Библиографическое описание:

Артюгина О. Н. Некоторые аспекты педагогики в деятельности преподавателя детской музыкальной школы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 84-85.

Детская музыкальная школа сегодня – своеобразная внешкольная организация, выполняющая сложные функции профессионального и общего музыкального образования. Этот сложный синтез ставит перед ней ряд специфических проблем, требующих изучения и сохранения сложившихся профессиональных традиций и освоения нового прогрессивного опыта музыкального воспитания, обновления форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих как подготовку профессиональных музыкантов, так выявление и развитие музыкальных способностей детей – будущих подготовленных любителей музыки.

Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в нём определены человеческие эмоции. А. В. Луначарский писал: «Динамика звуков, их сила, рост, скорость и т. д. и есть именно то, что в звуках соответствует интонациям человеческого голоса и самой физиологической картине различных душевных аффектов »[1, с.12]. Музыка эмоциональна по своей сущности, она волнует, вызывает у учащихся определённые настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием учителя, который передаёт свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Он помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность.

Современная музыкальная педагогика – область сама по себе достаточно широкая, включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и воспитания. Важно, чтобы специфика педагогической деятельности в учреждениях музыкального образования детей была связана не только прагматичным предметно – ремесленным обучением, овладением информацией и мастерством, а с развитием потенциальных возможностей ребёнка, с процессом становления и совершенствования ребёнка как субъекта собственного развития. Эти процессы не могут сводиться только к выражению результата в статистической форме (концерты, конкурсы, дипломы и прочее). Основной принцип, на котором сможет строиться программа сохранения и развития ДМШ – это создание условий, способствующих творческому росту учащихся.

Педагогический процесс в детской музыкальной школе, отличаясь тонкостями, нюансами, тем не менее должен представлять определённую систему, направленную на формирование личности учащихся.

Задаваясь вопросом : как учить тех детей, у которых отсутствует яркие музыкальные способности, лишить их музыки, воспитывать традиционным методом дрессировки, натаскивания, мы пришли к выводу, что главной задачей музыкального обучения и воспитания в детской музыкальной школе должно стать такое направление работы, которое поможет любому ребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, дать представление о богатстве музыкального мира, разбудить интерес и познавательную активность.

Выдающийся музыкант – педагог Г.Г. Нейгауз отмечал: «Хрестоматийная методика, дающая преимущественно рецептуру, так называемые твёрдые правила, пусть даже верные и проверенные, будет всегда только примитивной, первоначальной, упрощённой методикой, нуждающейся поминутно при столкновении с реальной жизнью в развитии, додумывании, уточнении, оживлении – одним словом, в диалектическом преобразовании»[2, c.75].

Рассматривая детскую музыкальную школу как основную учебно-воспитательную ступень в музыкальном образовании, уместно выделить наиболее значительные характерные признаки современной музыкальной педагогики, помогающие решению именно задач общего музыкального образования:

- глубокое уважение к ребёнку;

- стремление соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями;

- подчёркивание широких воспитательных аспектов преподавания игры на инструменте в духе современного гуманизма;

- стремление связать школу с жизнью;

- создание глубокой общности между педагогами одной специальности или по меньшей мере между теми из них, кто стремится усовершенствовать свой труд – другими словами, сознание того, что педагог работает неизолированно, что обмен мнениями и опытом необходим для того, чтобы будущее поколение могло наиболее полно раскрывать и использовать свои лучшие способности и возможности на благо всего человечества.


Литература:

  1. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.- Ростов на Дону, 2002. С – 288.

  2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. -Москва, 1982.С-299.

  3. Ражников В.Диалоги о музыкальной педагогике.– Москва, 2004. С – 144.



Основные термины (генерируются автоматически): музыкального образования, общего музыкального образования, детской музыкальной, детской музыкальной школе, аспекты педагогики, музыкального обучения, опыта музыкального воспитания, вопросы современной педагогики, музыкального образования детей, современной музыкальной педагогики, детской музыкальной школы, задачей музыкального обучения, богатстве музыкального мира, программы музыкального обучения, задач общего музыкального, аспекты педагогики высшей, учащихся определённые настроения, творческому росту учащихся, Современная музыкальная педагогика, Детская музыкальная школа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle