Библиографическое описание:

Мангасарян М. К. Современный этап развития сельских воспитательных домов Г.Литца и П.Гехеба [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 85-88.

Сельские воспитательные дома, созданные Литцем и Гехебом, идущие в авангарде средних общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений страны, существуют и переживают новый этап своего развития в настоящее время. Пройдя длинный путь борьбы с различными политическими, общественными и культурными влияниями, они, призваны сохранять и приумножать имеющиеся достижения.

Со времени основания первой реформаторской школы, что произошло более 110 лет назад, многое в их жизни изменилось, однако их основа осталась прежней. Сельские воспитательные дома - это частные школы. Многие государственные учебные заведения заимствовали у них педагогические достижения и находки в области обучения и воспитания. Так, например, к ним относятся принцип коедикации, унификации школы единой программой, практическое использование, полученных в школе знаний, различные модели системы курсов для высшей ступени гимназии, а также разработка проектов, выходящих за рамки классных занятий [1, S. 252].

Сельские воспитательные дома в XXI веке, так же, как и при их основании, входят в «Объединение сельских воспитательных домов». Неизменным и оправданным осталось их название «сельский воспитательный дом». Со дня основания и до настоящего времени они располагаются в сельской местности.

Воспитанники этих школ, как и раньше, живут в школе-интернате, в так называемой «семье». Такая форма жизнедеятельности, конечно, не заменяет семью, но направлена на выработку новых форм совместного проживания детей и взрослых [2. S. 16].

Учебный план для учащихся в сельских воспитательных домах в соответствии с современными требованиями тоже подвергся значительным коррективам. Окончив сельский воспитательный дом, выпускники получают квалифицированные свидетельства, соответствующие аттестатам зрелости, получаемым в государственных учебно-воспитательных учреждениях. Именно поэтому сельские воспитательные дома в основе своей ориентируются на стандартный учебный план. Однако все занятия здесь проводят в небольших группах, а не в классах, что дает учащимся возможность принимать более активное участие в процессе обучения.

Основной задачей обучения осталось, как и прежде, развитие художественных, спортивных и ремесленных навыков. Соответствующие курсы в виде кружков можно посещать во второй половине дня. В качестве названия курсов многие сельские воспитательные дома используют и поныне старое понятие «гильдия». Для всех учащихся является обязательным посещение хотя бы одного курса. [3. S. 254].

Сельские воспитательные дома настоящего похожи на элитные школы, где воспитываются и обучаются дети материально обеспеченных родителей. В то же время здесь бесплатно учится одна треть от общего числа воспитанников тех «трудных» детей и подростков из неблагополучных семей, которые в своем домашнем окружении не могут вести тот образ жизни, который необходим для правильного их обучения и воспитания [2. S. 16].

Целью воспитания в данных учебных заведениях, как известно, является формирование молодежи самостоятельными взрослыми гражданами современного общества. Она реализуется в ряде задач, которые воспитуемый должен решать в процессе своей жизнедеятельности в сообществе товарищей и учителей учебно-воспитательного учреждения.

Наибольшую актуальность среди альтернативных учебных заведений, как и сто лет назад, имеют школы Германна Литца и Пауля Гехебя. С 1991 года к ним относятся школа в Хаубинда (1901), школа Шпикероог (1928), школа Биберштайн в замке Биберштайн (1904), школа Хоенверда в замке Хоенверда (1941), сельская школа-интернат Гровесмюле, первая сельская школа-интернат Г.Литца, которая была вновь открыта в 1995 году после объединения Германии, Оденвальдская школа, а также «Школа гуманности» в Швейцарии. Все они осуществляют учебно-воспитательную деятельность, опираясь на педагогическую концепцию их основателей - Г.Литца и П.Гехеба.

Так, в учебно-воспитательный процесс в Хаубинда, являющейся старейшей из всех существующих школ Г.Литца, включено около 350 учащихся 1-х – 12-х классов. Проект «Школьное государство с конституцией», разработанный в ней, принес Хаубинда известность не только по всей Германии. Основная цель проекта – дать молодежи знания о политике и основах демократического общества. В рамках этого проекта были выпущены плакаты и листовки с тезисами, которые раздавались приглашенным экспертам. Самостоятельно подготовленные учащимися выступления представлялись на обсуждение выбранной учащимися комиссии только после обязательных предварительных обсуждений и дебатов.

Как известно, в Хаубинда имеются школьный парламент и школьный суд, регулярно организующие и проводящие международные встречи. Хаубинда ориентируется на общие цели и задачи школьного устава Тюрингии, включая учебные планы и программы, которые являются обязательными для получения соответствующих свидетельств об окончании школы. Основными задачами в Хаубинда являются:

- единство воспитания и обучения (голова, сердце, рука);

-единство школы и интерната, теоретически и практически ориентированных на всестороннее развитие воспитуемого;

- вовлечение каждого члена школы (ученика, учителя, служащего) в участие в работе определенного органа школы (школьного государства), который проводит в жизнь гуманистические и демократические принципы деятельности;

- демократическое самоуправление школьного общества;

- интеграция в школьную жизнь учащихся, не проживающих в интернате школы, во все внеклассные и практические сферы ее деятельности;

- создание возможности для развития эстетических запросов личности, а также креативное и практически ориентированное познавательное обучение.

Так называемые «семьи» в Хаубинда состоят из 8-12 учеников, проживающих вместе. День у воспитанников начинается с совместного завтрака, после которого они приступают к занятиям, сменяющимся внеклассными мероприятиями. По вечерам «семья» обычно собирается в «капелле». Педагоги Хаубинда способствуют успешному обучению и воспитанию каждого отдельно взятого ученика. Здесь используется принцип индивидуального подхода к каждому ученику в процессе обучения и воспитания в соответствии с подготовкой его к учебе в следующем типе школы или выбору профессии.

Окончив общеобразовательную специализированную (политехническую) школу в Хаубинда, учащиеся обычно поступают на любое узкоспециализированное отделение специальных высших учебных заведений Германии. Воспитанники Хаубинда охотно выбирают, например, специальность техника (технология сбора, обработки и передачи информации) или экономиста и управленца, руководителя комплексов гостиничного сервиса и туризма.

Одним из современных нововведений в Хаубинда является открытие в школе 13-х классов. Данный проект был предложен, тщательно апробирован и вступил в действие в 2009 году. Окончив 13 классов, учащиеся получают право на обучение не только на узкоспециализированных отделениях специальных учебных заведений, но и в высших учебных заведениях соответственно своим желаниям и возможностям.

Школой-интернатом в замке Хоенверда, основанной Г.Литцем, после его смерти долгие годы, как известно, руководил А.Андреесен. Она является самой молодой школой его основателя, входящей в состав «Объединения сельских воспитательных домов Г.Литца». Раньше школа Хоенверда предназначалась исключительно для девочек, сегодня в ней учатся и воспитываются совместно 114 мальчиков и девочек.

Школа Биберштайн в замке Биберштайн, как об этом упоминалось выше, была также основана в 1904 году Германном Литцем. Раньше она являлась летней резиденцией князей города Фульды, теперь же это гимназия классического типа, вмещающая 125 учеников с 10 по 13 классы. К учащимся Биберштайна персонал школы относится как к самостоятельным молодым людям, они живут в меблированных, по своему вкусу оборудованных комнатах, снабженных доступом в интернет, умело обращаются с современными средствами коммуникации, что для них в Биберштайне является делом само собой разумеющимся. Очень важным здесь является также и работа ее воспитанников в школьной библиотеке с бумажными носителями информации.

Содержание образования в Биберштайн соответствует гессенскому постановлению о гимназиях. Экзамен на получение аттестата зрелости учащиеся сдают в стенах данной школы-интерната. Сертификаты, получаемые об окончании гимназии, являются документально подтвержденными проверочной аттестацией государственных органов.

Следует отметить высокую развитость использования современных мультимедийных средств обучения на уроках в школах-интернатах. Все классы данных школ оборудованы ноутбуками, интерактивными досками, позволяющими использовать все современные средства в обучении. Сандра Меллер, преподаватель в Биберштайне, отмечает, что использование мультимедийных средств положительно сказывается на восприятии изучаемых предметов, учащиеся легче усваивают учебный материал, активизируются их познавательные интересы к изучаемым предметам.

Оденвальдская школа была основана, как известно, в 1910 году Паулем Гехебом, руководствовавшимся лозунгом греческого философа Пиндара «Стань тем, кто ты есть». Этот лозунг актуален и сто лет спустя со дня основания школы. В этой интегрированной школе все 250 ее учеников обучаются по единой программе обязательных учебных дисциплин. Оденвальдскую школу, как и другие воспитательные дома, посещают учащиеся, не проживающие в интернате школы.

Обучающиеся входят здесь в так называемые «семьи» из 6-10 человек. Ученики и учителя проживают совместно в отдельном доме, они питаются вместе, обращаются друг к другу на «ты». Главой «семьи» обычно является преподаватель. Такая «семья» никоим образом не заменяет обычную семью учащихся, но дает возможность каждому обрести домашний уют в школе-интернате, где царит либерально-демократический уклад. Член «семьи» имеет право, свободно, в соответствии со своими наклонностями и способностями развиваться и совершенствоваться, не нарушая при этом прав других членов данной «семьи» и человеческого общежития в целом.

Руководитель школы Маргарита Кауфманн, назначенная на эту должность в 2007 год, имеет большой опыт профессиональной практики работы за границей. Основными задачами Оденвальдской школы она считает дальнейшее развитие традиций школы в духе идей реформаторской педагогики.

Оденвальдская школа предлагает своим учащимся так же билингвальное обучение. Так, например, изучая английский язык, они не ограничиваются собственно уроками английского языка. Им предлагают общаться на английском языке и во время проведения других уроков, например, географии или информатики, обсуждение отдельных тем которых проводится на английском языке. Билингвальное обучение предлагалось вначале в качестве курсов по выбору, однако затем оно вошло в перечень обязательных дисциплин школы.

Следует отметить и ту значимую роль, которую в учебно-воспитательном процессе Оденвальдской школы играет театр. В театральных постановках принимают участие все воспитанники. Истории театра уделяется определенное место, как на уроке, так и в не учебное время. Имеются и соответствующие курсы по выбору.

Мануальный труд сегодня, как и при основании Оденвальдской школы, является неотъемлемой частью школьной жизни. Согласно концепции реформаторской педагогики Оденвальдской школы, практической работе в мастерских ежедневно уделяется от одного до трех часов. Важной составной частью школьной жизни воспитанников является их непосредственная работа в прачечной, в саду школы, а также участие в организации и ведении домашнего хозяйства школы. Следуя решению, поставленных перед ней еще Гехебом тех задач, которые касаются развития практических навыков учащихся, вскоре после открытия школы в ней были созданы различные мастерские: столярная, гончарная, ткацкая, полиграфическая и типографическая. Под руководством квалифицированных мастеров воспитанники получали в них и получают в настоящее время практические знания в различных областях хозяйства [4. S. 153].

Школы Литца и Гехеба представляют сегодня самую большую группу сельских воспитательных домов Германии, и, тем самым, наряду со школами М.Монтессори и Вальдорфскими школами, образуют ту часть школ, которая не только использует, но и постоянно развивает прогрессивные идеи педагогов-реформаторов (Schwerdt 2002, 54).


Литература:
  1. Harder, W. Landerziehungsheime auf dem Weg in ihr zweites Jahrhundert / W. Harder [Text] // Hansen-Schaberg I., Schonig B. (Hrsg.): Landerziehungsheim-Pädagogik. Hohengehren, 2002. – S. 250-270.

  2. Wendt, M. Die deutsche Landerziehungsheimbewegung am Beispiel von Hermann Lietz. - Berlin: GRIN Verlag, 2009.- 18 S.

  3. Arbeitsgemeinschaft Freier Schulen. – Hamburg: Handbuch Freie Schulen, 1993. - S. 254.

  4. Koltzsch, Uwe. Der Handwerksunterricht an der Odenwaldschule / Uwe Koltzsch [Text] // OSO-Hefte. Berichte aus der Odenwaldschule. Neue Folge: 18. Lernen und Unterricht. - Odenwaldschule. Ober-Hambach, Heppenheim: - Heft 18, 2006.- S. 149-171.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle