Библиографическое описание:

Виноградова Н. И. Создание равных возможностей для детей-инвалидов во всех сферах жизни путем обеспечения доступности образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 64-66.

 …Новая школа - это школа для всех.

В любой школе будет обеспечиваться успешная

социализация детей с ограниченными

возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей,

оставшихся без попечения родителей,

находящихся в трудной жизненной ситуации…

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

По данным Министерства образования и науки РФ на начало 2009 года в России было зарегистрировано 534 тысяч детей-инвалидов. В 2009-2010 учебном году в обычных классах обычных школ обучалось 142 659 детей-инвалидов, в коррекционных классах обычных школ - 148 074 детей-инвалидов. В коррекционных школах и школах-интернатах - 210 842 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации данного требования является внедрение новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования.

Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование.

В 2009 году на территории Тверской области, как и на всей территории Российской Федерации, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» было принято решение о реализации мероприятий по созданию условий для организации дистанционного образовании детей-инвалидов. Сегодня можно говорить о первых результатах данной деятельности.

На первом этапе была разработана концепция и структурно-функциональная модель организации дистанционного обучения детей - инвалидов на основе формирования базы данных по детям-инвалидам, проживающим в Тверской области. Она включает:

  1. Анализ передового опыта организации дистанционного обучения в Российской Федерации, в том числе зарубежного (условия обучения детей-инвалидов, нормативно-правовых документов).

  2. Анализ ситуации по образованию детей-инвалидов в Тверской области.

  3. Оценку готовности детей-инвалидов Тверской области и их родителей или законных представителей к дистанционному образованию.

  4. Структурно-функциональную модель организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Тверской области.

  5. Методические рекомендации по подготовке детей-инвалидов и их родителей к обучению в дистанционной форме.

  6. Примерные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность всех участников образовательного процесса при организации дистанционного обучения детей-инвалидов (финансирование, организация, кадровое и материально-техническое обеспечение).

  7. Экономические расчеты реализации проекта по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Тверской области.

  8. Изучение общественного мнения на проблемы обучения детей-инвалидов в Тверской области.

  9. Информационные материалы для формирования положительного общественного мнения об организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Тверской области.

На основе данного исследования были сформированы реестры педагогических работников и детей-инвалидов, включенных в проект; началась работа по поставке и подключению специализированного оборудования в центры дистанционного образования, педагогам, детям.


Фото 1. На 1 фотографии изображено рабочее место ребенка – инвалида. Базовая аппаратная платформа комплекта программно-технических средств рабочих мест детей-инвалидов включает в себя двухъядерный процессор с базовой тактовой частотой не менее 2,5 ГГц и кэш-памятью 2-го уровня не менее 3Мб.

Помимо технической поддержки данного проекта требовалась методическая поддержка преподавателей, обучающихся, родителей.
Было принято решение о создании «Виртуальной школы».


Она активно наполняется цифровыми образовательными ресурсами. В школе школы педагоги, психологи, родители могут поделиться опытом организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обменяться мнениями, изучить и практически освоить новые методики и программы, а учащиеся - активно обучаться по выбранным общеобразовательным предметам. В настоящее время в области включено в проект по дистанционному образованию 177 обучающихся, в 2011 году к ним добавится еще 80 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Система образования в современной информационной России переживает глубокие изменения. Различные образовательные учреждения трансформируются в результате реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом актуализируются ценности дистанционного образования детей, в том числе для детей с инвалидностью, для которых «дистант» порой единственная возможность реализовать себя, возможность быть успешным в жизни наравне со здоровыми сверстниками. И.И. Лошакова пишет: «…Очевидно, качество человеческих ресурсов в обществе зависит не только от качества учебной подготовки, но и от накопленного личностью социального опыта, социальной компетентности, в частности, умения использовать меняющихся ситуации и управлять жизненными обстоятельствами. С нашей точки зрения, социальную компетентность можно развивать, если осуществить задачу расширения доступа социально-уязвимых групп населения к социальным благам и престижным каналам социализации, тем самым предотвращая понижения их социального статуса…».

Развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным в пространстве, — у него появляется связь буквально совсем миром. Он может учиться, не выходя из дома и в удобном для себя темпе.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle