Внедрение педагогических технологий на уроках географии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калиновская, М. А. Внедрение педагогических технологий на уроках географии / М. А. Калиновская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/674/ (дата обращения: 16.04.2024).

Что такое педагогическая технология? На этот вопрос имеется множество, порой не совпадающих между собой, ответов. Изучив и проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие. Вот некоторые из них:

- согласно словарю С.И. Ожегова, технология – это совокупность процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства [3].

- по Б.Т. Лихачеву, педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса [1].

Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей облучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения. Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции), по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями), по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология и т.д.

В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий – В.Г. Гульчевской, В.Т. Фоменко, Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко [4].

Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно – иллюстративные и репродуктивные методы. В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения.

В данной статье автор приводит наиболее известные технологии, используемые в своей работе в процессе обучения географии.

Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели [2].

Автор на своих уроках внедряет технологию личностно-ориентированного обучения следующим образом:

- строит урок с учетом возможностей для самостоятельного проявления учеников, предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные гипотезы и идеи;

- побуждает учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку, стремится к созданию ситуации успеха для каждого ребенка, что способствует эмоционально положительному настрою учащихся на работу;

- побуждает учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку;

- на уроках материал дается все учащимся на довольно высоком уровне, а проверка ЗУНов ведется на трех разных уровнях;

- от ученика требуется то, что он в состоянии усвоить;

- обучает учащихся исследовательской и проектной деятельности;

- активно использует положительную стимуляцию учения.

Интеграционные технологии. В связи с постоянным увеличением объема изучаемого в школе учебного материала разрабатываются технологии интеграции в обучении, в частности автором разработаны и внедрены в практику интегрированные уроки (география и музыка, география и физика, география и литература).

Технология дифференцированного обучения также хорошо известна в методике географии. При ее применении ученики класса делятся на условные группы с учетом их типологических особенностей. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые задания, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

В практике работы автора широко распространена технология учебно-игровой деятельности. Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации, формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни. Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации, формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни [5].

Новые компьютерные технологии. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. С появлением в школах мультимедийных дисков по предметам появилась возможность использования компьютерных технологий на уроках географии. При использовании компьютера значительно увеличивается доля самостоятельной работы учащихся, дети работают под контролем не только учителя, но и специальных средств. Благодаря такой форме работы намного легче и быстрее осуществляется обратная связь и как следствие пошаговый самоконтроль и самооценка. В образовательном процессе педагог использует возможности информационных технологий в целях повышения наглядности изучаемого материала через демонстрацию электронных презентаций, видеоматериалов на уроках. Использование на уроке информационных технологий позволяет педагогу поднять процесс обучения на качественно новый уровень, а это значительно повышает эффективность усвоения материала. Компьютерные технологии повышают мотивацию учения, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение, создают условия для самостоятельной работы, способствуют выработке самооценки у учащихся, служат справочником, обучающим устройством и тренажёром.

Здоровьесберегающие технологии лежат в основе планирования учебного времени. Внедряя в систему своей работы здоровьесберегающих технологий, автор данной статьи определил следующий ряд педагогических факторов, положительно влияющих на здоровье детей:

- разнообразие форм и методов здоровьесберегающей деятельности;

- организация двигательного режима детей (с учетом их возрастной динамики);

- отсутствие стрессовой педагогической тактики;

- четкое соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- функциональная грамотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья (знание характера ребенка, наклонностей, интересов и т.д.);

- правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств, рациональное распределение времени и т.д.);

- рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.

По мнению автора данной статьи, без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.

В заключение своей работы хочется отметить, что в профессиональной деятельности учителя есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на качественно новом уровне. Применение различных педагогических технологий предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя, а этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.


Литература:

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., Прометей, Юрайт, 1998.

2. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя (Серия «Педагогическая мастерская»). М., Владос, 2005.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Интститут русского языка им. В.В. Виноградова. М., Азбуковник, 1999.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., Народное образование, 1998.

5. Сергеева М.Е. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии и др.): 5-9 классы. Новое в преподавании в школе. Учитель, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая технология, образовательный процесс, урок, учащийся, активное зрение, альтернативная информация, имеющийся личный опыт, комплексный носитель информации, педагогический процесс, реальная жизнь.

Похожие статьи

Применение образовательных технологий в учебном процессе

критическое мышление, педагогическая технология, учащийся, педагогическое мастерство, технология развития, групповая работа, мнение, информация, чтение, индивидуальная работа.

Содержание педагогической системы формирования...

учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал, личностно-ориентированное обучение, урок, повышение эффективности, педагогическая технология, целый ряд, электронный ресурс сети. Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

Использование информационных технологий в процессе обучения

Ключевые слова: информационные технологии, индивидуализация, образовательный процесс, качество обучения.

Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные...

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

Инновационные технологии в образовательном процессе. Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Интеграция информационно-коммуникационных технологий...

За счет одновременного воздействия звуковой, графической, аудиовизуальной информации, компьютерные технологии обладают эмоциональным зарядом, что способствует активному включению детей в образовательный процесс.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Технологии проблемного обучения в школьной педагогической...

проблемное обучение, ситуация, урок, процесс обучения, познавательная деятельность учащихся, учебная

Похожие статьи. Технологии проблемного обучения в школьной педагогической...

Использование современных информационных технологий...

В каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым.

Влияние развития информационных технологий на процесс...

Это позволяет активно вовлекать в образовательный процесс всех студентов, повышать мотивацию обучения, и соответственно качество образования. Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла...

Инновационные коррекционные педагогические технологии

Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший

В своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии: - Игровая технология.

Похожие статьи

Применение образовательных технологий в учебном процессе

критическое мышление, педагогическая технология, учащийся, педагогическое мастерство, технология развития, групповая работа, мнение, информация, чтение, индивидуальная работа.

Содержание педагогической системы формирования...

учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал, личностно-ориентированное обучение, урок, повышение эффективности, педагогическая технология, целый ряд, электронный ресурс сети. Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

Использование информационных технологий в процессе обучения

Ключевые слова: информационные технологии, индивидуализация, образовательный процесс, качество обучения.

Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные...

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

Инновационные технологии в образовательном процессе. Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Интеграция информационно-коммуникационных технологий...

За счет одновременного воздействия звуковой, графической, аудиовизуальной информации, компьютерные технологии обладают эмоциональным зарядом, что способствует активному включению детей в образовательный процесс.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Технологии проблемного обучения в школьной педагогической...

проблемное обучение, ситуация, урок, процесс обучения, познавательная деятельность учащихся, учебная

Похожие статьи. Технологии проблемного обучения в школьной педагогической...

Использование современных информационных технологий...

В каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым.

Влияние развития информационных технологий на процесс...

Это позволяет активно вовлекать в образовательный процесс всех студентов, повышать мотивацию обучения, и соответственно качество образования. Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла...

Инновационные коррекционные педагогические технологии

Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший

В своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии: - Игровая технология.