Библиографическое описание:

Горбунова И. А., Козырева О. А. Система принципов социально-педагогического взаимодействия как механизм формирования и становления личности будущего педагога [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 90-93.

Становление и формирование личности педагога в системе среднего и высшего профессионального образования есть функция пространственно-временных ресурсов, где культура и система полисубъектных отношений, ролей, связей и моделей поведения, самоопределения, самореализации и самосовершенствования выступают матрицей социализации и самореализации личности, включенной в систему социально и личностно значимой деятельности и общения, возможность коих отражается в таких направлениях, как спорт, наука, искусство и религия. В таком контексте рассмотрим первое направление – «спорт», где личность благодаря неустанным тренировкам силы воли, тела и ума, добивается поставленных результатов в личностно допустимых пределах саморазвития и самореализации, ограниченных системой принципов и норм культуры и деятельности.

Рассмотрим систему принципов социально-педагогического взаимодействия в Новокузнецком училище олимпийского резерва (НУОР-е).
1. Принцип научности, последовательности, системности, систематичности, доступности в реализации условий продуктивного социально-педагогического взаимодействия:
  • принцип дихотомического сочетания традиционного и инновационного в структуре педагогического взаимодействия;
  • принцип преемственности и последовательности изучения особенностей и возможностей становления личности в культуре и системе наук;
  • принцип системного рассмотрения моделирования возможностей и результатов будущего педагога в контексте идей здоровьесберегающей педагогики и ситуативно допустимой трансформации ресурсов человека и среды;
  • принцип гносеолого-герменевтических преобразований индивида, субъекта, личности в информационном и культурно-историческом поле, создающем и трансформирующем личность в контексте мультисредовых отношений и ролей;
  • принцип достижения результатов деятельности и общения, опосредованных конгломератом чувств, мыслей, эмоций, рефлексии и самоидентификации, объективизма и реализма, учения, труда и отдыха личности, включенной в систему средовых и профессионально-деловых отношений;
  • принцип формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога и профессионально-педагогической культуры в контексте научной организации труда будущего педагога и нормативно-правовой базы среднего и высшего профессионального образования.
2. Принцип гуманизма и аксиакмеологического формирования и становления будущего педагога:
  • принцип ценностно-смысловой направленности социально-педагогического взаимодействия;
  • принцип синергетически устойчивой, ситуативно-реконструируемой персонификации личности будущего педагога;
  • принцип своевременной смены и реконструкции социальных ролей;
  • принцип создания условий для поиска адаптивного знания субъектами воспитательно-образовательного пространства и культурно-исторической среды;
  • принцип оптимизации и продуктивности ведущей деятельности и общения в микро-, мезо-, макро- и мегасредах.
3. Принцип природосообразности и культуросообразности в становлении, формировании и развитии личности:
  • принцип учета индивидуальных особенностей субъекта общества и требований микро-, мезо-, макро- и мегасреды;
  • принцип уважения, тактичности, дисциплинированности, ответственности в модели взаимодействия субъекта и общества;
  • принцип воспитания, обучения, социализации и адаптации личности в коллективе и через коллектив;
  • принцип формирования самостоятельности востребованной личности, сочетающей в своей матрице саморазвития и самореализации три основополагающих, социокультурных модели: человек-гражданин, человек-труженик, человек-семьянин;
4. Принцип ограниченности среды и личности условиями процесса взаимодействия (время, материально-технические условия, индивидуальные особенности субъектов деятельности, культурологические, информационные, ценностные и т.д.) и др.
Поясним некоторые понятия в системе принципов социально-педагогического взаимодействия. Термины «микро-, мезо-, макро-, мегасреда» пояснения не требуют, однако, понятие «мультисреда» появилось сравнительно недавно [2]. Под мультисредой понимают результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-истори­чес­ко­го пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования [2]. Понятие было введено с дефиницией категории «самореализация». Самореализация личности в мультисредах определяется возможностями и потребностями личности и среды, создающей и трансформирующей личность в полном смысле данного полидефинитного феномена на протяжении ее включения в мультисреду. В таком ракурсе ведется формирование и развитие культуры самостоятельной работы (КСР) студентов олимпийского резерва. В общем случае формирование КСР – совокупность формально-ло­ги­чес­ких и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педа­го­ги­чес­ко­му феномену, обуславливающему формирование и развитие личности, способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъект­ных и субъект-объектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе – это и общение, и профессиональная деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия, и пр. В нашем конкретном случае данная дефиниция (определение) уточнено и под феноменом «КСР студента олимпийского резерва» мы понимаем совокупность формально-ло­ги­чес­ких и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педа­го­ги­чес­ко­му феномену, обуславливающему формирование и развитие личности, включенной в среду здоровьесберегающих и акмеаксиологических отношений, фасилитирующих формирование таких процессов, как получение наивысших достижений в спорте, искусстве, культуре, науки и прочих направлениях современной педагогики, где личность определяет поле деятельности и общения и реализует свои способности, склонности, таланты и дарования (результат саморазвития, самосовершенствования, самореализации), одновременно отражая перспективы своего полисубъектного взаимодействия в выделяемых ею и социальной средой направлениях, наиболее оптимально сочетающих решение основных диалектических противоречий становления профессионала как ценности и условия, как продукта и объекта культуры и деятельности, общения и науки, обучения и образования.
Профессионально-педагогическая культура – система и механизм становления личности педагога в условиях профессионального самоопределения, педагогического взаимодействия, рефлексии, самоидентификации, самореализации, самосовершенствования и саморазвития в контексте идей гуманно-личностной педагогики и норм культуры, возможностей среды и личности быть включенными в деятельность, общение и культурно-досуговые мероприятия, специфика коих отражает морально-нравственные, психо-эмо­цио­наль­ные, гносеолого-герменевтические нюансы и модели антропологического поля, создавшего и продолжающего создавать человека индивидом, субъектом, личностью, творцом и результатом культуры, деятельности и общения.
Поясним исторические корни моделирования и апробации данной модели системы принципов социально-педагогического взаимодействия. Училища олимпийского резерва (УОР) были созданы на базе общеобразовательных школ-интернатов спортивного профиля в 1989 г. Результаты деятельности училищ доказали целесообразность создания такой образовательной структуры в системе спорта: ежегодно до 50 и более процентов учащихся училищ попадают в списки сборных команд страны, выступают на всех соревнованиях Российского и международного календарей и завоевывают награды, при этом выпускники училищ поступают в высшие учебные заведения для продолжения профессионального образования или приступают к работе в качестве специалистов-мастеров в спортивной и культурно-досуговой деятельности. На сегодняшний день училища олимпийского резерва – это единственные учебные заведения, где спортсмены, уделяющие много времени тренировочному процессу, могут получить среднее профессиональное образование без ущерба для здоровья или отказа от двухразовых тренировок. Достижения, проблемы и пути развития УОР можно рассмотреть на примере Новокузнецкого училища олимпийского резерва (НУОР), созданного в 1999 г. распоряжением Администрации Кемеровской области.
Основными задачами УОР являются:
  • обеспечение условий получения общего и профессионального образования обучающимися с обеспечением круглогодичной специализированной спортивной подготовки обучающихся;
  • подготовка кандидатов и членов национальной сборной команды России;
  • удовлетворение потребностей обучающихся в повышении уровня спортивного мастерства;
  • удовлетворение потребности обучающихся в интеллектуальном развитии и обеспечение его социальной адаптации;
  • удовлетворение потребностей общества в специалистах в области физической культуры и спорта;
  • формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развития ответственности, самостоятельности и творческой активности;
  • сохранение и преумножение нравственных и культурных ценностей общества.
НУОР – современное перспективное учебное заведение высокой профессионально-педагогической культуры, обеспечивающее качественную подготовку специалистов в области физической культуры и спорта. В сентябре 2000 г. был произведен первый набор наиболее способных спортсменов, прошедших предварительную подготовку в ДЮСШ и СДЮШОР Кузбасса в количестве 84 человек по 13 видам спорта.
За 11 лет своего существования, Новокузнецкое училище олимпийского резерва проделало огромный путь в достижении высоких спортивных результатов – по итогам ежегодного рейтинга в 2008 г. Новокузнецкое училище олимпийского резерва стоит на 6 месте во второй группе среди 30 училищ олимпийского резерва России. Среди студентов и выпускников училища 4 заслуженных мастера спорта, 14 мастеров спорта международного класса, 87 мастеров спорта.
Учебно-тренировочный процесс постоянно совершенствуется, его осуществляют опытные кадры, профессионалы, высококвалифицированные тренеры и преподаватели. Преподавательский состав, тренеры решают задачи повышения качества и эффективности подготовки физкультурных кадров и высококвалифицированных спортсменов. Вопросы оптимизации учебной деятельности в УОР очень остро стоят перед преподавателями общеобразовательных дисциплин базового уровня среднего профессионального образования, которым приходится сталкиваться со следующими проблемами: разный уровень подготовки учащихся по общеобразовательным дисциплинам; их длительное отсутствие в связи с участием в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях; разный уровень мотивации к обучению. Для повышения эффективности учебного процесса преподаватели НУОРа применяют дифференцированный подход с использованием разноуровневых заданий. Процесс обучения организован по индивидуальным учебным планам, разрабатываются методические рекомендации для самостоятельной и индивидуальной работы учащихся во время учебно-тренировочных сборов. В то же время, в училище уделяется большое внимание и воспитательному процессу, главная цель которого – создание условий для активной жизнедеятельности студентов, личностного самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном и культурном развитии. В НУОРе студентами и педагогами организуются праздники, которые стали традициями: "День знаний", "День учителя", "Посвящение в олимпийцы", "День матери", "Новый год", "День защитника Отечества", "8 Марта", "Масленица", "Праздник, посвященный окончанию спортивного года", "Последний звонок", "Выпускной" и др.
Таким образом, в НУОРе создаются условия для профессионального самоопределения, самосовершенствования и самореализации субъектов педагогического взаимодействия, а личностно и социально значимая реализация основ социально-педагогического взаимодействия есть, ни что иное, как система принципов социально-педагогического взаимодействия, трансформируемая в продуктах ведущей деятельности и общения как педагогов-наставников, так и будущих педагогов – студентов училища.


Литература:

1. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы : учебно-методичес­кое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. – Новокузнецк, 1997. – 102 с.
2. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
3. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle