Библиографическое описание:

Семенюк Е. А. Диагностика достижений студентов - основной элемент учебного процесса в высшей школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 117-120.

В последние время диагностика все чаще и чаще становится предметом специальных исследований педагогов и психологов, которые рассматривают функции и виды диагностики в контексте развития образовательных систем. Данные исследования устанавливают необходимость системы диагностического обеспечения, взаимосвязи педагогической, социальной, психологической диагностики. Наиболее исследованной выступает педагогическая диагностика.
Понятие "педагогическая диагностика" было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 году. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики [1, с.236]
Диагностика (от греческого diaqnosis) – распознавание) – процесс распознавания; учение о принципах и методах постановки диагноза [2, с.418]. Термин "диагноз" пришел в педагогику из медицины, где означает установление сущности и характера заболевания. Однако в диагнозе и диагностике, в установлении качественного состояния нуждаются все явления, процессы общественной жизни, производства, объекты эксплуатации. Поэтому понятие диагноза получило широкое распространение в науке, технике, производственной практике. Диагностика стала неотъемлемым, органичным компонентом всех управляемых общественных, производственных, технологических систем и процессов, способом получения обратной информации о действиях и качестве результатов [3, с.300].

Лихачев Б.Т. под диагностикой понимает процесс получения информации о состоянии наблюдаемого или изучаемого объекта с помощью совокупности методов, способов, приемов. Диагностическая информация включает в себя сведения о состоянии объекта, степени его соответствия норме, тенденциях его движения, развития. Подласый И.П. определяет диагностику как прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Хуторский А.В. рассматривает диагностику как обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяются достижения поставленных целей. Ушакова Л.С. рассматривает диагностику как способ выявления качества, продуктивности учебно-воспитательного процесса, его состояния и результатов как средство анализа причинно-следственных связей и оценки по определенным критериям и показателям степени достижения поставленных целей и задач обучения и воспитания обучающихся.

Таким образом, обобщая существующие понятия, под педагогической диагностикой мы будем понимать совокупность методов, позволяющих получить наиболее достоверную информацию о ходе образовательного процесса с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения. Предмет диагностики в вузе – различные стороны учебной и общественной деятельности студентов, цель диагностики – получение научно обоснованной информации для совершенствования системы управления качеством подготовки специалистов.

К основным функциям педагогической диагностики относятся: стратегически-информационная, тактически-коррекционная и прогностическая.

Стратегически – информационная функция состоит в диагностическом обеспечении педагогического руководства учебно-воспитательным процессом общими знаниями об обучаемых, о протекании педагогического процесса. Такая информация делает педагогический процесс просматриваемым, контролируемым, практически направленным.

Коррекционная диагностика призвана обеспечить информацию, позволяющую постоянно контролировать и корректировать педагогический процесс. Широкая и глубокая осведомленность дает педагогу реальную возможность доходить до каждого обучающегося, вносить коррективы методику обучения, изменять ход педагогического процесса, структуру и содержание отдельных форм, методов и средств воспитания и обучения.

Прогностическая функция диагностики состоит в том, чтобы обнаруживать, улавливать, выявлять тенденции развития педагогического и учебного коллективов, групп, объединений и отдельной личности обучающегося.

Главными составными компонентами педагогической диагностики являются контроль, проверка и оценивание знаний и умений обучаемых. Многие преподаватели считают данные понятия тождественными, но необходимо подчеркнуть сущность и специфику каждого из понятий, чтобы эффективнее организовать педагогический процесс обучения.

Под контролем понимают систему проверки результатов обучения и воспитания студентов. Контроль - это совокупность действий, позволяющих выявить качественно-количественные характеристики результатов обучения, оценить, как освоен студентами материал учебной программы. Педагогический контроль в вузе - это средство установления прямой и обратной связи между преподавателем и студентами.

Г.И. Щукина [4, c.384] рассматривает контроль как специфическую для учета успеваемости задачу. А.А. Куприянов [5, c.111] определяет контроль как "специфическую функцию проверки". М.М. Балашов [6,c.62] определяет контроль как процесс, включающий в себя систематический учет результатов проверки и непосредственно саму проверку знаний, умений и навыков учащихся, а также организацию наблюдения за их учебно-познавательной деятельностью. Н.А. Сорокина [7, c.222] определяет контроль как систематический учет, а также наблюдение с целью контроля. Н.А. Ковина [8, c.47] указывает на то, что проверка должна проводится на основе анализа учебной деятельности обучающихся и наблюдения за ними и включает в себя функции выявления степени продвижения учащихся в образовательном процессе в конкретный момент времени и выявление динамики овладения знаниями и навыками. По определению В.П. Беспалько [9, c.336] контроль – это неотъемлемая составляющая часть учебно-воспитательного процесса, служащая для управления и коррекции на основе результатов его этапов в ходе повторения и закрепления учебного материала.

Таким образом, контроль можно рассматривать как способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса с целью необходимой его корректировки, совершенствования методов и форм организации учебного процесса. Контроль представляет собой целостную систему, решающую ряд актуальных вузовских задач: выработка умений работы с учебной литературой и умений использования полученной информации для расширения и углубления знаний; развитие мышления, оказание помощи студентам в осмыслении изучаемого материала, понимании его связи с другими частями курса и с другими предметами; развитие специфической памяти; повышение результативности преподавательского труда.

В педагогической литературе выделяют следующие виды контроля:
  • Предварительный является необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить начальный уровень знаний, и какие знаний могут быть использованы преподавателем как фундамент, ориентировать преподавателя к допустимой сложности материала.
  • Текущий – это систематическая проверка и оценка образовательных результатов учащихся по конкретным темам на отдельных занятиях. Главное его назначение – оперативное получение объективных данных об уровне знаний учащихся и качестве учебно-воспитательного процесса. Кроме того, текущий контроль помогает студентам организовать свою работу, учит самостоятельно, ответственно и систематически заниматься всеми предметами обучения данного курса и учебного заведения.
  • Периодический заключается в установлении, насколько успешно учащиеся владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Проводится, как правила, после изучения логически завершенной части учебного материала – темы, раздела или полного курса.
  • Тематический является разновидностью периодического контроля, он позволяет установить соответствие качества сформированных знаний с целью обучения, а также побуждает к установлению связей данного материала с ранее изученным.
  • Рубежный позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний, выяснить объем накопленных знаний за более продолжительный период времени. Как правило, рубежный контроль охватывает значительные по объему разделы курса. Позволяет учащимся воспринять и усвоить раздел программы (тему) целиком, выявить взаимосвязь с другими разделами и предметами.
  • Итоговый заключается в объективном выявлении результатов обучения, которые позволяют определить соответствие (или несоответствие) действительных результатов обучения с запланированными в программе.
Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения. Для каждого из видов контроля выбираются соответствующие ему средства и методы. Каждый из рассмотренных видов контроля имеет свою область применения, и ни один из них не может быть признан единственным, способным выявить все итоги обучения. Умелое сочетание всех видов контроля позволяет с достаточной степенью точности и объективности выявить знания и умений учащихся.
Кроме того, возможны другие основания для классификации различных видов и методов контроля.

Классификация различных видов и форм контроля

Способ организации

  • традиционный
  • нетрадиционный

Лицо, осуществляющее контроль

  • преподаватель
  • учащийся – напарник
  • самоконтроль

Частота проведения

  • разовый
  • периодический
  • систематический

Организационные формы проведения

  • индивидуальный
  • групповой
  • фронтальный

Способ осуществления

  • письменный
  • устный
  • машинный

Вид занятий

  • на лекциях
  • на семинарах
  • на практических и лабораторных занятиях
  • на зачетах
  • на экзаменах
  • на коллоквиумах

Этапы обучения

  • начальный (отборочный, входной)
  • текущий (промежуточный)
  • заключительный

Использование дидактического материала

  • без дидактического материала (устный опрос, диспут, сочинение)
  • с дидактическим материалом (раздаточный материал, тесты, билеты, контролирующие программы)

Степень ответственности

  • высокоответственный
  • ответственный
  • невысокой ответственности

Масштаб целей обучения

  • стратегический
  • тактический
  • оперативный

Вторым компонентом педагогической диагностики является проверка знаний и умений учащихся. Выявление и измерение называют проверкой. Проверка является составным компонентом контроля, основной дидактической функцией которой является обеспечение обратной связи между преподавателем и учащимися, получение педагогом объективной информации и степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего [10].

Кроме проверки, контроль предполагает оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. Проверка и оценка знаний – составляющая часть процесса обучения, осуществляется путем систематического контроля над учебной деятельностью обучающихся с помощью устных, письменных, графических и практических заданий и непосредственного наблюдения за их работой. С помощью проверки и оценки выявляются знания, которые усвоили обучающиеся на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке учащихся, эффективность работы преподавателя, определяется готовность к дальнейшему обучению [131].

Для того чтобы педагогически целесообразно и методически правильно осуществлять диагностику знаний и умений учащихся, необходимо не только отчетливо представлять назначение каждой из ее составляющей, но и хорошо знать и учитывать их функции. Проверка выполняет следующие функции:
Контролирующая функция состоит в выявлении знаний, умений и навыков, усвоенных на каждом этапе обучения, а также сравнить эффективность применяемых методов и средств рационализации учебного процесса.
Обучающая функция – подразумевает деятельность обучающихся по приобретению новых знаний и умений и их совершенствование под влиянием испытательных заданий. Совершенствование знаний при проверке происходит путем дополнений, уточнений и исправлений. Обучающая функция позволяет как преподавателям, так и учащимся судить о том, насколько знания носят систематический характер и практически применимы. Кроме того, она показывает не только уровень успехов, но и пути корректирования знаний и умений.
Воспитательная функция состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплине, аккуратности, честности, настойчивости, систематическому труду. Эта функция устойчиво реализуется при систематическом контроле и определенной направленности заданий.
Развивающая функция заключается в стимулировании познавательной активности учащихся, она требует от студента организационной и психологической мобилизации: ответственности, обострение внимания, тренировки памяти, воспитание воли, характера. Реализация этой функции существенно зависит от направленности заданий и их взаимной связи. Всякое обучение является развивающим, но его темпы зависят от того насколько новые элементы заданий сочетаются с уже известными, а также их комбинациями.
Обобщающая функция – в процессе различных проверок учащиеся обобщают и переосмысливают пройденный материал, объединяют отдельные части в целостный предмет познания, устанавливают межпредметные связи.
Кроме перечисленных функций проверки и оценки знаний учащихся можно выделить корректирующую и информационную функции.
Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективнее становится и сам учебный процесс.
Таким образом, контроль знаний и умений учащихся является одним из важнейших и неотъемлемых компонентов процесса обучения, от содержания, организации, направленности, форм и методов которого зависит успешность обучения обучаемых. Роль контроля в учебном процессе многозначна: во-первых, он способствует расширению, углублению и совершенствованию знаний учащихся, во-вторых, развивает познавательные интересы учащихся, в-третьих, является эффективным средством для изучения преподавателем учебных возможностей учащихся. Но следует отметить, что контроль за учебной деятельностью студентов, проверка знаний и умений не самоцель, а путь достижения определенных положительных результатов в обучении, путь организации эффективной работы студентов.

Литература:
  1. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения). Издательский центр "МарТ". Москва – Ростов-на-Дону.

  2. Хуторской А.В. Современная дидактика. Питер. Санкт-Петербург. Москва – Харьков – Минск, 2001.

  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Юрайт. – 2001.

  4. Щукина Г.И. Педагогика школы: учебное пособие для студентов пед. институтов – М.: Просвещение, 1977.

  5. Куприянов А.А. Проверка знаний учащихся профтехучилищ по спец. предметам. – М.: Высшая школа, 1984.

  6. Балабанов В. Об остаточных знаниях студентов// Высшее образование в России. –1996.-№4.

  7. Сорокина Н.А. Дидактика. Учебное пособие для пед. институтов. – М.: Просвещение, 1974.

  8. Ковина Н.А. О проверке успеваемости школьников / Народное образование, 1978. - №7.

  9. Беспалько В.Н. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Высшая школа.-1995.-336с.

  10. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle