Библиографическое описание:

Юнусова Е. Б. Основные функции методики становления хореографических умений у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 62-64.

В современном педагогическом процессе наметились тенденции, свидетельствующие об его обновлении в вопросах единства, взаимовлияния, взаимопроникновения различных составляющих процесса воспитания и формирования личности ребенка. Социальный заказ общества на воспитание подрастающего поколения XXI века реализуется в рамках гуманистической концепции дошкольного образования, предусматривающей максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности детей в учебной и внеучебной деятельности.

Дошкольное образование, являясь первоосновной социокультурного становления личности ребенка, в состав содержательной стороны жизнедеятельности детей включает искусство, как базовый компонент образовательного процесса, направленный на формирование эстетических чувств ребенка к реальному миру и предусматривает художественно – практическую и творческую деятельность детей в этой области. Эффективным средством изучения и освоения культурного наследия является хореография.

Синкретичность хореографического искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, развивать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцами формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение в воспитании национального самосознания. Таким образом, хореография, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Особую значимость становление хореографических умений приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребенка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.).

Становление хореографических умений у детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как именно в данном возрасте закладываются основы двигательной культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической двигательной активности. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа»[1].

Решение такой проблемы, как становление хореографических умений у детей дошкольного возраста, может осуществляться на основе соединения полихудожественного, типологического и партисипативного подходов, в соответствии с принципами положительной мотивации хореографической деятельности, культуросообразоности, гендерности, коммуникативного партнерства и сотрудничества, ситуационности, толерантности, обеспечивающие её методическую многоуровневость и иерархический характер за счет структурной взаимосвязи и концептаульного единства. Интеграция данных подходов обладает значительным теоретико - методическим потенциалом для становления хореографических умений у детей дошкольного возраста и способствует обновленного его форм, методов и содержательных аспектов.

Основными взаимосвязанными функциями методики становления хореографических умений дошкольников являются:

  1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям хореографией, которое ведется на основе развития интереса к истории культуры, искусства, окружающему миру.

В основе воспитания устойчивого интереса к хореографии, как одному из направлений искусства, необходимо отстаивать полихудожественный подход, который позволяет ребенку постичь природу танца в комплексном взаимодействии с другими видами искусств. Каждый ребенок изначально полихудожественнен, так как обладает способностью к восприятию различных видов искусства. Он воспринимает мир в художественных образах, которые возникают в его фантазии и воображении. Каждый способен творить в любом виде искусства [3].

Воспитание устойчивого интереса к занятиям хореографией возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы представлений и знаний о многообразии танцевального искусства и связи с другими видами (изобразительным, музыкальным, театральным и др.), формированию навыков исполнения танцевальных композиций различной направленности с учетом вида (детские, народные, бальные, историко-бытовые, современные), жанры (бытовые, сказочные, комедийные, фантастические, лирические), формы (массовые, групповые, парные, индивидуальные) и содержания.

  1. Воспитание общечеловеческих ценностей в процессе занятий хореографией.

Базовыми основами организации педагогического процесса в рамках реализации данной функции являются:

    • предоставление каждому ребенку оптимальной эмоциональной, познавательной и двигательной активности;

    • доверительное общение, позиция сотрудничества по отношению к детям;

    • предоставление каждому ребенку права на позитивную свободу в поведении и деятельности;

    • принцип обеспечения успеха детям в организуемой познавательной и творческой деятельности;

    • принцип учета возрастных и гендерных особенностей и возможностей детей при выборе методов работы с ними.

  1. Комплексное воспитание дошкольников в процессе занятий хореографией.

Основой хореографической деятельности является танец, специальную особенность которого составляют два компонента: духовно-культурный (эстетический) и телесный (физический). «Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие» [2]. Многофункциональные возможности танца позволяют приобщать к хореографической деятельности всех детей с целью их всестороннего и гармоничного развития. Однако в современной системе дошкольного образования значение хореографии недооценивается.

Такая ситуация обусловлена недостатком научных разработок в области детской хореографии. Исследованы лишь отдельные аспекты проблемы: музыкально-ритмическое развитие детей, приобщение их к творчеству в танцевальной деятельности, использование национальных музыкально-хореографических традиций в музыкально-двигательном развитии дошкольников, полихудожественный подход к освоению детьми образной природы хореографии, либо хореография рассматривается как одно из вспомогательных средств физического, умственного, нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Комплексная технология массового приобщения детей к танцевальной деятельности отсутствует. Вместе с тем, на наш взгляд, именно технология комплексного хореографического воспитания позволит максимально эффективно решить проблему становления хореографических умений у детей дошкольного возраста.


Литература
  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии, - С-П; Союз, 1997.-224с.

  2. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 256с.

  3. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» [Текс]: / Б.П. Юсов. – М. : Компания Спутник +, 2004. – 252с.

Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, хореографических умений, становления хореографических умений, становление хореографических умений, методики становления хореографических, хореографической деятельности, процессе занятий хореографией, Воспитание устойчивого интереса, хореографических умений дошкольников, дошкольного образования, занятиям хореографией, воспитания детей дошкольного, математике детей дошкольного, Становление хореографических умений, становления личности ребенка, двигательной активности, функции методики становления, гуманистической концепции дошкольного, развитию активности детей, проблему становления хореографических.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle