Библиографическое описание:

Кацалова Н. Ф. Из истории женского образования в России. Смольный институт – первое женское учебное заведение [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 44-47.

История женского образования в России всегда представляла особый интерес. Во все времена мыслители пытались найти решение так называемого «женского вопроса». Интерес к этой проблеме объясняется различными причинами и постоянно «подпитывается» из различных источников. Очень популярной остается тема борьбы женщин за получение высшего образования в конце XIX – начале XX вв. Однако предыстория этого процесса - женское образование в России в XVIII - начале XIX вв. мало освещена в научной литературе.

В 1762 г. Екатерина II вступила на престол. Время ее царствования принято считать «золотым веком образования». Едва вступив на престол, Екатерина II задумала реформу в образовании, во время ее царствования возникла система народного просвещения. Главным помощником Екатерины II в деле просвещения стал И.И. Бецкой, президент Академии художеств, попечитель Смольного института и Московского воспитательного дома, руководитель Сухопутного Шляхетного корпуса.

И.И.Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Его доклад был 1764 г. «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» получил силу закона (1764 г.). В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. В период обучения дети должны были быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию людей. «По сему ясно, что корень всему злу и добру воспитание: достигнуть же последнего с успехом и с твердым исполнением не инока можно как избрать средства к тому прямые и основательные. Держась сего неоспоримого правила, единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям; и так следуя из родов в роды в будущие веки» [6, c.70].

Телесные наказания были отменены в новой педагогической практике. В Уставе Воспитательного Дома И.И.Бецкой записал: «Единожды навсегда ввести в сей Дом неподвижный закон и строй сей утвердить, никогда и ни за что не бить детей, ибо не удары в ужас приводят, а страх умножается в них от редкости наказаний, что есть самое действительное средство к их поправлению, да и по физике доказано, что бить детей, грозить и бранить, хотя и причины к тому бывают, есть существенное зло… Сердца и ожесточаются; в правах лишаются кротости, которая есть мать человечеству» [8, c.148].

Следуя «Генеральному Учреждению» (1764) было открыто мещанское училище при Академии художеств (1764 г.), воспитательные дома в Москве и в Санкт-Петербурге (1770 г.), Общество двухсот благородных девиц в Санкт-Петербурге с отделением для девушек из мещан в 1764 г., коммерческое училище в Москве в 1772 г. Для самых маленьких были открыты Воспитательные дома.

Сторонник женского образования И.И.Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитания детей, особенно раннего возраста, говорил о необходимости формирования в обществе уважения к женщине как матери и воспитательнице. Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 г., когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц. По Российской Империи был разослан указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре». Смольный институт стал первым светским учебным заведением в Европе [1, c.21].

В мае 1764 г. был объявлен указ Императрицы Екатерины «О воспитании благородных девиц в С.-Петербурге при Воскресенском монастыре». К указу был приложен Устав и штат «сего Воспитательного Общества». В указе было написано: «Для пользы всего государства учреждены разные воспитательные училища благородного юношества: равное имея попечение и о благородных девицах, восхотели Мы учредить такое же воспитание: и потому назнача в С.-Петербурге новостроящийся Воскресенский монастырь, в коем бы содержалось завсегда до двухсот благородных девиц, повелели сочинить на то Устав, и особой Комиссии препоручили рассмотрение, которое с приложенным докладом Нам и представлено. Мы, находя все в том Уставе учреждения полезными, утвердили его Высочайшим своим подписанием и при сем повелеваем Сенату, напечатав сей Устав, разослать его по всем губерниям, провинциям и городам, дабы ведая о сем новом учреждении, которое при освящении монастыря делом начнется будущего июня 28-го дня сего года, каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в младых летах препоручать сему от Нас учрежденному воспитанию так, как в Уставе предписано» [4, c.138]. Начальницей Смольного института была назначена княжна А. Долгорукова, а правительницей вдова статского советника де-Лафона. Для обучения и проживания воспитанниц было приспособлено здание Воскресенского монастыря, построенного на берегу Невы.

В Смольном институте обучение начиналось с 5-6 лет. По уставу института к 12-летнего обучения предполагалось знать все законы в совершенстве и усвоить все «правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости» [2, c.95].

Был строго определен режим дня: обучение сменялось прогулками на свежем воздухе, приемы пищи - играми по «склонностям и времени».

Управление делами Воспитательного общества возлагалось на Совет Попечителей, в который входили сенатор, генерал-поручик И.И.Бецкой, граф П.И.Панин, тайный советник князь И.Ю.Трубецкой и секретарь императрицы С.Козмин. Во главе Воспитательного Общества была начальница, которой надлежало увольнять и назначать служащих, принимать отчеты от «эконома» о расходах, выдавать свидетельства об окончании Смольного института выпускницам, награждать их [7, Гл.1., Разд.1]. В помощь начальнице была назначена Правительница, в обязанности которой входило наблюдение за надзирательницами и учительницами [7, Гл.1., Разд.4, §4]. В штатное расписание Воспитательного Общества благородных девиц входило 29 учителей: русского языка, иностранных языков, учителя рисования, вокальной и инструментальной музыки, истории, географии, учитель геральдики и архитектуры, 2 танцмейстера.

Смольный институт был высшим женским заведением закрытого типа. Родители перепоручали опеку над своими детьми Воспитательному обществу на весь срок обучения. Уставом строго запрещалось требовать возвращения девушек домой до достижения ими 18-ти летнего возраста. Гостям и родственникам разрешалось навещать воспитанниц в выходные и строго определенные для посещений дни, и только при начальнице.

И.И.Бецкой разделял воспитанниц на четыре возраста, таким образом, что каждая воспитанница, поступив в "Общество" в 6-летнем возрасте, должна была пробыть в нем не менее 12 лет. Устав определял численность обучающихся в двести девиц благородного дворянского сословия. Устав предусматривал 12 учительниц на 200 воспитанниц.

Программа обучения и воспитания была разделена по возрасту. Первый возраст (6-9 лет) предполагал преподавание Закона Божия, русского и иностранного языков (французского, немецкого и итальянского), арифметики, рисования, рукоделия и танцев. Во втором возрасте (9-12 лет) к перечисленным предметам прибавлялись история, география, практическое знакомство с домашним хозяйством. В третьем возрасте (12-15 лет) продолжалось преподавание тех же предметов с прибавлением словесных наук, опытной физики, архитектуры и геральдики (последняя была исключена из программы в 1783 г.). Четвертый возраст (15-18 лет) был посвящен повторению пройденного и усиленным практическим занятиям по домоводству, рукоделию, счетоводству. Впоследствии сюда добавили геометрию. Следуя правилу - действовать на девочек благородными примерами, учителя обязывались обращаться с девицами кротко, гуманно, ласково и справедливо. Телесные наказания не допускались. Интересно не только деление воспитанниц по возрастам, но и то, что каждому возрасту соответствовал определенный цвет одежды: девочки первого возраста носили платья кофейного цвета; для девочек второго возраста полагалась форма голубого цвета; для третьего возраста форма была серого цвета, для четвертого - белого.

В образовании, какое полагалось Уставом для воспитанниц Смольного института, просматривались две цели: внешняя (должна была достигаться обучением воспитанниц иностранным языкам так, чтобы они умели не только читать и писать на них, но и говорить) и внутренняя (дать воспитанницам материал для развития самостоятельного мышления, для расширения дальнейших их познаний).

Устав особое место уделял религиозному, нравственному, физическому, художественному, трудовому воспитанию девочек. Все высокие нравственные качества Устав Смольного института предполагал прививать детям в первую очередь личным примером всего педагогического персонала, начиная с его начальницы, которой "следовало поступать во всем с крайним благоразумием и кроткостью, тем паче, что собственным примером она должна одобрять всех прочих, к воспитанию молодых девиц определенных, а особливо учительниц, от которых зависит все совершенство доброго воспитания и обучения". Умеренность, кротость и благоразумие должны были быть главными качествами воспитателей [3, c.44].

На плечах классных дам лежала основная нагрузка в Смольном институте. Они заботились о воспитании характера, успехах, поведении, манерах, гигиене воспитанниц. Впоследствии классными дамами в институте работали многие его выпускницы. За многолетний труд для классных дам был установлен особый наградной знак - Оранжевый бант "За труды" и серебренный с эмалью Знак Учреждений Ведомства Императрицы Марии Федоровны. Успехи в деле светского воспитания девушек определялись подбором преподавателей. В разные годы в институте преподавали русский язык и словесность А.В.Никитенко, Н.А.Вышнеградский, О.Ф.Миллер; историю И.П.Шульгин, Н.И.Семеневский, В.С.Борзаковский, И.И.Лаппо; музыку - И.Прач, И.Кавоз; историю изящных искусств - главный хранитель Эрмитажа Л.И.Сомов; рисование - профессор Академии художеств В.К. Жибуев. Инспектор классов К.Д.Ушинский оставил заметный след в деятельности института.

В 1765 г. в Смольном институте была открыта мещанская половина – отделение для 240 девушек. Мещанкам давалось элементарное образование, готовили к деятельности домашних воспитателей - гувернанток. На мещанской половине сохранялось деление по возрастам, а по окончании процесса обучения девушкам выделялась денежная сумма за 12 лет обучения [2, c.96].

После смерти императрицы Екатерины, Павел I поручил своей супруге Марии Федоровне главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Императрица Мария Федоровна управляла институтом 32 года и существенно реформировала его. Мария Федоровна буквально по часам расписала программы преподавания предметов в каждом возрасте. Сократив установленный императрицей Екатериной 12-летний курс на три года, она разделила 9-летний курс обучения на три возраста. Каждый возраст был разделен на три параллельных отделения: успешно занимающихся, средних и слабых воспитанниц. Урок продолжался два часа. Установлены были полугодичные и годичные экзамены. Став попечительницей института Мария Федоровна изменила учебные программы. По положению, ею предложенному, дети принимались с 8-9 лет, и оставались в Смольном 9 лет. Каждый возраст делился на два отделения (класса) по 50 человек. Относительно мещанских девиц императрица считала, что воспитание их должно ограничиваться "учиненном их добрыми женами, добрыми материями и добрыми хозяйками, на что вполне достаточно шести лет". Поэтому в Мещанское училище принимали с 11-12 лет. В училище обучалось до 200 воспитанниц. Согласно плану, в первом возрасте преподавались чтение, письмо и грамматика трех языков, география, история и арифметика, все предметы вводились постепенно. В этом же возрасте обучали "танцеванию, рисованию, началам музыки и рукоделиям, женскому полу свойственным". На изучение предметов отводилось 42 часа в неделю [2, c.97].

Реформа Марии Федоровны коренным образом меняла характер Воспитательного Общества. Широкие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II, закрытым учебно-воспитательным заведениям были заменены более узкими, чисто женскими. Императрица Мария Федоровна признавала женщину "достойным и полезным членом государства", хозяйкой. Поэтому вместо книги "О должностях человека и гражданина", которая читалась в Екатерининские время, при императрице Марии Федоровне стали читать и объяснять книгу "Отеческие советы моей дочери".

Императрица Мария Федоровна разграничила сословия, видела «большие неудобства в смешении благородных девиц с мещанскими, ибо несомненно, что обязанности и назначение последних во многих отношениях различествуют от обязанностей и назначения благородных девиц [2, c.97].

Она предусмотрела обучение мещанок иностранным языкам, но при приеме 1797 г. в Воспитательное Общество выяснилось, что "из ново-принятых воспитанниц многие уже изрядно обучены французскому языку мещанками, из того же Общества выпущенными". Узнав об этом, велела Совету вновь ввести преподавание французского и немецкого языков в Мещанском училище, чтобы дать его воспитанницам в будущем средства к жизни. Через год было введено преподавание естественной истории. Эта система образования, выработанная в 1797 г., существовала в женских институтах почти полвека [5, c.3].

В XIX в. Смольный институт становится закрытым, привилегированным учебным заведением, в котором особое предпочтение отдавалось всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность, преклонение перед царской фамилией.
В 1859 г. инспектором классов Смольного института был назначен К.Д. Ушинский, который провел ряд прогрессивных мероприятий, реорганизовав процесс обучения и воспитания (ввел новый учебный план, предметные уроки, опыты по физике; организовал сверх обычных 7 классов двухлетний педагогический класс и т.д.). Однако в результате преследований и доносов в 1862 г. К.Д.Ушинский вынужден был оставить Смольный институт, после чего его основные нововведения были ликвидированы, и вплоть до 1917 г. Смольный институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений. В 1917 г. он был закрыт.


Литература:
  1. Антология педагогической мысли России XVII в. / Сост. И. А. Соловков. - М.:Педагогика. – 1985.
  2. Ганичева А. Некоторые страницы из истории женского образования в России. // Дошкольное воспитание. - 1996. - №10.
  3. Глухов А.Г. Время реформ (Последняя треть XVIII века) // Высшее образование сегодня. - 2002. - №3.
  4. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856). - СПб: Типография М.М.Стасюлевича, 1899.
  5. Понамарев С.И. Материалы для женского образования в России (1086-1796). - СПб. - 1899.
  6. Понамарева В.В., Хорошилова Л.Б. «Золотой век» Екатерины и образование // Педагогика. - 1999. - №1.
  7. Устав воспитания двухсот благородных девиц. Генеральный штат Воспитательного общества. - СПб. – 1774.
  8. Учреждения и Уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола. - СПб. - 1774. - т.1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle