Библиографическое описание:

Мирзоева М. М. Характеристика условий включения в проектную деятельность педагога профессионального обучения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 162-164.

В статье кратко представлены профессионально-ориентированные характеристики педагога профессионального обучения, позволяющие оценить готовность студентов к художественно-проектной деятельности. Анализ констатирующего этапа эксперимента показал, что основной контингент студентов не готов к художественно-проектной деятельности.

Ключевые слова: характеристика личности, проектная деятельность, включение в проектную деятельность, готовность к проектной деятельности.

 

Переход системы образования на новую парадигму, предполагающую замену «знаниевой» модели образования на компетентностную предполагает развитие личности и качественные изменения цели, задач, предметных действий, операциональной и мотивационной сторон деятельности.

На основе личностно-ориентированного подхода и профессиональной подготовки педагога нами разработана структура личности педагога образовательного пространства, дающего возможность для пробы сил студентами в разнообразной деятельности, где проявляются обобщенные характеристики личности: мотивация к учебно-познавательной деятельности, развитость креативного мышления, локус самоконтроля, оптимизм, самодостаточность, готовность к экспериментированию в разных видах деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Профессионально-ориентированные характеристики педагога профессионального обучения

№ п/п

Дизайнерская деятельность

Декоративно-прикладное творчество

Дизайн

Конструирование женской одежды

1.                   

Мотивация к декоративно-прикладному творчеству

Мотивация к проектной творческой деятельности

Мотивация к творческой конструкторской деятельности

2.                   

Умение сочетать традиционность и новаторство

Склонность к радикализму, постоянному экспериментированию

Стремление к поиску новых стратегий решения проблем

3.                   

Черты интравертности и экстравертности

Черты интравертности

Черты экстравертности, гибкость в общении

4.                   

Умение использовать художественно- образные средства коммуникации

Высокая сензитивность, эстетическое восприятие окружающей среды

Стресовоустойчивость в сложных ситуациях

 

На основе философского анализа человеческой деятельности как системы субъектно-объектных отношений и в соответствии с критерием необходимости и достаточности элементов функционирования выделены основные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, коммуникативная и художественная.

Общеизвестно, что проектная деятельность является одним из видов продуктивной деятельности, под которой понимается промысливание того, что должно быть и направленной на появление чего-либо в будущем.

Применительно к учебно-познавательной деятельности, проектирование определяется как особый, специфический вид, связанный с прогнозированием, планированием и моделированием процесса создания каких-либо учебных проектов.

Целеполагающим компонентом проектной деятельности выступает устойчивое доминирование профессионального интереса у студентов, формированность профессиональной направленности через усвоение теоретических и практических знаний по основам формообразования и композиции костюма, его проектирования, совершенствование ценностного отношения к результату дизайнерской деятельности.

Для определения готовности к художественно-проектной деятельности использованы многофакторный опросник личности Р. Б. Кеттелла (компьютерный вариант) и тест П. Торранса «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма), по которым диагностировались когнитивная, мотивационная, нравственная сферы личности [2; 3].

Обосновывая педагогические условия включения в проектную деятельность будущего педагога профессионального обучения, необходимо моделировать профессиональную деятельность, с позиций обеспечения валидности (достоверности и адекватности) поскольку сложная модель, опирающаяся на теоретические прогнозы, не может дать полного представления об изучаемом объекте. При этом качество моделирования практической педагогической деятельности возрастает, если модель носит инновационный характер и ориентирован на формирование у обучаемых способности к проективной детерминации будущего.

Следовательно, модель инновационной педагогической деятельности представляет собой проект мероприятий создания (внешних) педагогических условий, обеспечивающих развитие (внутренних психологических процессов) индивидуальности студента, компонентами которой выступают модули (функциональные узлы), объединяющие совокупность элементов проектируемой системы. При этом, компонентами модели нами определены: характеристика потребностей общества и личности; цель организации проектной деятельности в вузе; содержательные основы достижения цели; педагогические условия включения в проектную деятельность; технологические аспекты реализации цели; критерии результативности, функционирования инновационной образовательной модели.

Специфической особенностью модели следует считать содержательную интеграцию учебной, исследовательской и профессиональной (дизайнерской) деятельностей, составляющих профессиональной деятельности.

В описательной модели включения в проектную деятельность будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) логически отражены цель как идеальный прообраз результата функционирования модели и фактора повышения уровня профессиональной подготовки; задачи художественно-проектного образования: формирования интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств личности и т. д.

С позиций культурологического подхода обосновано содержание курса формообразования в контексте развития студента, преодоления отрыва учебно-познавательной деятельности от профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

При этом, программа курса обеспечивает стимулирование у студентов индивидуального саморазвития, включение в коллективное и индивидуальное проектирование, а также принятия решения, способствующих активной художественно-проектной деятельности.

В соответствии с целью и задачами исследования обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное включение в художественно-проектную деятельность педагога профессионального обучения, где первым условием выступает организация художественного образовательного пространства. Условие организации художественного образовательного пространства обеспечивает включение в проектную деятельность студента, разрушает традиционную модель образования и создаёт разнообразные культурно-образовательные модели с заменой содержания и стиля профессиональной подготовки специалистов в новых социокультурных условиях [4].

Существенным педагогическим условием выступает содержание художественно-проектной деятельности студента, способствующее формированию мотивации к саморазвитию, профессионально-ориентированной деятельности, через курсы общего проектирования, формообразования, проектирования костюма, искусствоведения и т. д.

Третьим педагогическим условием рассматривается стимулирование проектной деятельности средствами продуктивной технологии, включающей подготовку к реализации проекта, процессуально реализацию проекта, осмысление полученных результатов и внесение соответствующих поправок.

Учитывая, что количество усваиваемой информации с каждым годом возрастает, педагоги и психологи, в качестве средства включения в художественно-проектную деятельность рассматривают открытые задачи, с помощью которых отрабатываются отдельные способы решения [1]. При этом отличительная особенность учебных открытых задач от практических в том, что открытость вводится порциями и координировано, а процесс обучения становится осмысленным для обучающихся.

Представлены педагогические условия, в которых на теоретико-методологическом уровне выступают системный, деятельностный, личностно-ориентированный и интеграционный подходы; на общетеоретическом уровне — совершенствование путем интегрированного содержания и оптимизации форм, методов и средств дизайнерской деятельности; в качестве методико-технологического инструмента развития проектного мышления выступает специальная диагностика, прогнозирование и открытые задачи (задания).

В акцентируемых условиях включения в художественно-проектную деятельность студентов в качестве процессуального компонента выступают:

-          специальная диагностика и прогнозирование творческого потенциала студентов в дизайнерской деятельности;

-          совершенствование содержания, методов и средств преподавания формообразование с учетом специфики дизайнерской деятельности как средства включения в проектную деятельность студентов;

-          наличие мотивации к творческой деятельности у студентов факультета «Экономики и дизайна»;

-          доминирование положительных эмоций и создание «ситуации успеха» в процессе изучения основ формообразования.

 

Литература:

 

1.         Гин А. А. Журнал руководителя управления образованием. — 2014. — № 8, С. 28–32

2.         Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: ПЕТРОКОМ, 1992.

3.         Тест творческого мышления Е. П. Торранса.//Диагностика познавательных способностей: методики и тесты: [учебное пособие-сборник]/ред. В. Д. Шадриков. — М.: Академический проект: Альма Матер, 2009.

4.         Юсов Б. П. Концепция полихудожественного развития школьников. НИИ художественного воспитания — М.: 2011. 111 c

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle