Библиографическое описание:

Безбородова Г. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе со студентами на занятиях по математике [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 124-127.

В настоящее время наблюдается всё больше увеличение влияния медиа-технологий на человека. Мощный поток информации, рекламы, компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, компьютеров, ноутбуков оказывает большое влияние на восприятие студентов и его восприятие окружающего мира.

Использование компьютерных средств позволяет фиксировать требования к критериям оценки усвоения знаний. Осознание этих требований даёт возможность преподавателю целенаправленно строить процесс обучения, а студенту получать ясное представление о системе требований, которые к нему предъявляются, и о совокупности задач, которые он должен решить в процессе обучения: это повышает эффективность самостоятельной работы в процессе обучения [1,с.1].

Самостоятельная работа – один из активных использованных методов обучения, в процессе которого студенты по заданию преподавателя и под его руководством решают учебные задачи, ставят исследовательские задания, проявляя усилие и активность. Активность обусловлена, прежде всего целью, которая в самостоятельной деятельностью осознаётся студентом, становиться для него актуальной и значительной. Трансформация цели во внутреннем плане личности вызывает мотивы деятельности, главными из которых являются:

а) потребность расширить свои знания, узнать больше нового, овладеть какими либо изменениями.

в) желание выполнить задание без помощи других, проявить самостоятельность.

г) появляется потребность проверить свои знания и возможности.

Организация полноценной самостоятельности студентов немыслимо без современных средств обучения и максимального использования их возможностей. Средства обучения являются основой самостоятельной работы студентов. Какими они должны быть?

  1. это дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (это первоисточники, документы, сборники задач и упражнений, комплекты журналов, научно-популярная литература, видеозаписи, карты, таблицы, приборы, опорные конспекты, мультимедийные материалы.)

  2. средства, которые используются для руководства самостоятельной работой студентов. (Инструктивно-методические указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации как индивидуальной, так и групповой работы на уроках и во внеурочное время, сигнальные карточки, программные карточки, карточки с алгоритмами и образцами выполненных заданий.).

  3. это, конечно же, компьютерные средства обучения при помощи, которых у студентов формируется логическое мышление, воображение, способности решать различные проблемы, ставить и решать различные проектные задачи.

Использование компьютерных средств позволяет фиксировать требования к критериям оценки усвоения знаний. Осознание этих требований даёт возможность преподавателю целенаправленно строить процесс обучения, а студенту получать ясное представление о системе требований, которые к нему предъявляются и о совокупности задач, которые он должен решать в процессе его обучения.

Применение информационно коммуникационных технологий повышает качество образования, обогащает содержание материала, повышает наглядность, эффективность, формирует информационно-коммуникационные компетенции студентов, помогает развивать творческие способности студентов в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий. Использование в учебном процессе заданий в тестовой форме – дело сравнительно новое.

Одни из доминирующих мотивов, побуждающих студентов к самостоятельному приобретению знаний, является самоконтроль. Именно он побуждает студентов к самостоятельной работе. Тестовые задания в работе со студентами особенно эффективны в тех подсистемах современных педагогических технологий, которые создаются как для контроля, так и самоконтроля знаний студентов [2,с.2].

Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить индивидуальность темп обучения, пробелы в текущей и итоговой подготовке студентов.

Различают четыре формы тестовых заданий: задания закрытой формы, открытой формы, задания на соответствие, на установление правильной последовательности.

Задание закрытой формы состоит из двух частей:

  1. постановка проблемы,

  2. готовые варианты ответов.

Среди ответов правильными бывают один или несколько. Остальные ответы - неправильные, но должны быть похожи на правильные. Правдоподобные, но неправильные ответы называются дистракторами. (альтернатива, отвлекающий ответ).

Примеры тестового задания в закрытой форме:

Задание № 1

Укажите номер (букву) правильного ответа.

Вопрос: Производная функции y = имеет вид:

Задания № 2 (выберете один вариант ответа)

Вопрос:

Матрица имеет размерность:

  1. 1 * 1

  2. 2 * 2

  3. 2 * 1

  4. 1 * 2

Закрытая форма тестирования заключается в универсальности, в полном охвате содержания проверяемой учебной дисциплины, быстроте тестирования, в простом подсчёте итоговых баллов обучаемых. К недостаткам относятся:

  1. быстрая рассекречиваемость,

  2. эффект угадывания.

Подобрать правдоподобные дистракторы довольно сложно. Выход один, необходимо перейти к заданиям в открытой форме, которые предъявляются студентам, а затем анализируют полученные ответы. В ходе анализа выделяются типичные ошибки студентов, из которых и осуществляется подбор дистракторов. К основным принципам композиции тестовых заданий в закрытой форме относится принцип классификации, принцип сочетания (с и использованием дополнительного правила «цепочки»).

Пример: (выберите один вариант ответа)

Дана функция

Вычислить производную третьего порядка:

Иногда можно подбирать по принципу градуирования. Особенность заданий заключается в том, что в них неправильные ответы часто оказываются неправильными в разной степени [3, с.3].

Пример: Как изменяется объём конуса при изменении радиуса основания;

  1. увеличивается,

  2. остаётся без изменений,

  3. Уменьшается.

При формулировании закрытой формы можно использовать принцип куммуляции, когда содержание второго ответа вбирает (куммулирует) в себя содержание первого, и кроме того содержит дополнительную информацию.

Дидакторы могут подбираться по принципу противоположности. Когда используются слова-антонимы.

Пример: нечётная функция разлагается в ряд Фурье по

  1. синусам,

  2. косинусам.

К основным видам заданий закрытой формы относятся:

  1. задания с двумя ответами

  2. задания с тремя ответами

  3. задания с четырьмя ответами

  4. задания с пятью ответами

  5. Задания с большим числом ответов

Задания с двумя ответами используются либо для экспресс-диагностики, либо для самоконтроля. Задание с двумя ответами никогда не используются для итогового контроля.

Например: Квадратное уравнение с отрицательным дискриминантом не имеет действительных корней:

  1. Нет,

  2. Да.

Задания открытой формы используются для контрольного теста на дополнение с ограничениями на ответы.

Например: Задание (Дополните)

Длина ребра куба с площадью поверхности 242 м2 ровна …… метров.

Основная сфера применение заданий открытой формы – это текущий контроль знаний студентов.

Задание на соответствие проверяет знание связей между элементами двух множеств.

Пример тестового задания на соответствие:

Установите соответствие между уравнениями прямых и их расположением в координатной плоскости.

  1. ,

  2. ,

  3. .

Варианты ответов:

  1. Уравнение прямой, параллельной оси ,

  2. Уравнение прямой, проходящей через начало координат,

  3. Уравнение прямой, параллельной оси .

Применение заданий на соответствие это текущий и тематический контроль знаний. (Лучше применять для самоконтроля или в текущем контроле знаний студентов)

Задания на установление правильной последовательности приводятся в правильном порядке действия, процессы, элементы, связанные с определённой задачей. В таких заданиях необходимо установить правильный порядок предложенных действий, указав его с помощью цифр.

Например:

[ ] - найти корни квадратного выражения,

[ ] - составить соответствующее квадратное уравнение,

[ ] - составить системы линейных неравенств по полученному квадратному неравенству,

[ ] – разложить квадратный трёхчлен на множители.

С помощью систематического компьютерного тестирования удаётся накапливать значительный систематический материал, подвергать его математической обработке, получать объективные выводы, тем самым делать вывод об уровне усвоения студентом данной темы или дисциплины в целом, оценивать рейтинг каждого студента. [4,с.5]

Информационно коммуникационных технологий – это аппаратные и программные средства, предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий.

В нашем техникуме имеются такие программные средства, как офисный пакет предложений MS Offis, электронные учебники, обучающие программы, ЦОР, ЭОР, и др. которые позволяют развивать мышление студентов, формировать приёмы мыслительной деятельности, улучшать качество восприятия и лучшего понимания нового материала. А также запоминание пройденного материала.

В техникуме практикуется применение интерактивных досок. Они используются в следующих режимах:

Пойдём по пути от простого к сложному.

  1. Режим маркерной доски

Если доска не подключена к компьютеру и нет проектора, мы можем использовать её как белую маркерную, т.е. наносить на неё информацию цветными маркерами (пишем на доске разноцветными маркерами), стирать записи (стираем), наносить снова(снова пишем).

  1. Проекционный экран

Мы можем также использовать доску как экран, т.к. поверхность доски сделана из специального материала и не публикует (в то время как это говорим, включаем проектор и демонстрируем доску, как экран, проецируя на её фильм или слайды. Если доска подключена к компьютеру и включён режим Projection {нажата кнопка Projection, горит индикатор около картинки проектора в нижнем левом углу доски}, мы можем переключать слайды и листать страницы с помощью пульта от доски {нажимаем кнопки Previous/Next}).

  1. Электронная интерактивная доска

Следует отметить, что эту доску можно использовать с двумя программными обеспечениями: W&T и Webster (в это время у нас проектор включён, изображение спроецировано на доску).

Если доска подключена к проектору с помощью беспроводного интерфейса. Сейчас нам нужно, чтоб доска «нашла» связь с компьютером (в нижнем углу нажимаем на иконку доски, заходим в Configure W&T, Hardware, Find Serial Whiteboards, выбираем найденную доску и нажимаем ОК.).

При первой инсталляции доске требуется калибровка. Это нужно для того, чтобы доска «понимала», какой размер его рабочего стола засвечен. Калибровка может быть сделана по 4-м, 8-ми и 16-ти точками. Чем больше точек, по которым мы делаем калибровку, тем точнее доска определяет положение точки [5,с.6].

Возможности доски:

  1. Нанесение записей. Можно наносить надписи поверх проецируемой картинки, например, на график.

- пишем на ней

- выбираем цвет маркера

- демонстрируем, что можно выбрать тип линии, которой писать

- стираем написанное

- сохраняем

- печатаем (принтер должен быть подключён)

2) «Виртуальная «клавиатура»

Если есть необходимость надписи печатными буквами, то это можно сделать с помощью виртуальной клавиатуры.

Стоит отметить, что можно менять язык рус/англ., писать маленькими /заглавными буквами и т.д.

  1. Работа с файлами PowerPoint

Открываем презентацию:

- можно листать слайды с помощью пульта от доски;

- выделять нужно информацию не портя презентацию;

- внесение изменений в слайд.

Особое внимание стоит обратить на пульт, который поставляется вместе с доской. Этот пульт заменяет обычную проводную компьютерную мышь. Он позволяет передвигаться по помещению, а не стоять около доски, с помощью его можно перелистывать слайды в Power Point.

В работе со студентами используем различные типы программ: обучающие, контролирующие, демонстрационные, которые применяем при объяснении, закреплении, или контроле изученного как теоритического материала, так и провидение практических работ. Технические средства информации используются в работе со студентами и внеурочное время для проведения тематических классных часов, при проведении олимпиад, конкурсов, во время проведения предметных декад, при проведении научно-практических конференций.

Таким образом, последствия применение информационно-коммуникационных технологий в образовании могут быть позитивными, так и негативными, поэтому, оценивая результат и эффективность их внедрений в учебный процесс, нужно подходить с разных сторон. Проектируя использование информационно-коммуникационных технологий, преподаватель должен проанализировать те возможные прямые и косвенные воздействия на личность обучаемого, которые и будут определять развитие всех его способностей [6,с.7]. Применение средств информационно-коммуникационных технологий в системе среднего специального образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения. При грамотном применении информационно-коммуникационных технологий возможно наилучшем образом подготовить выпускника к профессиональной деятельности, формировать в процессе профессионального образования целостную личность, способную познавать и совершенствовать себя и в конечном итоге бесконфликтно общаться с другими людьми и комфортно себя чувствовать в мире стремительно меняющейся, огромной по объёму информации.


Литература:
  1. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. Высшая школа. 1990.

  2. Аванесов В.С. Вопросы объективизации оценки результатов обучения. – Н., НИИВШ- 1976.

  3. Аванесов В.С.. Володин Б.В., Короза В.И. Опыт построения теста для оценки знаний студентов// Научная организация учебного процесса. Выл. 3. ч- 1. М., МИФИ. 1976.- С.108-117.

  4. Аванесов В.С., Володин Б.В. Вопросы применения тестов для контроля знаний студентов// Научная организация учебного процесса вып.3. ч.1 М_. МИФИ. 1976.- С.102-107.

  5. Форма тестовых заданий. М.. МИСиС. 1991.

  6. Математические модели педагогического изменения. М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1994.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle