Библиографическое описание:

Сараева А. А. Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 114-117.

За последние два десятилетия социокультурная ситуация в нашей стране серьезно изменилась. Россия становится открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство, что увеличивает меру свободы и ответственности человека за собственное благополучие и за благополучие общества. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования [2, с. 6].

Поиск новых средств и методов формирования творческой личности, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию – актуальная задача современной педагогической науки. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании, интегрирующих теоретические и эмпирические исследования всестороннего развития личности школьников в образовательном процессе.

Современный этап развития общества тесно связан с проектной культурой, которой пронизаны не только сфера материального производства, но и наука, искусство, система социальных взаимоотношений. Проектная культура рассматривается в качестве основы гармоничного взаимодействия человека с природой, обществом и технологической средой. Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.

В современной школе проектная деятельность включена в практику обучения сравнительно недавно. Она осуществляется в рамках личностно-ориентированной развивающей концепции, призвана сформировать у школьников ориентиры для будущего развития общества, техносферы и человека и выполнить роль связующего звена между естественнонаучным и общественно-гуманитарным знанием. Проектная деятельность личности, необходимой обществу будущего и уже сегодняшнего дня, вырабатывается в процессе выполнения учебных творческих проектов. В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности [4, с. 8].

Новые образовательные стандарты предусматривают обязательное использование учителем проектного метода. Сутью его является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь к поставленной цели.

Особое значение в реализации проектного метода имеет мастерство учителя. Именно поэтому в процессе обучения будущих педагогов необходимо делать акцент на подготовке студентов к проектной деятельности со школьниками. В последние годы меняются стратегии воздействия на человека для усиления его творческой результативности. Раньше казалось очевидным, что еще до начала обучения нужно с помощью тестов выявить способности учащегося или студента, а затем, задействовав соответствующую программу, ориентировать его деятельность в тех областях, где у него выявились наилучшие задатки. Предполагалось, что это оптимальный путь к высокой творческой отдаче, поскольку способности облегчат достижения, стимулирующие повышение самооценки, а высокая эффективность усилий принесет максимальную пользу обществу.

Теперь подходы к развитию творческой личности радикально изменились. Ключевым моментом считаются не способности человека, а его мотивация и жизненные цели. В современной психологии различают понятия «интеллект» и «креативность» – способность к творчеству. Последняя, кроме интеллекта, включает мотивационную направленность человека, ориентацию на приобретение новых знаний, готовность к реализации изобретательских потенций. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где могу применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

Для успешного осуществления проектного обучения школьников требуется серьезная подготовка учителя к планированию и организации учебного проектирования, созданию дидактического, методического и материально-технического обеспечения. По существу, учитель должен уметь разрабатывать свои педагогические проекты.

Проект играет роль связующего звена в системе: основы наук - практика, где проект – самостоятельная итоговая творческая работа студента, выполненная под руководством преподавателя. Основная цель проектной деятельности – развитие творческой, активно действующей личности и формирование у нее общекультурных и профессиональных компетенций, воплощенных в конечный конкурентоспособный продукт.

В процессе подготовки проекта студенты приобретают следующие умения и навыки:

- интегрировать и применять ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам;

- самостоятельно мыслить и принимать решения, проявлять изобретательность;

- владеть методами исследования;

- раскрывать свои способности и реализовывать их в разнообразных видах деятельности [3, с. 45].

Проектный метод способствует реализации личностно-ориентированного подхода и гуманизации учебно-воспитательного процесса. Главной задачей подготовки будущих учителей к проектной деятельности является обучение их созданию развивающей среды, условий для эффективного развития личности каждого ребенка, при которых учащийся рассматривается как активный участник процесса познания, а не как объект, пассивно воспринимающий информацию. Использование метода проектов позволяет не на словах, а на деле реализовать деятельностный подход, способствовать применению знаний и умений, полученных при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения, и интегрировать их в процессе работы над проектом.

Сущность понятия проектной деятельности основана на общепсихологическом понимании деятельности, которое сложилось в отечественной психологии в школе Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова. Деятельность в понимании А.Н. Леонтьева не есть отправление какого-то сугубо внутреннего (психического или физиологического) механизма, а процесс, организуемый предметом и внешней средой [4, с. 24].

Достижение положительных результатов при использовании метода проектов возможно, если проектная деятельность с самого начала правильно организована, выбрана удачная тематика проектных заданий, эффективные методы и организационные формы их реализации, определены реальные сроки выполнения, создана необходимая учебно-материальная база, осуществляется систематический контроль над выполнением проектов со стороны педагога. Ко всем этим действиям необходимо подготовить будущих учителей еще в процессе обучения в вузе. Для этого мы разработали программу спецкурса «Проектная деятельность», которая предназначена для студентов всех педагогических специальностей вузов. Практическая реализация программы была осуществлена на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (ПГСГА) на факультетах начального образования, математики, физики, информатики и физической культуры и спорта.

Программа спецкурса «Проектная деятельность» включает в себя следующие темы для изучения:

  1. Проектная деятельность как неотъемлемый компонент учебного процесса в условиях становления компетентностного подхода в образовании.

  2. Сущность и дидактические особенности метода проектов как педагогической технологии.

  3. Развитие мышления на уроке.

  4. Организация и реализация проектной деятельности в учебном процессе современной школы.

  5. Работа в команде при подготовке и реализации проекта.

  6. Использование вопросов в проектной деятельности.

  7. Разработка идеи проекта.

  8. Обучение с использованием проектов на основе информационных технологий.

  9. Поиск и отбор ресурсов для выполнения проекта.

  10. Анализ информации, аргументация и выводы в рамках проектной деятельности.

  11. Презентация и продвижение проекта.

На занятиях спецкурса, помимо традиционных педагогических методов (лекция, демонстрация, упражнения, обсуждение и др.), широко применялись активные формы обучения, направленные на развитие у студентов творческого мышления и способности квалифицированно решать профессиональные задачи: анализ конкретной ситуации, «лабиринт действий», «интеллектуальная разминка», «мозговая атака», тематическая дискуссия, профессионально-дидактическая игра, метод «круглого стола» и т.д.

В качестве итогового зачетного задания студенты должны были подготовить и защитить свой собственный проект по самостоятельно выбранной (но согласованной с преподавателем) теме и разместить его презентацию в сети Интернет, либо создать Web-сайт учебного проекта или Интернет-страницу с использованием технологии Web 2.0.

Так, например, студенты факультета начального образования ПГСГА в 2010/2011 уч. году, выполнили проекты по следующим темам:

- Как очистить наш город от мусора?

- Проблема бродячих животных в городе и поиск пути ее решения.

- Здоровьесбережение младшего школьника в образовательном учреждении.

- Компьютер для школьника – добро или зло?

- Нужно ли создавать зону отдыха на территории Самарской луки?

Результатом обучения студентов по программе спецкурса «Проектная деятельность» стало повышение у них уровня нестандартного мышления (в экспериментальных группах он составил 80,9%, что на 19,5% выше, чем в контрольных) и творческого потенциала (количество студентов с высоким уровнем творческого потенциала увеличилось на 23,8%). Также готовность будущих учителей к проектной деятельности в школе увеличилась по когнитивному и деятельностному показателям (на 38,9% и 46,7% соответственно).

Несмотря на положительный итог исследования, нами был сделан вывод о том, что проблема формирования готовности студентов педагогических специальностей к проектной деятельности в школе еще требует дальнейшего изучения, поиска новых форм и методов работы, а также – разработки методического обеспечения данного направления профессиональной подготовки будущих учителей.


Литература:

  1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. – Самара, 2003.
  2. Пискунова Е. В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб., 2007.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
    системе образования (Что такое метод проектов?). – М., 2000.

  4. Руководство проектной деятельностью учащихся в общеобразовательной школе / Сост. Насипов А.Ж., Поздняков А.В. – Нальчик, 2003.

  5. Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога в процессе его профессиональной подготовки. – Махачкала, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle