами и явлениями в живой и неживой природе.

-          Создан уголок природы для наблюдений и экспериментирования с необходимым оборудованием.

-          Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми мною, в программе Рower Рoint, создана серия презентаций, которая помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.

В процессе систематической работы, старшие дошкольники способны уже понимать связь комплекса признаков, зависимость жизни живого существа (кроме воды, растениям нужен свет, тепло, рыхление т. д.) правильная постановка экологического воспитания зависит от контакта с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребёнка, разнообразия приёмов в работе педагога-воспитателя. Только тогда имеется возможность получить нужный результат.

Начала работу по экологическому воспитанию детей в детском саду с организации природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на котором произрастают растения, содержаться какие-либо животные. В нашем детском саду и группе есть условия для ознакомления детей с окружающей природой. В группе имеется большое количество комнатных растений. Дети с удовольствием ухаживают за растениями. На территории дошкольного учреждения имеются различные деревья и кустарники, где организую ежедневные наблюдения за природой.

Каждое лето на наших клумбах цветут цветы, которые мы сажаем вместе с детьми, затем ухаживаем за ними, любуемся их красотой.

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию в нашем детском саду — это организация и создание экологической тропы — учебный специально оборудованный маршрут на территории детского сада.

Систематически упражняю детей на экологической тропинке в выполнении правил поведения в природе:

-          В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно случайно наступить на насекомых;

-          На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои ходы и почва не рыхлится, а корни растений без воздуха «задыхаются» и постепенно отмирают;

-          Нельзя разжигать костры, ломать ветки, рвать много цветов.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отвожу наблюдению. Наблюдение — это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны с характером знаний доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребёнком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всём ёе многообразии.

Дети в моей группе владеют элементарными правилами ухода за растениями, животными, знают их строение, повадки, правила ухода, назначение; какую пользу приносят те или иные животные. Очень любят дети кормить птиц, особенно зимой, когда им не хватает корма, каждую весну проводится конкурс на лучший скворечник, осенью вместе с детьми изготавливаем кормушки для птиц. Дети моей группы приняли участие в краевом конкурсе «Птицам — наша забота», где заняли первое место — конкурс листовок, третье место — конкурс кормушек.

Постоянное общение с животными, птицами, участие в выращивании цветов, овощей, подкормка птиц в зимнее время — это хорошие условия для выработки у детей навыков заботливого, гуманного отношения ко всему живому.

Систематически планирую и провожу целевые прогулки и экскурсии (в парк, сквер, на водоём). Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

С целью обогащения знаний детей я в своей работе по экологическому воспитанию использую художественную литературу природоведческого содержания. Это помогает мне учить детей глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Мной разработаны и изготовлены дидактические игры, очень помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «На лесной тропинке», «Развивающее лото», «Найди и назови птицу»», «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?», «Времена года», «С какого дерева листик», «Оденем куклу на прогулку» и другие. Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное — несъедобное», «Хорошо — плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Большую роль играют интеллектуальные игры, которые способствуют развитию памяти детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

Наиболее «народной» считается всем известное интеллектуально-развлекательное шоу «Поле Чудес», которую я дерзнула переработать под наших старших дошкольников. В предложенном мною варианте рассматривается тема «Птицы» как одна из наиболее усваиваемых и любимых детьми тем экологического развития.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их я ориентируюсь на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Я играю с детьми, учу их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения — ребенок учится, играя.

В результате проделанной работы достигнуты положительные результаты:

-          сформированы начала экологической культуры у детей;

-          сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-          дети учатся практическим действиям по охране природы;

-          развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-          у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Таким образом, мы постоянно привлекаем детей и их родителей к тесному общению с природой, познанию мира флоры и фауны. Только мы, взрослые, можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, милосердие. Тогда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут его основой, тогда мы можем быть спокойными за будущее окружающего мира, природы и общества.

Человек — частица природы. И мы должны уметь жить в ладу с ней. Беречь ее, не наносить ей вреда и всячески стараться воссоздать то, что потеряно в результате активной добычи нефти в нашем регионе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle