Библиографическое описание:

Кацалова Н. Ф. У истоков женского образования в России [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 58-61.

Судьба XXI в. - в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половину выпускников университетов, играют все большую роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. В российском высшем образовании 55% числа работников составляют женщины. Они преобладают в таких областях, как экономика, здравоохранение, образование. Женщины составляют 28% общего числа кандидатов наук и 13% докторов наук. История женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое.

Историю женского образования в России принято начинать с 1764 г., когда Императрица Екатерина II учредила Воспитательное Общество благородных девиц и этим положила официальное начало образованию русской женщины. Но до этого времени женщины тоже учились и обучали в частных пансионах, в семьях, еще ранее в монастырях и теремах.

Первое известие об обучении девочек на Руси относится к XI в. В 1086 г. Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят» [3, с.3]. Княжна Янка, в XI в. и постриглась в выстроенный для нее монастырь и сама обучала в нем девушек. Обучение грамоте не предписывалось монастырям в России, как это делалось на Западе, но рекомендовалось и естественно должно было входить в круг обязательных предметов, т.к. чтение божественных книг считалось средством спасения души [4, с.5]. Янка, являясь свидетельницей того, Ярослав собирал и размножал священные книги, которые в то время были от руки писанными и в которых была большая потребность, ввела в своем училище обязательное обучение письму. Пение требовалось для богослужений, а рукоделие считалось необходимостью для девушек, чтобы они не оставались «праздными и не впадали в грех» [4, с.5]. В училище Янки рукоделие не служило источником дохода, как это стало впоследствии в других монастырях.

Обучение женщин в различных формах существовало на Руси. Были грамотные женщины, обучавшие других, хотя специальных школ для женщин не существовало. В раскольничьем быту, где жизнь была построена на святом почитании законов предков были мастерицы, учительницы, канонницы, читалки, уставщицы, келейницы. Они учили детей, читали в церкви, в скитах за трапезах, их посылали в дома читать по покойникам. У раскольников был обычай отдавать мальчиков и девочек по достижении ими семи лет, т.е. времени, когда наступает срок «вдавати отрочать в поучение чести книг божественного писания» в скиту к родственнице или знакомой матушке-игуменье на выучку. В ските учили грамоте, письму уставом, писать иконы; ученицы переписывали разные «Сборники», «Цветники» и дарили их родителям и своим учителям. Мастерицы иногда учили и вне скита, но редко ходили по домам, разве что к богатым людям. «Книжная дача» была платой за обучение, которую брали мастерицы. Кроме платы съестными припасами и одеждой, при переходе к новой книге, от Азбуки к Часослову и от Часослова к Псалтырю, ученица должна была принести из дома завязанный в платок горшок молочной каши и полтину денег. Иногда учительницы брали плату отдельно за каждый предмет учения: за Азбуку, за Часослов, за Псалтырь [4, с.6].

По вопросу самостоятельности женщин до Византийского на Русь давления, в славянских обычаях и праве женщина была лицом юридически самостоятельным. Она имела право сама действовать в судах. Мстить за свои обиды женщине допускалось даже на Новгородское Вече: Польское Право и Чешское Законодательство давало женщинам юридические права и льготы. До Византийского влияния на Руси не было женского затворничества и женщины играли видную роль: владели волостями, набирали дружину, советовали князьям о делах. Даже в XV в. во время господства Домостройных Правил русские княжны и вдовы в боярском и посадском быту хотя жили в удалении от света, но влияли на дела и обладали властью [4, с.4].

В X в., если не всегда на деле, то по мысли законодателей, женское образование не выделялось из общего для детей обоего пола учения. Владимир Святой признавал природный ум и просвещение женщин: на свою бабку Ольгу смотрел с уважением, как на «мудрейшую из всех людей», а жену свою, бывшую греческую царевну, признавал стоявшей по просвещению выше его и советовался с ней о церковном уставе и о других делах. По совету киевского митрополита Леонтия, Владимир в 1001 г. учредил в Киеве два училищных монастыря, мужской и женский и Киевское женское училище. Оно было не только первым женским училищем в России, но и первым в Европе. Как в этих училищах, так и в монастырях, грамотных людей на дому все образование ограничивалось умением писать и читать. Высшей для древних времен просвещения ступенью было умение толковать книги священного писания [1, 11].

В первое училище для общего научного образования, а именно в Киевскую Академию, женщины не были допущены. У князей и княжон была возможность выучить иностранные языки, не выезжая из России. При дворе князей, начиная с Ярослава, жили иногда иностранные государи князья [3, с.9]. Кроме того, девушки княжеского рода выдавались замуж за иностранных князей. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, а три его дочери были выданы: Елизавета - за норвежского короля Геральда, который до женитьбы служил несколько лет у Ярослава; Анна – за французского короля Генриха I и Анастасия - за венгерского короля Андрея I. Сыновья и внуки Ярослава также женились на иностранных принцессах, которые оставались с мужьями в России. Таким образом, изучение иностранных языков в княжеской семье совершалось легко. Образование, дававшееся детям при дворе Владимира и Ярослава распространялось и на женщин [4, с.3].

В Суздале в XII в. было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Георгия Всеславича Евфросиния (в миру Предслава) в своем монастыре обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. Ефросинья очень рано выучилась писать и читать, в 12 лет она ушла в монастырь против воли своих родителей к своей тетке игуменье, жене князя Романа Всеславича. Прежде чем основать свой монастырь, Ефросинья задумала собрать для него библиотеку. Для этого она поселилась при соборной церкви и переписывала книги. Книги она продавала, а деньги отдавала нищим. В ее монастыре обучали рукоделию, грамоте, «воздержанию и терпению». Ефросинья управляла монастырем 40 лет и уходя в Иерусалим, оставила подробный устав своего монастыря и передала управление своей сестре Евдокии [4, с.6].

В начале XIII в. в Суздале было женское училище, основанное Ефросиньей, дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича, которая также сама учила в нем грамоте, письму и пению.

Ефросиньею Суздальской (ум. около 1250 г.) заканчивается ряд известий дошедших до нашего времени об образованных женщин в домонгольский период. Духовенство и при монголах продолжало учиться в школах при церквях, были и грамотные женщины. Известно о жене князя Андрея Константиновича княгине Василисе, которая в ранней молодости выучилась божественному писанию, изучила Ветхий и Новый Завет. Василиса вела монашеский образ жизни и после 13 лет брака, после смерти своего мужа постриглась в основанный ею монастырь, а свое имущество раздала нищим. В монастыре она жила кормясь рукоделием, проводила жизнь в молитве и чтении священных книг [4, с.24].

С течением времени обычай удаляться в монастырь усиливался. Но вместе с тем установился и другой – насильно постригать людей, от которых царь или другие влиятельные лица хотели избавиться. Этот обычай часто применялся при царе Иване Грозном. Насильственное пострижение применялось к женщинам, даже к царевнам. Их заключали в монастыри часто в политических целях, но иногда с целью оградить от опасностей и обид. В монастыре женщины должны были заполнять свой день. Женские монастыри были большей частью общинножительными, в них были одни и те же правила и уставы, включавшие чтение книг в кельях. Обычай затворничества женщин просуществовал до Петра I. В XVII в. он был делом приличия для женщин высших кругов [3, с. 26].

В X-XIII вв. при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. В первой половине XVI в. митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам - «отрокам и девицам».

Крупнейшим памятником педагогической литературы XVI в. является впервые напечатанная в 1574 г. кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.

К XVII в. относится сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» целиком посвящены вопросам воспитания детей. «Домострой» требовал воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорил о суровой дисциплине, советовал применять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывал родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требовал воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т.е. вежливого обращения): «А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке: учить страху божию и дочерей, кто к чему способен вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту их, учить рукоделию, отец – сыновей, мать –, какие кому Бог способности даст» [3, с.33].

Царевны и дочери бояр получали в X-XI вв. хорошее образование. Ксения Борисовна Годунова была обучена «писанию книжному»,отличалась красноречием, любила пение. Грамотной была и мать царя Михаила Федоровича, царица-инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна. Младшую дочь царя Алексея Михайловича врач называл «великого ума и самых нежных прорицательств» больше «мужского ума исполненная дева». Софья и пять ее старших сестер получили образование у Симеона Полоцкого [2, с.10].

С XVII в. появляются данные о том, как, чему и кто учил царевен. Известно, что их учили читать с 5 лет, так же как и царевичей, а письму с 7. Переход в обучении от одной книги к другой сопровождался своеобразными обрядами. Так, например, шестилетней царевне Ирине Михайловне царь Михаил Федорович подарил в 1634 г. «туркский» кафтан, когда она начала изучать Часослов. Царевнам, как и царевичам доставляли гравированные в Германии «потешные листы», по которым учили царевичей, «потешные книги» повести о рыцарях и их похождениях, которыми зачитывались во второй половине XVII в. образованные люди того времени. Эти книги стоили дорого и были редкостью, но царская семья могла позволить себе такую роскошь. Эти книги переписывались во дворце, а иконописцы рисовали картинки [4, с.30].

Софья, дочь царя Алексея Михайловича, кроме церковной начитанности, которую она, как и ее сестры, приобрела в тереме, имела возможность развить свой ум под руководством Симеона Полоцкого, которого в 1664 г. пригласили учить царевича Алексея и его брата Федора. Он учил их таким наукам, как латинский язык, риторика. Софья читала по-польски, говорила речи народу, занималась литературой, перевела комедию Мольера. В то время при дворе Бориса Годунова было много поляков, у которых можно было выучиться и французскому языку [4, с.31].

Просвещение женщин не шло в уровень с просвещением мужчин, получение образования имело специальную цель. Женщины не могли быть священниками, подьячими, приказными. Какой бы малочисленной ни была категория грамотных и образованных людей допетровского времени, и на каком бы уровне ни стояло тогда общее просвещение, женщины находились в таких же условиях, как и мужчины. Для них существовали те же способы приобретения и расширения знаний, какие находились у всего русского народа.


Литература:
  1. Добряков А.Русская женщина в домонгольский период. - Спб. – 1864.
  2. Зинченко Н. Женское образование в России. Исторический очерк. - СПб,1901.
  3. История отечественного образования: Учебное пособие: Хрестоматия VIII-начало XX вв. / сост. С.В. Калинина, В.В. Каширина. – Омск, 2000.
  4. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856). - СПб: Типография М.М.Стасюлевича, 1899.
Основные термины (генерируются автоматически): женского образования, истории женского образования, женское училище, первое женское учебное, женское учебное заведение, царя Алексея Михайловича, дочь царя Алексея, грамотные женщины, воспитания детей, образованных женщин, жене князя, Киевское женское училище, истоков женского образования, Симеона Полоцкого, грамотных людей, Историю женского образования, История женского образования, монастыре женщины должны, образованию русской женщины, училище Янки рукоделие.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle