Библиографическое описание:

Иманмурзаева А. У. Формирование эстетического отношения младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 94-96.

Одной из важных задач современной школы является эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством) (25; 1580). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное (13; 7). Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Н. Джола, Д. Б. Кабалевский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев.

Во-первых, изобразительное искусство наглядно и ярко представлено иллюстрациями в книгах, журналах, в альбомах по искусству. Как известно, все вещи, предметы и произведения искусства, помимо утилитарного значения, обладают эстетическими функциями.

В наследии национальной культуры содержатся нравственные, эстетические, исторические, гуманистические и культурные ценности, служащие ориентирами и в жизни современного общества. В народном декоративно-прикладном искусстве Дагестана мы выделяем национальные, художественные и педагогические ценности, которые мы рассматриваем в качестве важнейших факторов развития личности.

В Дагестане особый смысл имеет рассмотрение вопросов приобщения подрастающего поколения к художественным и эстетическими ценностям и выработки научно обоснованной системы эстетического воспитания детей средствами декоративно-прикладного искусства.

Одной из форм приобщения младших школьников к декоративно-прикладному искусству является целенаправленное систематическое использование бесед на искусствоведческие темы, что активизирует внимание ребенка, работу мысли, развивает фантазию и творчество. Беседы в начальных классах необходимо проводить ярко и эмоционально. Большую роль здесь играет общение внимание детей на цвет как выразителя эмоциональной характеристики в изображении предметов и явлений природы.

Вопросы эстетического воспитания освещались трудах античных мыслителей, рассматривались крупнейшими художниками, учеными средневековья, освещались известными зарубежными философами. Значительный клад в развитие проблемы эстетического воспитания внесли революционные демократы. Народное искусство Дагестана, имеющее богатые многовековые традиции, является неотъемлемой составной частью национальной художественной культуры. На протяжении тысячелетий оно было связано с жизнью народа, его мировоспитанием и пониманием прекрасного.

В данном искусстве обобщены представления о прекрасном, мудрости народа, эстетических идеалах которые передаются из поколения в поколение. Через декоративно-прикладное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Ценность народного декоративно-прикладного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствами выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. Народное искусство, объединяющее в себя устный фольклор, музыкальное, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, как средство эстетического воспитания, прекрасно воздействуя на чувственную сферу ребенка, стимулирует развитие эстетического отношения, эстетической оценки, эстетического сознания и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

В исследованиях дагестанских ученых, посвященных проблемам образования и эстетического воспитания на основе наследия национальной художественной культуры народов Дагестана, раскрываются вопросы художественно-эстетического воспитания школьников и студентов (М. М. Байрамбеков, И. М. Раджабов, С. М. Гаджимурадов, О. К. Рашидов и т. д.), однако до сих пор нет исследований детей дошкольного возраста средствами народного искусства Дагестана.

Таким образом, настоятельная необходимость создания системы комплексного эстетического воспитания школьников средствами народного искусства, а так же неразработанность этой проблемы в педагогической науке применительно к условиям Дагестана определяет ее актуальность и своевременное решение.

Разнообразие культур многонационального Дагестана представляет собой огромное богатство

Страны гор. Народы Дагестана создали свою самобытную культуру во всех сферах производства и быта. Они исстари удивляли предметами искусства, отличающимся изяществом и красотой форм, богатством красок, мастерством художественного исполнения. Декоративно-прикладное искусство Дагестана представляет собой как бы большой разноцветный букет, красота которого сразу исчезнет, если из него убрать хоть один цветок.

Дагестанская национальная школа накопила определенный опыт эстетического воспитания учащихся на художественных традициях исторически сложившегося народного и декоративно-прикладного искусства. Широкое и всестороннее изучение национального культурного наследия в школе имеет важное значение для обеспечения преемственности в воспитании и образовании подрастающего поколения. Особенно ценно в условиях дагестанского поликультурного образования плодотворное использования национального художественного опыта в развитии эстетических, изобразительных и художествен но-творческих способностей учащихся через преподавание дисциплин художественно-эстетического цикла в школе. Именно этим учебным дисциплинам принадлежит важная роль в решении проблемы формирования и становления духовно-нравственной, творческой личности современного поколения на богатых традициях народного искусства.

Уроки изобразительного и декоративно-прикладного искусства в начальных классах должны стать, основополагающим фактором развития, творческих, художественно-изобразительных способностей младших школьников на базе оптимального привлечения материалов региональных народных художественных промыслов.

Как справедливо пишет видный ученый-исследователь в области народного искусства Т. Я. Шпикалова, «Художественное базисное образование может быть полноценным только при включении народного искусства как одного из ведущих компонентов в системы содержание учебных предметов и всей внеурочной и внешкольной работы».

Многолетняя работа М. М. Байрамбекова по созданию методической системы обучения младших школьников основам народного искусства была экспериментально проверена в базовых образовательных учреждения Института педагогики. Так, в СШ№ 38 г. Махачкалы она дала более чем положительный результат: учитель изобразительного искусства С. Р. Дамаданова стала победителем конкурса «Учитель года (1996г.) республики и России в номинации «Искусство».

Значимость данного пособия состоит в том, что оно является основополагающим в учебно-методическом комплексе, впервые создающем реальную основу системы образования, художественно- эстетического воспитания и творческого развития личности, способной целостно воспринимать и изучать народное искусство как часть национальной и общечеловеческой культуры.

Задача учителя изобразительного искусства, всего педагогического коллектива школы состоит в воспитании у своих питомцев чувства прекрасного, способности ценить красоту труда, искусства и жить по ее законам.

Выражаю уверенность в том, что настоящее методическое пособие М.М Байрамбекова по декоративно-прикладному искусству народов Дагестана принесет большую пользу не только учителям начальных классов, но и широкому кругу учителей, интересующихся историей, культурой, традициями и искусством уникального горного края, каким является Дагестан.

Из всего этого можно заключить, что приобщение младших школьников к декоративно — прикладному искусству — лишь одна из форм эстетического воспитания, которая будет эффективной только при условии: постоянной поддержки со стороны педагогов, родителей и самих учащихся.

 

Литература:

 

1.                  Искусство традиции и культура народов Дагестана в системе образования. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2006.

2.                  Кузин В. С. Вопросы изобразительного творчества. М: Просвещение, 1971.

3.                  Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М., 1984.

4.                  Раджабов И. М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе.

5.                  Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., Просвещение, 1980.

6.                  Суриков В. И. М.: Искусство, 1974.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle