Библиографическое описание:

Ангеловский А. А. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 7-13.

Проблема компетентности как свойства профессионала и ее конкретных видов традиционно является одной из важнейших в психолого-акмеологических исследованиях, так как компетентность представляет собой необходимое условие профессионализма личности и деятельности. В педагогической науке, психологии и акмеологии проведены как теоретические, так и прикладные исследования различных видов компетентности – профессиональной, социальной, психологической, коммуникативной, аутопсихологической, конфликтологической, социально-психологической, компетентности при осуществлении кадровой работы и пр. Выявлены их сущностные характеристики, особенности организации педагогического процесса, психологическая структура, психологические и акмеологические условия и факторы развития, однако эта проблема еще пока далека от своего законченного решения. В частности, недостаточно изучены их системные качества, свойства, механизмы формирования и развития, логические связи между различными видами компетентности, а так же некоторые ее важнейшие виды, представляющие большой интерес для практики. Поэтому анализ состояния проблемы профессиональной компетентности хотелось бы начать с обоснования проблемного поля.

Среди проведенных психолого-акмеологических исследований компетентности заметное место занимают те, в которых была подвергнута анализу категория «компетентность» [4,6,8,11,13]. Обобщение их позволяет утверждать, что в них «компетентность» (competentia – принадлежность по праву) рассматривается прежде всего с точки зрения «… обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области». Особо подчеркивалась и еще она важная характеристика данной категории: competence - «… законно принятая способность общепринятого авторитета совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий». Отсюда, компетентный (competens – принадлежащий, соответствующий, способный) - «…это знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы…». Данное понимание сущностных характеристик компетентности стало базисным во многих теоретических и прикладных психологических и акмеологических исследованиях, педагогических теориях. С опорой именно на него изучались конкретные свойства компетентности как условия профессионализма, механизмы формирования и функционирования. В психолого-акмеологических исследованиях компетентность традиционно рассматривалась в контексте выделения ее свойств на уровне общего, особенного и единичного, что соответствует одному из ведущих методологических принципов научного знания (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев). В связи с этим сама категория «компетентность», как подчеркивалось, отвечает требованиям уровня общего, является обобщающей именно на уровне общего.

На уровне особенного изучались специальные (особенные) виды компетентности, отличительной особенностью которых являются их содержание, а так же связь со спецификой профессиональной деятельности или взаимодействий. Поэтому в контексте решаемых задач, обобщающей категорией на уровне особенного является категория «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность в данном понимании означает высокий уровень специальных профессиональных знаний и овладение разными сферами профессиональной деятельности, глубокое понимание насущных профессиональных проблем, деловую надежность и способность успешно и безошибочно решать широкий круг профессиональных задач [20]. В проведенных исследованиях подчеркивалось, что профессиональная компетентность связана прежде всего с профессиональной эрудицией и профессиональным опытом, которые приобретаются в процессе базового и дополнительного образования и с годами в процессе практической деятельности.

В психолого-акмеологических исследованиях профессиональная компетентность рассматривается в качестве главного когнитивного компонента подсистемы профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения субъекта труда, постоянно расширяющаяся система знаний, круг решаемых проблем или вопросов, что позволяет выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью [7]. Было отмечено, что структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой выполняемой профессиональной деятельности и ее принадлежности к определенным типам.

Интегративный характер категории «профессиональная компетентность», ее зависимость от специфики профессиональной деятельности определяют не только ее системные связи с другими видами компетентности, но и «нежесткий характер». Иными словами, она может как включать в себя другие виды компетентности как системные составляющие, так и в значительной мере отождествляться с ними (В.Г. Зазыкин).

В ряде психолого-акмеологических исследований представлялись основания для выделения специальных видов компетентности, обладающих обобщающими свойствами. Так, А.К. Маркова [15] указывала на существование следующих видов компетентности (по критерию «общее-особенное»):

  • специальная компетентность, проявляющаяся во владении собственно профессиональной деятельностью, способностью проектировать дальнейшее профессиональное развитие (тождественно профессиональной компетентности);

  • социальная компетентность как ответственность за результаты своего труда, высокий уровень профессионального взаимодействия и общения;

  • личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения, противостояния профессиональной деформации;

  • индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии.

С психологической точки зрения в приведенных определениях и типологиях просматривается ряд взаимосвязанных качественных особенностей, которые по сути дела отражают общую внутреннюю структуру компетентности, включающую ряд взаимосвязанных компонентов. Если речь идет о компетентности в какой-либо профессиональной области, то можно выделить пять главных компонентов, определяющих содержание компетентности:

  • гностический или когнитивный компонент, характеризующий наличие необходимых профессиональных знаний;

  • регулятивный компонент, позволяющий использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач;

  • рефлексивно-статусный компонент, дающий право за счет признания авторитетности действовать именно так;

  • нормативный компонент, определяющий круг полномочий, сферу профессионального ведения;

  • коммуникативный компонент, необходимость которого обусловлена тем, что многие виды профессиональной деятельности всегда осуществляется в условиях делового общения и взаимодействий. Поэтому компетентность проявляется прежде всего в общении [5].

Таким образом, когда речь идет о сущностных характеристиках компетентности в чем-либо на уровне общего и особенного, следует раскрывать содержание всех отмеченных компонентов. С этих позиций необходимо подходить к изучению и развитию профессиональной компетентности и ее отдельных видов. Мы считаем, что уровень профессиональной компетентности во многом зависит и от личностных качеств субъекта деятельности – интеллектуальной активности, способностей, познавательной потребности, мотивации профессиональных и личностных достижений.

Следует особенно подчеркнуть, что в психолого-акмеологических исследованиях профессиональная компетентность не отождествляется с профессионализмом (особенно с профессионализмом личности), но рассматривается как необходимое условие его достижения [1]. Основные отличия компетентности от профессионализма, по данным А.А. Деркача и В.Г. Зазыкина, проявляются в доминировании гностического или когнитивного компонента, отражающего наличие у компетентного субъекта необходимых профессиональных знаний; меньшей роли регулятивного компонента; важной роли рефлексивно-статусного компонента, дающего право за счет признания авторитетности действовать определенным образом, а так же регулирующей функции нормативного компонента, определяющего круг полномочий, сферу профессионального ведения, влияющего на формы поведения и отношений. То есть при изучении компетентности следует акцентировать внимание, прежде всего, на системе знаний, в меньшей степени соответствующих им умений (сфере ведения, компетенцию), факторах регуляции деятельности и отношений при практическом применении этих знаний. Личностно-профессиональные качества субъекта труда или управления в данном случае выполняют, хотя и значимую, но все же второстепенную функцию. В этом состоит главное отличие профессиональной компетентности от профессионализма личности и деятельности.

В процессе изучения компетентности как явления часто возникает вопрос, какие виды (или составляющие) компетентности являются универсальными, необходимыми для эффективного выполнения любого вида профессиональной деятельности. По мнению А.А. Деркача и В.Г. Зазыкина, таковыми являются социально-перцептивная, аутопсихологическая, коммуникативная, нормативная и рефлексивная (рефлексивно-статусная) компетентности [5]. Рефлексивные процессы лежат в основе самопознания и познания людьми друг друга, поэтому считается, что рефлексивная компетентность является как бы механизмом социально-перцептивной и аутопсихологической компетентности. Рефлексивная компетентность, «… состоит в осведомленности относительно процессов актуализации разворачивания рефлексии и направлении реализаций рефлексивной способности в плане осмысления и преодоления стереотипов мышления в образовании новых (креативно-инновационных) содержаний сознания с целью саморазвития и совершенствования профессиональной деятельности» [19] . Высокий уровень рефлексивной компетентности способствует повышению инновационной составляющей профессиональной деятельности.

В практике психологических и акмеологических исследований обоснована общая структура психологической компетентности и разработана ее теоретическая модель, включающая несколько взаимосвязанных подструктур:

  • социально-перцептивную компетентность, проявляющуюся в «знании людей»; ее основу составляют психологические знания о личностных и характерологических детерминантах и индикаторах, проявляющихся в деятельности, поведении, отношениях и общении;

  • социально-психологическую компетентность, выступающую как система структурированных знаний о закономерностях поведения, деятельности, общения и отношений людей, включенных в профессиональные или социальные группы;

  • аутопсихологическую компетентность как систему знании, позволяющая осуществлять самопознание, самооценку, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, что обеспечивает самоэффективность;

  • психолого-педагогическую компетентность как систему знаний о методах осуществления влияния на людей [16].

Между данными подструктурами имеются тесные системные функциональные связи. В то же время, по мнению ряда авторов (А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин и др.), базисной является социально-перцептивная компетентность, которая во многом определяет развитие других видов.

Данная модель на сегодняшний день считается обобщенной, в то же время проводятся исследования по ее дополнению и совершенствованию. В частности, выделена еще и интерактивная компетентность как разновидность социально-психологической, связанная с системой знаний, необходимых для организации успешных профессиональных взаимодействий [17]. Надо заметить, что интерактивная компетентность тесно связана с социально-перцептивной и психолого-педагогической, как обеспечивающая необходимые обратные связи в процессе общения и взаимодействия. В настоящее время осуществляются психолого-акмеологические исследования этих видов психологической компетентности, разрабатываются методы и акмеологические технологии их развития. Примером могут служить работы в области социально-перцептивной компетентности на основе методов неинструментальной психодиагностики, что очень важно для практики управления [12].

Расширение комплексных исследований профессиональной и психологической компетентности привело к необходимости изучения их акмеологического содержания. В результате с развитием прикладных исследований в этой области все большее внимание стало уделяться разработке психолого-акмеологических моделей компетентности, а так же моделей ее различных видов. Это было обусловлено необходимостью решения практических задач целенаправленного развития профессионализма субъектов труда. Многие такие модели создавались на основе общетеоретической схемы разработки психологических и акмеологических моделей с использованием различных видов системного описания (лингвистическое качественно строгое, табличное, структурно-функциональное и др.) [5]. Их отличительной особенностью является ориентация на конкретные виды профессиональной деятельности или отдельные профессиональные функции, хотя разрабатывались и обобщающие модели со свойствами на уровне особенного.

Рассмотрим содержание некоторых таких моделей. Особое внимание при рассмотрении моделей следует уделить не только систематизированному описанию, а выделению того, что способствует прогрессивному личностно-профессиональному развитию.

В исследованиях О.И. Денисова были разработаны две психолого-акмеологические модели конфликтологической компетентности руководителя в виде табличного и структурно-функционального системного описания. В табличном описании выделялись следующие уровни (подструктуры): гностический, проектировочный, регулятивный, рефлексивно-статусный, нормативный и коммуникативный. На данных уровнях выделялись и описывались соответствующие им знания, умения, личностно-профессиональные качества, а так же условия, факторы и механизмы их развития. В структурно-функциональной модели раскрывались виды связей между данными подструктурами.

В своих работах Н.Э. Вегерчук разработала две психолого-акмеологические модели социально-перцептивной компетентности, основанные на выделении мотивационно-целевого, когнитивного, оценочного и эмоционального компонентов, представленных в виде табличного системного описания [3].

В работе В.Ф. Варукова представлена в описательном виде разработанная на основе акмеологического подхода и поэтапного формирования умственных действий теоретическая модель правовой компетентности служащих как система правовых знаний и умений и навыки. Данная модель имеет деятельностную ориентацию, в ней недостаточное внимание уделено личностным факторам [2].

М.С. Игельник в своих трудах представил несколько психолого-акмеологических моделей. Первая из них представляла собой обобщенную модель психологической компетентности руководителя в условиях антикризисного управления организацией. Ее форма была лингвистической качественно строгой: раскрывалось психолого-акмеологическое содержание каждого из основных подвидов данного вида компетентности по векторам – когнитивный, регулятивный, рефлексивно-статусный, нормативный и коммуникативный. Вторая модель описывала содержание психологической готовности руководителя к антикризисному управлению, форма – структурно-функциональная. Третья структурно-функциональная модель отражала системные связи психологической компетентности руководителя в условиях антикризисного управления с другими видами профессиональной компетентности [13].

Л.А. Степнова разработала общую описательную модель профессиональной компетентности государственных служащих, включающую следующие подструктуры: на уровне структурно-содержательных видов – психологическую, социально-психологическую, социально-перцептивную, коммуникативную, профессионально-педагогическую; на уровне операционно-технологических видов – рефлексивную и аутопсихологическую. Кроме того, ею была разработана психолого-акмеологическая модель аутопсихологической компетентности в виде лингвистического качественно строгого системного описания.

В ряде теоретических исследований были отмечены и другие модели. Данные психолого-акмеологические модели обладают общими свойствами, обусловленными видами системных описаний. Исходя из их содержания, к ним можно отнести, если не учитывать описания условий и факторов развития – когнитивные компоненты профессиографических описаний, широко представленные в исследованиях по психологии труда и управления, эргономики.

Отдельно следует отметить исследования, посвященные особенным видам компетентности, отличительной особенностью которых является учет содержания и специфики профессиональной деятельности. Это отразилось как на содержании исследований, так и разработанных моделях компетентности. Такой подход был проиллюстрирован в работе С.С. Жидаева, разрабатывавшего проблемы психолого-акмеологического обеспечения управления кадровой работой [9]. Компетентность субъекта управления кадровой работой рассматривалась, исходя из ее важнейших функций, составляющих саму деятельность: отбор, подбор новых кадров для замещения планируемых или имеющихся вакансий, расстановка; личностно-профессиональное, должностное и статусное развитие кадров; оценка и аттестация персонала и кадров; обеспечение обязательных условий труда; создание условий, стимулирующих высокопродуктивный труд и личностно-профессиональное развитие; формирование кадрового резерва и работа с ним; повышение профессионализма руководящего состава; нормативно-правовое обеспечение кадровой работы и трудовых отношений; социальная защита персонала; управление конфликтами; информационно-аналитическое обеспечение кадровой работы; повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров; управление дисциплиной; кадровое делопроизводство.

В ходе анализа мы обратили внимание на тот факт, что в теории менеджмента вопросам профессионализма субъектов управленческой деятельности и их управленческой компетентности, особенно в работе по повышению профессионализма персонала, не уделено должного внимания. Сходная ситуация сложилась в психологии управления, в которой преимущественно разрабатывались две крупные проблемы: определение условий и факторов, позитивно влияющих на продуктивность управленческой деятельности, и разработка методов объективной оценки руководителей и их деятельности. Научные исследования в области психологии управления прежде всего направлялись на обеспечение оптимизации психологических условий и структуры механизма управления (проектирование управленческих структур с учетом «человеческого фактора», создание программ управленческих воздействий), динамических аспектов управления (работа с кадрами – подбор, расстановка, обучение), совершенствования отношений «по вертикали» в процессе управления, организация профессиональных взаимодействий, оптимизация морально-психологического климата в коллективе и пр. Психология управления ставила своими задачами учет индивидуальных особенностей работающих, общих и особенных профессиональных характеристик персонала; достижение удовлетворенности индивидуальным и коллективным трудом, его результатами, отношениями; обеспечение ценностно-ориентационного единства в коллективе и, ограниченно, личностно-профессионального развития работающих. Но особое внимание, как отмечалось, уделялось личности и деятельности руководителей – управленческим способностям, управленческой позиции, индивидуальным стилям деятельности, принятию и реализации управленческих решений, коммуникациям, взаимодействиям и многому другому.

В работах О.Н. Денисова и А.В. Щербины был дан анализ состоянию исследований в области психологии управления применительно к решению акмеологических задач и в первую очередь изучению профессионализма и компетентности. В частности, было выделено восемь основных научных направлений, некоторые из них связаны с личностно-профессиональными качествами руководителей [4,21]. В то же время мало внимание уделяется изучению профессиональной (в том числе и психологической) компетентности руководителей, условий и факторов ее продуктивного развития.

Проведенные психологические и акмеологические исследования создали необходимые научные предпосылки для разработки проблемы акмеологической компетентности. Эта проблема начала разрабатываться в теории акмеологии (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Е.В. Селезнева и др.). В то же время, в этом направлении интенсивно развивались исследования по прикладной акмеологии и смежным научным областям. Компетентность в этой области непосредственно связана с акмеологической компетентностью, а по сути дела таковой и является.

В теоретической акмеологии сущностные характеристики акмеологической компетентности рассматривается как проявление интегральной способности зрелой личности строить свое поступательное профессиональное развитие с постоянным усложнением задач и возрастанием уровня достижений, наиболее полно реализующих имеющиеся у человека психологические ресурсы (А.К. Маркова, Е.В. Селезнева и др.). Акмеологическая компетентность складывается из знаний о закономерностях достижения высоких уровней профессиональных и личностных достижений, психологических качеств личности, достигшей вершин в своем развитии, умений различать объективные и субъективные факторы, способствующих достижениям, способности планировать свое прогрессивное профессиональное развитие, уметь осуществлять его и др. (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова). По мнению А.К. Марковой, акмеологическая компетентность является категорией более высокого уровня, чем психологическая, поэтому психологическая компетентность ходит в акмеологическую как структурная составляющая или ее подсистема. Это совпадает с результатами исследований В.Г. Зазыкина, который рассматривал профессиограмму как базисную часть акмеограммы [10].

Некоторые специалисты акмеологическую компетентность рассматривают в неразрывной связи с профессиональным акме. Е.В. Селезнева считает, что акмеологическая компетентность является важной характеристикой уровня и генезиса акмеологической культуры личности [18]. По данным А.К. Марковой, «…профессиональные акме – это высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, признанный профессиональным сообществом как социально важный результат, заметно превышающий нормативный уровень». Показателями общественно значимого профессионального акме являются прежде всего высокие личностно-профессиональные достижения.

В настоящее время проблема акмеологической компетентности находится в начальной стадии своей разработки. Четко не обоснована ее структура, системные взаимосвязи, механизмы формирования и развития. В то же время проводятся прикладные исследования, которые могут стать объектом теоретических обобщений. В частности, акмеологическая компетентность рассматривается в связи с развитием акмеологической культуры личности (Е.В. Селезнева), изучалась мотивация акмеологической компетентности (Ю.С. Артемов, А.К. Маркова). С.В. Макаров в своих исследованиях выявил основные противоречия, связанные с развитием акмеологической культуры, представил модель акмеологической компетентности руководителя на государственной службе в виде системы, включающей следующие компоненты: мотивационно-личностный (включающий акме мотивацию, акмеологические способности и готовность к саморазвитию), когнитивный (включающий акмеологическое знание и систему интеллектуальных умений, способствующих непрерывному обновлению и обогащению акмеологического знания), операциональный (включающий умения и навыки самопознания и саморегуляции) [14]. Доказано существование связи между умениями решать акмеологические задачи и уровнем акмеологической компетентности. Обосновано содержание акмеологической задачи. Данная модель отражает те аспекты, которые связаны с преимущественным личностно-профессиональным развитием самого руководителя. Было показано, что рефлексивная и аутопсихологическая компетентность выступают как инструменты в реализации акмеологической компетентности, вероятно, не единственные. В акмеологии проведено немало исследований, опосредованно раскрывающих сущностные характеристики акмеологической компетентности. В исследованиях Л.В. Маркеловой показано, что акмеологическая компетентность необходима для продуктивного личностно-профессионального самосовершенствования субъектов профессиональной деятельности. Сходные мысли высказывались и в работах других авторов.

Таким образом, профессиональная компетентность – ключевая многоаспектная проблема в педагогическом, психологическом и акмеологическом плане. Ее актуальность и значимость подчеркивается в современных психолого-педагогических и акмеологических исследованиях. Вместе с тем определение сущности профессиональной компетентности, ее содержание, структура, специфика, критерии, показатели, уровни характеризуется неоднозначностью трактовок, что свидетельствует о сложности и противоречивости анализируемой нами проблемы. Актуальными на сегодняшний день являются вопросы, связанные с уяснением и дифференциацией понятия профессиональная компетентность, профессионализм, профессиональное развитие личности.


Литература:
  1. Акмеология /Под ред. А.А. Деркача. – М.: РАГС, 2003.

  2. Варуков В.Ф. Правовая компетентность в структуре акмеологической культуры служащих: содержание и пути развития: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2001.

  3. Вегерчук Н.Э. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении (в соавт.). – М.: МГУ ПП, 1999. и др.

  4. Денисов О.И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. – М.: МААН, 2000.

  5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. – СПб.: ПИТЕР, 2003.

  6. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: познание и развитие. – СПб.: ПИТЕР, 2003.

  7. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. – М.:РАГС, 2000.

  8. Жидаев С.С. Психолого-акмеологические аспекты управления кадровой работой. – М.: МААН, 2003.

  9. Жидаев С.С. Система психолого-акмеологического обеспечения управления кадровой работой. – М.: МААН, 2004.

  10. Зазыкин В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих. – М.: РАГС, 1999.

  11. Зазыкин В.Г. Конфликтологическая компетентность как фактор профессионализма государственных служащих // Российское государство и государственная служба на современном этапе: Матер. научно-практ. конф. – М.: РАГС, 1998. – С.295-296.

  12. Зазыкин В.Г. Психология проницательности. – М.: РАГС, 1997.

  13. Игельник М.С. Психологическая компетентность руководителя и эффективность антикризисного управления. – М.: МААН, 2002.

  14. Макаров С.В. Акмеологическая компетентность кадров управления: сущностные характеристики и структура. – М.: МААН, 2002.

  15. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996.

  16. Общая и прикладная акмеология / Под ред. А.А. Деркача. Часть 1 и 2. – М.: РАГС, 2001.

  17. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. – Москва-Воронеж: Модэк, 1998.

  18. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. – М.: РАГС, 2004.

  19. Степанов С.Ю., Полищук О.А., Семенов И.Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. – М.: РАГС, 1996.

  20. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. – М.: Флинта, 1998.

  21. Щербина А.В. Оптимизация деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. – М.: МААН, 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle