Библиографическое описание:

Косинова О. В. Программа по профилактике противоправного поведения и употребления ПАВ в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Мы рядом» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 187-189.

Вот они вечные истины эти:

Поздно заметили... мимо прошли...

Нет! Не рождаются «трудными» дети!

Просто им вовремя не помогли!

 

Обоснование

Детские правонарушения, безнадзорность и беспризорность, — следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, сложившейся в России к концу ХХ века, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

массовые нарушение прав детей;

рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

омоложение преступности;

увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти проблемы свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Поэтому для решения обострившихся вопросов необходимо систематизировать имеющиеся наработки, разработать оптимальную систему работы, которая бы позволила не подгонять ребенка под шаблоны требований, а вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности воспитанника.

Цели и задачи

Цели:

профилактика и предупреждение правонарушений среди воспитанников центра;

формирование у несовершеннолетних устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, и навыков здорового образа жизни;

расширение кругозора воспитанников по вопросам правовой культуры.

Задачи:

-          способствовать развитию прав. компетенции воспитанников для защиты своих прав, свобод и законных интересов;

-          формировать устойчивое позитивное отношение у воспитанников к здоровому образу жизни и законопослушному поведению.

-          освоением приемов поведения, позволяющих избежать вовлечения в криминогенную среду;

-          формировать умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий;

-          взаимодействовать (по мере необходимости) со специалистами социальных служб, представителями служб ПДН, по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

Особенности программы

Данная программа призвана обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению правонарушений среди воспитанников центра.

Сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми.

Ни для кого не секрет, что в сегодняшних условиях трудно сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в основе которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет, и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие законы и принципы морали, лежащие в основе формирования личности, ее мировоззрения.

Но главной двигающей силой может стать только сам ребенок, если он является не простым «потребителем готового продукта» — в данном случае воспитательной системы — а думающим, разумным, творческим «соратником» в работе над проблемой — детской безнадзорностью, асоциальным поведением.

С целью воспитания такого ребенка была систематизирована и дополнена система работы центра, направленная на профилактику правонарушений, безнадзорности и беспризорности воспитанников.

Возрастные особенности участников программы

Программа рассчитана на несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет. Состав детской группы — переменный.

Режим организации занятий

Программные занятия рассчитаны на 1 час в неделю для группы детей.

Также предполагаются индивидуальные занятия с детьми, которые нуждаются в конкретной работе только с ними.

Индивидуальная работа будет планироваться на основе данной программы, и зависеть от потребностей конкретного ребёнка.

Прогнозируемые результаты

-          Снижение количества несовершеннолетних воспитанников, склонных к правонарушениям, безнадзорности, наркомании и другими формам негативного социального поведения;

-          Снижение количества воспитанников, не посещающих школу по неуважительным причинам;

-          Формировать у подростков нравственные качества, чувства толерантности, представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;

-          Вырабатывать устойчивые навыки безопасного поведения учащихся в экстремальной обстановке;

-          Формирование устойчивых установок к правильному образу жизни;

Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.

Критерии отслеживания эффективности предложенной программы

Отслеживание эффективности программы

Критерии:

Изменение отношения к правам и обязанностям

Появление у подростков устойчивых интересов

Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам;

Закрепление знаний воспитанников своих прав и обязанностей;

Положительная мотивация на здоровый образ жизни.

Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы, наблюдение.

Примерное тематическое планирование

Цикл занятий по повышению правовой грамотности воспитанников «Мое право — мой выбор — моя ответственность»

1.      Что такое права человека.

2.      Правонарушения и ответственность за них,уголовная ответственность несовершеннолетних.

3.      Видеолекторий по теме: «Имею право знать» (просмотр и обсуждение социальных роликов)

4.      Круглый стол «Нормы жизни в обществе»

Цикл занятий по профилактике тяжких социальных последствий употребления ПАВ «Горькие плоды «сладкой жизни»

1.      Табак и алкоголь- дорога вне куда!

2.      Наркотики- зависимость, последствия -закон!

3.      Кто и почему употребляет психоактивные вещества.

4.      Круглый стол «Бездна, в которой мне нет места!»

Цикл занятий по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Я и мои поступки»

1.      Разрешение конфликтов без насилия.

2.      Шалость. Злонамеренный поступок.

3.      Опасные и безопасные ситуации.

4.      Диспут «Свой путь мы выбираем сами»

5.      Создание правового уголка для воспитанников «Закон о нас и мы о законе».

Примечание: оставляю за собой права менять темы местами, добавлять новые по необходимости, исходя из потребностей воспитанников.

Формы и методы

Для достижения поставленных программой целей и задач используются различные приёмы и методы: включение коллективных и индивидуальных бесед в реабилитационный процесс, анкетирование и тестирование. Размещение информации на стенд «Закон о нас и мы о законе» для зрительного восприятия тематических моментов. Данный прием позволяет также усвоить информацию подросткам, которые из-за стеснительности или по ряду других причин не могут включиться в групповую работу. Привлечение специалистов совместно скоторыми, может быть проведен цикл бесед по формированию основ здорового образа жизни. Правовое воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или корректируем).

При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.

Поэтому, нужны постоянные совместные беседы с воспитанниками, для обсуждения всех неясных вопросов и проблем, имеющихся у подростков, чтобы у ребёнка не создавалось впечатления, что та информация, которую он сообщил во время доверительной беседы один на один, была передана ещё кому-то. Помимо бесед используются следующие методы и формы работы, стимулирующие процесс правовой социализации:

Основные формы работы

-          Информирование и просвещение воспитанников.

-          Освоение знаний по проблеме профилактики правонарушений, интерактивных форм работы с участниками программы.

-          Проведение творческих мероприятий по профилактики правонарушений и безнадзорности.

-          Формирование актива среди воспитанников, по пропаганде здорового образа жизни.

 

Литература:

 

1.         Ветошкин С. А. \\ Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Рабочая программа для студентов всех форм обучения. Рос. гос.- пед.ун-т. Екатеринбург, 2007.

2.         Конвенция о правах ребенка.

3.         Профилактика социального поведения школьников: система работы образовательных учреждений.// авт. е.Ю. Ляпина. — Волгоград: Учитель, 2007.

4.         Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация// Авт. — сост.: Е. П. Картушева, Т. В. Романенко.-М.:Изд «Глобус», 2009.

5.         Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях.// Сост. Г. А. Ромашкина. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle