Библиографическое описание:

Акулич-Дудко Т. Ю. Сущность технологии дошкольного образования С. Френе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 52-54.

В статье представлены материалы исследования педагогического наследия С. Френе, французского педагога-реформатора XXв. На основе анализа трудов ««Новая французская школа», «Формирование личности ребёнка и подростка», «Обращение к родителям», «Педагогические инварианты», «Психология эмоций и воспитание» раскрывается сущность воспитания детей дошкольного возраста по технологии С. Френе.

Ключевые слова: педагогика сотрудничества, развитие личности ребенка, «разведка на ощупь», свободный труд, «свободные тексты», индивидуальное планирование, естественный метод обучения родному языку, альтернативная модель образования.

Селестен Френе (1896-1966), один из выдающихся педагогов-реформаторов ХХ века, сторонник Свободного воспитания, создатель авторской, альтернативной технологии воспитания дошкольников. Педагогика С. Френе многогранна в своих направлениях воспитания детей и заслужила множество названий, характеризующих её с той или иной стороны педагогического потенциала: педагогика сотрудничества, педагогика свободного труда, педагогика свободного воспитания, педагогика творчества. Сегодня актуальность всех этих направлений в образовании возрастает, а вместе с ними и интерес к педагогике С. Френе. Положительный опыт ее реализации за рубежом, несомненно, следует использовать в решении проблем модернизации отечественного образования.

С.Френе воплотил самые прогрессивные педагогические идеи на практике, применив самые эффективные методы, которыми и сегодня пользуются многие педагоги. Организация рабочих уголков для свободного труда детей (мастерские), метод проектов, планирование, «свободные тексты», естественный метод обучения языку и счету – составляющие технологии дошкольного воспитания С. Френе. Однако, эти методические приемы в современной дошкольной практике используют в отрыве от целостной педагогической системы С. Френе. Главной чертой педагогических открытий педагогов-новаторов является системность, но при воспроизведении, как часто и бывает, она распадается на набор неплохих дидактических средств.

Вероятно, понимание педагогики С. Френе как набор педагогических инструментов определено недоступностью информации об их научно-теоретическом обосновании. В своих ориентированных на практику произведениях С. Френе, обращаясь к своим приверженцам, отправлял их к специальным источникам, посвящённым теоретическому обоснованию педагогической значимости его методов [4], но у нас в стране эти источники оказываются большей части общественности недоступны в силу их иностранного происхождения.

Главная цель дошкольной педагогики С. Френе является обеспечение ребенку естественной здоровой среды обитания, создание новых организационных форм занятий и нового педагогического инструментария, чтобы воспитать в ребенке носителя новых идей и культуры, способных преобразит среду.

Дошкольная педагогика С. Френе основывается на следующих позициях:

1. Гуманизация дошкольного воспитания и образования. Ребенок, с его индивидуальностью, интересами и потребностями, – главное действующее лицо воспитательного процесса.

2. Развитие и становление личности ребенка через естественную потребность к познанию окружающего мира по средствам свободной трудовой деятельности. Не игра, а труд (физический, интеллектуальный, художественный) – самый важный элемент в структуре становления детской личности.

3. Сочетание возрастного и индивидуального подходов. Видеть в каждом ребенке черты, присущие именно ему, а не те, которые характерны для данного возрастного этапа. Достижения ребенка оцениваются с позиции

4. Единство семейного и общественного воспитания. Согласно возрастной периодизации, предложенной С. Френе, период с рождения до двух лет – это период воспитания в семье. Но и на последующих этапах жизнедеятельности ребенка предусмотрено прямое участие родителей в развитии и воспитании родителей: совместная деятельность детей, педагогов и родителей на занятиях и в общественном труде на основе сотрудничества и партнерства.

5. Взаимосвязь содержания педагогического процесса с организацией развивающей среды. Даже самая лучшая программа не может быть полноценно реализована без создания для ребенка развивающей естественной среды.

С. Френе вводит в психолого-педагогический словарь совершенно новое понятие «разведка на ощупь». В работе «Обращение к родителям» он подчеркивает, что «на любом этапе жизни ребенка истинное воспитание осуществляется на основании принципа познания на ощупь, который важнее всех научных методов»[6]. «Разведка на ощупь» - это основной метод постижения окружающей среды, приобретения жизненного опыта и выработки модели поведения. Говоря современным научным языком, психологическая теория развития личности по С. Френе основана на положении о том, что ребенок способен воспринимать стимулы окружающей среды и реагировать на них в процессе поведения и деятельности в соответствии со своими индивидуальными потребностями, интересами и склонностями. При целенаправленной «разведке на ощупь» данные способности мобилизируются и являются основой для динамичного и гармоничного развития личности человека.

В свою педагогическую практику С. Френе вводит совершенно инновационные для того времени методические приемы, такие как “свободные тексты», общий сбор и индивидуальное планирование, творческие мастерские, проект, естественный метод обучения языку и счету.

«Свободные тексты» – это описание события, которое ребенка впечатлило. В детском саду еще не все дети умеют писать, поэтому чаще всего они были выполнены в виде рисунка или аппликации. Воспитатель или родители внизу делали надписи со слов ребенка. Свободные тексты в дальнейшем служили основой естественного метода обучения родному языку, пособием по обучению чтению и письму. По мнению С. Френе, «свободные тексты» также выполняют роль психологических тестов, с помощью которых можно глубже узнать внутренний мир ребенка.

Заслугой С. Френе заключается так же в том, что он разработал авторский метод естественному обучению чтению и счету. Чтение становится логическим продолжением устной речи и рисования. В рамках метода естественного обучения чтению учащийся начинает с интересных для него слов и предложений. С самого начала важное значение придается связи содержания и техники. При написании предложений и слов в работу вступает процесс анализа и синтеза. Начиная с целого слова (глобальный подход), ребенок разбирает букву за буквой. Наконец, он несколько раз отпечатывает (прописывает) это слово. Кроме того, им интересно познакомиться со словами и предложениями, которыми заняты другие дети в группе. Это дает возможность группе создать общий запас слов. Познание «на ощупь» порождает интенсивную работу мысли и способствует без каких-либо упражнений запоминанию большего количества слов. Он не только узнает их по написанию, но уже связывает с определенным понятием. Узнавание и понимание происходят параллельно, как две составляющие одного процесса.

В целом, педагогическая концепция С. Френе дошкольного воспитания представляет собой антропоцентристскую образовательную модель альтернативного типа и свободный, гуманистический тип воспитания. Ребенок сам определяет темп и направление развития, а взрослые предоставляют для этого ему максимальные возможности и выбирают соответствующие методы и приемы.

Изучение и анализ дошкольной педагогики С. Френе позволил сделать нам следующие классификационные параметры:

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: гуманистическая, природосообразная.

Методологический подход: гуманистический, личностно-ориентированный, деятельностный.

Ведущие факторы развития: социогенные, психогенные

Научная концепция освоения опыта:

  • Ассоциативно-рефлекторная (развитие на ощупь).

  • Развивающая (стадия обживания).

  • Деятельностная (стадия труда).

Преобладающие средства: вербальные, наглядные, действенно-практические.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: педоцентрический, личностно-ориентированный.

Направление модернизации и отношение к традиционной воспитательной системе: на основе гумманизации и демократизации отношений.

Вид социально-педагогической деятельности: технология поддержки, воспита­тельная, социализирующая.

Преобладающие методы и приемы: трудовые, творческие, развивающие, интерактивные, метод свободного выбора.

Организационные формы: альтернативная, групповая и индивидуальная.

Детские сады, работающие по технологии С. Френе, распространены во Франции, Германии, Нидерландах, Испании. Созданы и успешно работают экспериментальные детские сады в России. Но, к сожалению, технология дошкольного воспитания является С. Френе малоизученной и не нашла достойного применения в дошкольной педагогике и практике. Хотя, несомненно, технология дошкольного воспитания С. Френе, является достойной альтернативой в процессе гуманизации отечественного образования, в поиске оптимальных технологий и методик повышения учебно-воспитательного процесса и улучшения жизнедеятельности дошкольных учреждений.


Литература:

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий т.2/ Г.К. Селевко.- М.НИИ школьных технологий, 2006.- 815с.

2. Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с фр. – М., 1990. – с. 31-245.

3. Freinet C. Essai de psychologie sensible appliquee a l’education. Neuchatel / C.Freinet. – 1966. – 157 p.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle