Библиографическое описание:

Лунева Е. С. Сущность, критерии и показатели готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях со сверстниками [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 29-32.

В данной статье раскрыта сущность готовности подростков к выбору конструктивной стратегии поведения в конфликтной ситуации, а также его критерии и показатели.

В нашем исследовании мы выделяем два основных подхода к определению «готовность к деятельности»: функциональный и личностный.

Представителями функционального подхода являлись Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, В.Н. Пушкин, Д.Н. Узнадзе смысл функционального подхода выражается в предположении, что готовность рассматривается как определённое психическое состояние индивида. В данном подходе готовность рассматривается во временном состоянии, точнее как кратковременное или долговременное, в этом преобладающим в данный момент состоянии активируются психические функции. Объясняется, как умение себя мобилизовать психически и физически.

Один из сторонников данного подхода Н.Д. Левитов определяет «готовность» как функциональное состояние, «фон», на котором происходят психические процессы» [8].

Для нашего исследования заслуживает внимания выдвинутая К.К.Платоновым концепция о подструктурах личности, которая предполагает выделение в структуре готовности трех взаимосвязанных сторон таких как: моральную готовность, психологическую и профессиональную Качества, определяющие моральную готовность, К.К. Платонов относит к социально-обусловленной стороне личности, психологическую - к стороне, объединяющей индивидуальные особенности психических процессов, профессиональную - к опыту личности [9].

Сторонниками личностного подхода являлись Е.Г. Козлов, В.А. Крутецкий, В.М. Мельников и другие, определяя готовность как проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности с высокой результативностью.

Например, В.А. Крутецкий предлагал называть готовностью к деятельности весь «ансамбль», синтез свойств личности, как значительно более широкое понятие, чем способности [6].

Е.Г. Козлов и В.М. Мельников объясняли «готовность» как целостный феномен личности. Они утверждали, что она складывается из трех факторов: направленности на результат, психической направленности и эмоциональной устойчивости.

Итак, данные ученые, являлись представителями личностного подхода, объясняли готовность как устойчивую характеристику личности.

Применительно к готовности конструктивного поведения подростков в конфликтной ситуации, мы предложили опираться на функциональный и личностный подход одновременно, как взаимодополняющие друг друга.

Функциональными составляющими готовности подростка к конструктивному поведению в конфликтной ситуации являются способности к рефлексии и прогнозированию.

Рефлексия (от позднелатинского «reflexio» – «обращение назад», отражение), в большой советской энциклопедии раскрывается как форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека [3].

Известный психолог С.Л. Рубинштейн писал о рефлексии: «С появлением рефлексии связано философское отношение к жизни. Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее, для суждения о ней. С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни. Другими словами, личность как субъект жизни в каждой ситуации действует в соответствии с необходимостью реализации смысла жизни, что требует от нее большой сознательности и ответственности» [10].

Таким образом, рефлексивные способности, способствующие формированию готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтной ситуации предполагают анализ и осмысление произошедшей ситуации, и проектирование определенных действий в будущее.

Одной из составляющих функциональной готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтной ситуации являются прогностические способности.

Ученые определяли прогнозирование как познание будущего на основе осознанного мыслительного поиска (А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Менделевич, В.Д. Шадриков и др.). В своих исследованиях ученые раскрывали различные аспекты опережающего отражения, антиципации.

Так, Б.Ф. Ломов под антиципацией понимал способность субъекта действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий [7].

Ученый А.В. Карпов определил прогнозирование как метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего и как регулятивный процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме антиципации [5].

В исследованиях И.В. Бестужева-Лады прогнозирование раскрывается как одна из форм антиципации, «как специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления» [1]. По его мнению, прогнозирование носит целенаправленный характер, обязательным условие которого является сознательная постановка цели получения прогноза и исследуются и подбираются основания для его построения.

Таким образом, способности подростков к прогнозированию способствуют формированию готовности подростка к конструктивному поведению в конфликтной ситуации. Они проявляются в предвидении ситуации в будущем и в построении прогноза конфликтной ситуации, в которую включает взрослеющий человек.

Эмпатия (от греч. pathos — сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, с префиксом «ете», означающим направление внутрь). Эмпатия означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем.

Изучением эмпатии занимались такие ученые как А.А. Бодалев, А.П. Василькова, Т.П. Гаврилова, Л.П. Калининский, И.М. Юсупов.

Понимание рассматриваемой дефиниции среди ученых не однозначно. Эмпатия определяет как эмоциональное состояние, возникающего у индивида при виде переживаний другого. При этом одни считают, что эмпатия характеризуется сопереживанием, возникающим по механизму эмоционального заражения, т. е. непроизвольно и неосознанно, а другие признают роль разума, рационального восприятие человека.

А. П. Василькова определяет особенности, для высокоэмпатичных людей характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект, а для низкоэмпатичных — замкнутость, недоброжелательность [4].

Для нашего исследования представляют интерес позиции А. А. Бодалева и Т. Р. Каштановой, которые отметили, что широкий круг общения со сверстниками положительно коррелирует со способностью к сопереживанию [2].

Таким образом, эмпатийные способности подростков способствуют формированию готовности подростка к конструктивному поведению в конфликтной ситуации. Они проявляются в принятии и осознании позиции другого человека.

Обобщая сказанное о функциональном компоненте готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтной ситуации, мы пришли к выводу о том, что процессы рефлексии и прогнозирования взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как в их основе лежат общие мыслительные операции. Это позволяет рассматривать их как единый механизм готовности подростка к конструктивному поведению в конфликтной ситуации.

Итак, под готовностью подростка к конструктивному поведению в конфликтной ситуации мы понимаем такой уровень его личностного развития, при котором он становится способным к разрешению возникшего во взаимодействии со сверстниками противоречия посредством рефлексии и прогнозирования и, тем самым, к социальному саморазвитию.

Осмысление феномена конфликтной ситуации, а также введенное нами понятие позволили определить структурные компоненты и сформулировать критерии и показатели готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтной ситуации.

Личностную составляющую готовности подростка к конструктивному поведению в конфликтной ситуации составляют эмоциональный («Я чувствую»), мотивационный («Я хочу»), когнитивный («Я знаю) и собственно поведенческий («Я делаю») компоненты готовности. Их формируют, с одной стороны, предметные потребности человека, связанные с включением в первичные и другие контактные группы, с другой стороны, соответствующие социальные ситуации.

В соответствии с перечисленными компонентами выделяются четыре критерия, каждый из которых отражается в эмпирических показателях.

Обобщенная система критериев и показателей готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтной ситуации представлена в табл.1.

Таблица 1

Критерии и показатели готовности подростков

к конструктивному поведению в конфликтной ситуации

Компонент готовности к конструктивному поведению

Функциональный подход


Личностный подход

Рефлексивные

способности

Прогностические способности

Эмоциональный
компонент

Открытость переживаний для окружающих, с которыми происходит взаимодействие.

Переживание, связанное с определенным периодом времени, когда возникла конфликтная ситуация.

Отношение подростка к себе как члену социума, а также проявление чувства собственного достоинства.

Мотивационный компонент

Потребность в получении знаний о себе и своем месте среди сверстников.

Потребность в получении знаний о последствиях конфликтной ситуации

Направленность на конструктивное решение противоречий

Когнитивный компонент






Способность понять себя через самопознание и общение с другими людьми.

Способность понять последствия конфликтной ситуации

Знания о способах поведения в конфликтных ситуациях, о стратегиях конструктивного решения противоречий;
сформированность социальных компетенций, позволяющих подросткам осуществлять выбор конструктивного способа поведения в конфликтных ситуациях
Поведенческий компонент

Самоанализ, самооценка, идентификация себя с определенной социальной группой, отличающейся ценностно-смысловыми установками

Прогнозирование своих действий, поступков и поведения на основе интериоризированных норм социального взаимодействия и знаний особенностей собственной личности

Самостоятельный осознанный выбор конструктивной стратегии поведения в конфликтных ситуациях со сверстниками.

Представленные критерии и показатели готовности подростков к выбору конструктивной стратегии поведения в противоречиях со сверстниками, были выделены нами в рамках исследования по изучению особенностей социально-педагогического сопровождения конфликтных ситуаций подростков.


Литература:
  1. Бестужев-Лада, И.В. Прогнозирование как особая категория подхода к проблемам будущего [Текст] / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Наука, 1982.

  2. Бодалев А.А., Каштанова Т.Р. Теоретико методологические аспекты изучения эмпатии в книге: Групповая психотерапия при неврозах и психозах / Под ред. Карвасарского Б.Д, и Музеренко В.А. - Л.: ЛНИПИ, 1975, - с. 11-19.

  3. Большая советская энциклопедия. – М, 1958

  4. Василькова А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1998.

  5. Карпов А.В., Психология менеджмента [Текст] / А.В. Карпов.-М.: Гардарики, 2005.- 584 с.

  6. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников [Текст] / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1968. – 432 с.

  7. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф.Ломов, Е.Н.Сурков. – М.: Наука, 1980. – 280 с.

  8. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для студ. высш учеб заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

  9. Платонов, К.К. Проблемы способностей [Текст] / К.К. Платонов. – М. : Наука, 1972. – 312 с.

  10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] : в 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 488

Основные термины (генерируются автоматически): конфликтной ситуации, конструктивному поведению, готовности подростков, готовности подростка, показатели готовности подростков, Особенности взаимоотношений подростков, формированию готовности, формированию готовности подростка, сущность готовности подростков, формированию готовности подростков, способности подростков, функциональной готовности подростков, компоненте готовности подростков, поведения подростков, показателей готовности подростков, показатели оценки, прогноза конфликтной ситуации, показатели оценки профессиональной, конструктивной стратегии поведения, выбору конструктивной стратегии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle