Библиографическое описание:

Планкина Т. С. О процессе интеграции профессиональных и гуманитарных знаний у студентов юридических вузов [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 109-112.

В настоящее время осознание необходимости в пересмотре традиционного взгляда на естественные и гуманитарные науки, как изоли­рованные друг от друга области знаний, является перспективным и акту­альным направлением в современной науки. Тенденции развития социаль­но-гуманитарных наук приводят не только к обогащению и более глубо­кому пониманию названных сфер, но и к возникновению фактов поликонцептуальности, методологическому плюрализму, альтернативе и интегративному подходу при решении педагогических задач. В силу этого образовательный процесс становиться результатом интеграционных процессов естественных и гуманитарных наук.

Педагогическая практика и анализ научной литературы позволяет нам утверждать, что гуманитарная составляющая профессионального образования детерминирована взаимопроникновением таких понятий как гуманизация, образование и культура. В виду этого, она может быть выражена гуманистической парадигмой, которая в свою очередь представляет собой полипарадигмальное образование, в реализационном поле которого можно так же выделить следующие парадигмы:

-традиционную — предполагающую адаптацию и процесс интеграции обучающихся в профессиональную среду; целенаправленное воздействие на студентов и овладение ими определенным объемом знаний, умений и навыков, достаточных для достижения профессиональной образованности; использование механизмов ценностных ориентиров и мотивации;

-академическую — характеризующуюся приоритетом теоретических знаний, углубленным познанием и объяснением окружающего мира с точки зрения теорий и понятий; поиском новых знаний; участием самого обучающегося в исследованиях, а также в объединении полученных знаний в единую систему.

-технократическую — обуславливающую влияние техники и технологии на научные и культурные ценности;

-мировоззренческую — провозглашающую не знания, умения и навыки сами по себе, а внутренний мир обучающегося; гармоничное сочетание природного и социального миров; синтез теоретических знаний и различных видов практик, форм познания (поскольку именно мировоззрение в виде целостной картины мира становится прочным основанием для установления синтеза учебных знаний и межпредметных связей учебных дисциплин);

-когнитивно-информационную — направленную на процесс передачи определенного объема знаний, умений и навыков в рамках предметных программ через призму человеческого понимания. В рамках данной парадигмы человек понимается как сложная система, малейшие изменения которой являются ответной реакцией на изменения параметров окружающей среды;

-личностную — обуславливающую выбор определенных методов и целей, соответствующих дальнейшему индивидуальному развитию личности;

-компетентностную - предлагающую определенный набор компетенций, необходимых для профессиональной деятельности личности в интеллектуальной, гуманитарной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах;

-технологическую — акцентирующую внимание на создание сбалансированной развивающей среды, определяющей активность и творческую деятельность обучающихся; позволяющую синтезировать различные аспекты жизненного мира обучающихся, такие как гуманистический, нравственно-правовой, природный, технико-технологический, организационный и т.д.;

-культурологическую (культурно-ценностную) — центром которой выступают гуманитарные знания, выступающие как самоцель, самоценность и проявляющиеся как элемент культуры, оптимизирующий социально-культурную среду и разностороннее познание окружающего мира;

-антропологическую — усиливающуюся тенденциями современного общества к культуросообразному гуманитарному образованию;

-инвайронментальную - рассматривающую гуманистический тип мышления, как основу для гармоничного развития человека и природы;

-системногенетическую - признающую системность и иерархичность, как основу понимания мира;

-квалитативную - определяющую изменение и дающую оценку качеству любым объектам и процессам, задействованным в деятельности человека;

-эволюционистскую - признающую сдвиг от статики к дальнейшему положительному развитию процессов и объектов;

-гуманистическую — понимающуюся как систему способов и результатов формирования и развития человеческой духовности [1; c. 108-111].

Таким образом, в процессе реализации гуманитарной составляющей профессионального образования именно гуманистическая парадигма является ядром и центральным связующим звеном, объединяющим вышеперечисленные парадигмы на основе междисциплинарной интегративной тенденции.

Опираясь на исследовательскую работу по разработке теории и практики реализации процесса интеграции профессиональной и гуманитарной подготовки, следует отметить основные концепции, объединяющиеся в основную составную часть вышеперечисленных парадигм:

«Я»-концепция, являющаяся центральной концепцией гуманистической психологии и опирающаяся на изучение своего «Я», отражение личности через его субъективный мир, изучение ответных реакций индивида на отношение к себе в условиях адаптации.

Концепция отношения личности, отражающая совокупность взглядов на личность как систему субъектно-субъектных отношений в результате гуманистического опыта взаимодействия с окружающим в социуме.

Профессиональная концепция, выраженная в иерархичной и устойчивой системе взглядов об индивиде, как субъекте профессиональной деятельности и включающая следующие компоненты:

а) когнитивный - осознание профессионально-важных качеств;

б) эмоциональный — самоуважение;

в) оценочно-волевой.

Концепция мотивации эффекта, где определяющую роль играет достижение положительного результата на пути к намеченной цели.

Диспозиционная концепция, отражающая систему взглядов на социальное поведение личности в зависимости от уровня владения ею гуманистическими способами действий в определенных ситуациях.

Концепция контекстного обучения, направленная на устранение противоречий между учебной и профессионально-практической деятельностью на основе междисциплинарных интеграционных процессов.

Концепция обобщения в обучении, предполагающая обобщение полученных гуманитарных знаний.

Концепция развития педагогического профессионализма преподавателя, опирающаяся на создание специальных ситуаций, в результате которых выражается четкая гуманистическая позиция преподавателя [1; c. 115-118].

Данные концепции позволяют определить и уровни, на которых реализуется гуманитарная подготовка: 1-уровень отношений - подразумевающий взаимоотношения в коллективе и вне деятельности; 2-уровень деятельности - направленный на реализацию поставленных целей в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Более того, организовать процесс интеграции на практике оказывается достаточно сложной задачей, и трудности на этом пути связаны прежде всего с:

1) пониманием гуманитарной подготовки как полипарадигмального образования, приобретающего открытый характер, особенно с переходом от центрично-иерархичной системы обучения к процессу включения в образовательные программы часов для изучения и использования дополнительных систем, интернет-ресурсов и коммуникаций;

2) тенденцией процесса гуманитарной подготовки, ориентированной на учет и развитие «человеческого в человеке» в отличии от естественных дисциплин, требующих точности и исключающих всякий субъективизм;

3) отсутствием четкой системы гуманитарных знаний, обусловленного существованием равнозначных теорий и положений, регулярно подвергающихся критике и переоценке не только под влиянием приобретаемого индивидом жизненного и специального опыта, но и по мере развития самого общества;

4) отсутствием итоговых оценок существующих концепций и теорий, между которыми поддерживается продуктивный диалог;

5) различными смыслами, которые несут в себе гуманитарные знания в различных ситуациях;

6) степенью сложности гуманитарного понимания многочисленных явлений, не поддающихся рациональному объяснению;

7) регулярной сменой границ любой из научных парадигм в структуре гуманитарной подготовки.

Таким образом, гуманитарная подготовка не является статичным образованием, а, наоборот, тяготеет к постоянному совершенствованию.

Выше перечисленные трудности позволяют нам выделить следующие компоненты в структуре предметного содержания гуманитарной подготовки как основы, так и фона для усвоения специальных знаний: 1-философский - дает наиболее полное и глубокое знание об окружающем мире, социуме; 2 -исторический - указывает пути эволюции различных сфер и форм жизни; 3 -культурологический - обозначает закономерности развития системы ценностей исходя из религиозных, политических и социальных принадлежностей; 4 -психологический - объясняет поведение людей с точки зрения их мотивационных, социальных установок и психологических особенностей; 5-социологический - описывает функционирование социальных институтов.

Однако, гуманитарная подготовка не может быть сведена только лишь к усвоению определенного объема гуманитарных знаний. Она определяет направленность личности и представляет собой совокупность следующих элементов: 1 - аксиологического, отражающего отношение личности к системе гуманистических установок; 2 -интеллектуально-когнетивного, определяющего тип мыслительной деятельности, процесса понимания окружающей действительности, осмысления проблем; 3 -эмоционального, отводящего доминирующую роль позитивным, положительным эмоциям в процессе осуществления профессиональной деятельности; 4 -характерологического, определяющего характерные типообразующие черты личности; 5 - конативного, отражающего гуманистические поступки, моральные ценности и убеждения [4; c. 17-21].

Таким образом, все вышеперечисленные компоненты не только отражают предметное содержание, но и позволяют выявить гуманистические качества личности, необходимые как для повседневной жизни, так и для профессиональной деятельности.

Кроме того, гуманитарная подготовка является интегральным образованием, которое формирует личностно-значимый образец гуманного поведения в различных сферах жизнедеятельности и развивает гуманистическое мышление.

Таким образом, гуманитарная подготовка студентов юридических вузов имеет:

1) огромное детерминационное поле, выраженное понятиями гуманизация, образование и культура;

2) три основных уровня организации:

- парадигмально-концептуальный - уровень свойств и целей, представленных в парадигмах и концепциях;

- структурный - отношений и деятельности, ведущий к достижению поставленных целей;

- субстратный - атмосфера разных элементов учебно-воспитательной среды.


Литература:

1. Гожиков В.Я. Организационно-педагогические условия совершенствования гуманитарной подготовки будущих офицеров в высшей военной школе России: Монография./ В.Я. Гожиков.- М.: ВУ, 2009.-444 с.

2. Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: интенсивная технология гуманитарного образования (учебно-методический курс). Авторская редакция/ Д.И. Корнюченко.-М., 2005.- 247 с.

3. Коровин В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: Монография/ В.М. Коровин.- Воронеж: ВГУ, 2002.-364 с.

4. Ульянов В.Ф. Социально-психологические факторы становления профессиональной идентичности офицера/В.Ф.Ульянов. – М., 2004. –С. 17-21.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle