Библиографическое описание:

Салманова Д. А., Сайдиева Х. Л. Формирование творческой активности бакалавра педагогического образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 149-151.

В статье освещаются взгляды и исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов на проблему формирование творческой активности бакалавров педагогического образования. Раскрываются сущность понятия активность, творческая активность, обосновывается механизм формирования творческой активности студентов, в качестве которого выступает проблемное обучение.

Ключевые слова: творческая активность, бакалавр педагогического образования, профессиональное образование, проблемное обучение.

 

На современном этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно мыслить, ставить и нестандартно решать различные задачи. В стремительно меняющихся условиях общественного и технического развития особенно важными качествами человека становятся мобильность, новаторство, нестандартность принятия решений, в комплексе характеризующих творческую активность личности. Проблема формирования творческой активности личности приобретает крайне высокий статус и социальную необходимость. В связи с этим появляется необходимость обновить содержание образования с позиции формирования творчески активных, инициативных и креативных специалистов.

Понятие «активность» представляет собой способность человека реагировать на внешние проявления среды посредством деятельности, что характеризует ее как системообразующее свойство индивида. При этом, в широком понимании активность, представляет собой комплекс: способностей изменять, свойств реагировать, функциональное проявление личности в отношениях выстраиваемых человеком. Активность следует рассматривать как целостность, связывающая воедино процессы, протекающие, во внутреннем плане и поведения, где в качестве отношения к деятельности выступают процессы, формируемые через потребности ® мотивы ® цель ® действования.

Переход потребности во внешнее реализуемое поведение (действование) проходит ряд ступеней «опредмечивания», поскольку представляет собой мотивацию, трансформациями которой выступают: мотивы, интересы, убеждения, стремления, желания, ценностные ориентации так называемая основа и движущая сила человеческого поведения, а также побуждение и цель, которые следует рассматривать в качестве ядра личности. Отсюда можно проследить важный для нашего диссертационного исследования механизм формирования внутреннего отношения личности к деятельности.

В плане поведения сама деятельность будет выступать, как внешнее проявление отношения к ней, а целостность этих процессов следует рассматривать как единство, существование которых друг без друга не имеет смысла. При этом активность на наш взгляд, состоит из единства внутреннего отношения и внешнего проявления этого отношения.

В различных литературных источниках активность трактуется как единство внутреннего отношения к деятельности и внешних проявлений этих отношений. С этих позиций наличие двух составляющих (внутреннего отношения и внешнего проявления) недостаточно для определения сущности активности, поскольку по нашему мнению главной отличительной особенностью активности выступает результат, в виде изменений, которые должны произойти вследствие внешних проявлений внутреннего отношения к деятельности. Кроме того, эти изменения должны произойти обязательно либо в самой личности, либо в окружающей ее действительности. Обобщая все выше изложенное, мы пришли к выводу, что активность должна включать в себя как минимум три составляющие: внутреннее отношение, внешнее проявление этого отношения и результат в виде изменений, как в самом субъекте, так и в окружающей действительности.

С учетом сказанного активность, на наш взгляд выступает как единство внутреннего отношения к деятельности, внешнего его проявления ведущая к реальному или идеальному изменению, как себя, так и окружающей действительности, включая результат преобразований [2].

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что проблемы формирования творческой активности личности исследованы в работах Л. А. Аристова, М. К. Билалова, О. В. Борисовой, П. Я. Гальперина, и других, где она рассматривается как процесс профессионального становления, и где выявлены педагогические и психологические аспекты проблемы [1; 2; 3; 5]

Проблемы исследования активных методов и средств развития творческого мышления в образовательном процессе исследованы в работах Г. М. Гаджиева, Л. Н. Давыдовой, Л. В. Занкова, Е. Н. Ильина, М. Ю. Кулагиной, Д. Б. Эльконина и др. Творчество следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле [4; 6; 7].

Психолого-педагогические основы готовности к развитию творческого мышления посвящены исследованиям Л. И. Божовича, Е. М. Бохорского, А. Н. Леонтьева, Е. К. Лютовой, Р. С. Немова, Д. Т. Полуянова, Т. Б. Тагиевой и других [8].

Сравнительно-сопоставительный анализ приведенных исследований показывает, что в системе взаимодействия «мышление-школьник-общество» подготовка бакалавра педагогического образования, осуществляется при обеспечении определенных условий. Среди которых: доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью; сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей; стремление к максимально глубокому исследованию проблемы; индивидуализация предполагающая проявление и развитие специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса; проблематизация, предполагающая ориентацию на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Кроме перечисленных условий необходимо учитывать свод требований в процессе организации педагогического процесса: познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения); задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон; система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Немаловажен факт создание творческой среды, преподавателем на занятии. Признаками творческой среды являются: догматизм предполагающий присутствие традиций, авторитета преподавателя, дисциплины, порядка; безмятежность, характеризующаяся душевным покоем, беззаботностью, чувствительность, приветливостью и добротой; идейность предполагающая энтузиазм, активность освоения и преобразования окружающего мира.

Поскольку для развития творческой активности студента необходимо учитывать индивидуальные особенности личности во всех его формах и методах, то предполагаем, что это возможно при условии использования технологии проблемного обучения.

Сущность проблемного обучения состоит в том, что знания и умения не преподносятся в готовом виде, а предлагается поисковый механизм (путем, размышления, рассуждения и выдвижения гипотезы) самостоятельного добывания знаний, умений. Таким образом, у студентов развивается интерес к предмету, формируется самостоятельность и творческая активность на занятии.

Кроме того, применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у студентов определенную познавательную потребность, обеспечивает направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы. Создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение бакалавров педагогического образования в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет их к развитию творческой активности.

 

Литература:

 

1.                  Аристова Л. И. Активность учения школьника. — M., 1968. — 139 с.

2.                  Билалов М. К. Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства Дис.... кандидата пед. наук. Махачкала 2009.

3.                  Борисова О. В. Воспитание социально активной позиции учащейся молодежи в условиях системы высшего образования // Мировой опыт организации и реализации детей и учащихся: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 3 4 апреля 2000г. М., 2001.

4.                  Гаджиев Г. М., Биланов М. К., Салманов Д. А. Тренинг как средство формирования творческой активности будущего учителя // Среднее профессиональное образование. 2008. № 3.

5.                  Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М„ 1985.-42 с.

6.                  Давыдова Л. Н. Формирование у будущих учителей умений педагогического диагностирования// Автореферат дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 1995. — 23 с.

7.                  Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — М.: Дом педагогики, 1999.

8.                  Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle