Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы действий на начальном этапе коррекции звукопроизношения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Земляченко, М. В. Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы действий на начальном этапе коррекции звукопроизношения / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/627/ (дата обращения: 19.04.2024).

Количество детей с речевой патологией имеет тен­денцию к увеличению. Речевые нарушения негативно вли­яют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный по­иск новых идей и технологий, позволяющих оптимизи­ровать коррекционную логопедическую работу. Опыт работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями показывает, что наиболее часто встречаемый дефект у дошкольников-это нарушение фо­нематического восприятия и артикуляционные расстройства. Незнание правильного уклада органов артикуляционного ап­парата или отсутствие «образа» при произнесении нужного звука приводит к различным фонетическим и фонематическим речевым дефектам.

В коррекционной работе логопеда весьма актуальным становится вопрос об использовании зрительных опор при формировании фонетической стороны речи. Использование наглядного материала позволяет сделать процесс обучения разнообразным и интересным, формируя в сознании ребенка физиологический образ звука. Применение в логопедической работе наглядных зрительных опор наиболее актуально при артикуляторно-фонематической, артикуляторно-фонетической дислалии, дизартрии, ринолалии, т.е. когда страдает двигательное звено речевого акта и формирование артикуляционной базы звуков идет особенно сложно. [3. с. 4]

Мышление детей дошкольного и младшего школьного возраста пре­имущественно наглядно-образное, и, следовательно, наи­более логично составление схемы ООД (ориентировочной основы действий) в наглядном плане. Качество схемы ООД (полнота и правильность указания в ней цели, системы ориентиров, последовательности выпол­нения действий, возможности контроля) во многом опре­деляет качество полученного навыка.

Зрительные опоры могут широко использоваться на всех этапах коррекционной работы. Количество зритель­ных опор определяется индивидуально, но требования к их качеству постоянны, в них должна отражаться сущ­ность, центральное звено формируемого действия. [3.с. 5]

Схемы рисуются логопедом на карточках или в инди­видуальной тетради только в случае затруднений. К уп­ражнениям, не представляющим трудности, рисуется символ, связанный с названием и позволяющий соблюдать очередность. Использование минимального количества схем позволяет максимально сосредоточить внимание на наиболее проблемных позициях.

При подборе комплекса упражнений необходимо про­вести кинетический анализ дефектных звуков и артику­ляционной моторики, что позволит определить моторный механизм нарушенного звукопроизношения и обосновать программу коррекционной работы.

При составлении комплекса артикуляционной гимна­стики логопед должен представлять цели выполнения каждого упражнения и давать ребенку четкие, лаконич­ные инструкции в доступной форме. Необходимо также обозначить последовательность действий, точки и спосо­бы контроля за правильностью выполнения упражнений, а также специфические требования (степень напряжен­ности, длительность удержания позиции, темп движений и т. д.).

После выработки умения принимать и удерживать за­данную артикуляционную позицию можно переходить от статических упражнений (удержание позы) к упражне­ниям, направленным на развитие координации речевых движений. Возможен и другой вариант, когда изолиро­ванное произвольное движение (например, подъем языка вверх) недоступно, но сохранно в непроизвольном двига­тельном акте (облизывание верхней губы). В этом случае выработка произвольного статического положения идет от доступного движения через замедление темпа и при­влечения для контроля визуального канала. [3. с. 6 ]

К составляющим артикуляционного уклада звука относят: положение губ, зубов, кончика языка в момент произнесения звука, способ образования шума и тип преграды, особенности работы голосовых складок, а также характер воздушной струи.

Использование на занятиях логопедом знаков-символов позволяет ребенку более осознанно относиться к закреплению правильных артикуляционных укладов каждого изучаемого звука. Результативность такой работы зависит от степени заинтересованности каждого ребенка в исправлении речевого дефекта. Дети с речевыми проблемами страдают несформированностью фонематического слуха. Это проявляется в недостаточном различении звуков, близких по акустическим или артикуляторным параметрам. Коррекционная логопедическая работа начинается с разъяснения ребенку отличий, которые имеются в недифференцируемых звука. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую ребенок осознанно пробует включить в работу органы артикуляции. Модель служит наглядным помощником логопеда. Она является абстрактной единицей, такой же, как и образ звука. Сравнивая похожие по своим свойствам звуки, находя их сходства и отличия, ребенок развивает фонематический слух.

Перестройка отношения к собственной артикуляции, направление внимания ребенка на моторный компонент, который ранее им не осознавался, позволяет сформиро­вать осознанное отношение к статике и динамике звука. [2. с. 12 ]

Детям-логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти. Еще одним фактором, накладывающим существенный отпечаток на методику коррекционной работы, является нарушение пропреоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляци­онного аппарата. Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений, они затрудняются по под­ражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад. Это, в свою очередь, задерживает развитие арти­куляционного праксиса, вызывает трудности при выпол­нении артикуляционных упражнений, формировании ста­тики и, особенно, динамики звука.

Специальное обучение по формированию двигательных программ и развитию кинестетического чувства позволя­ет ребенку осознанно относиться к процессу выработки различных артикуляционных укладов и осуществлять «подстройку» артикуляции к особеннос­тям строения артикуляционного аппарата до получения нормированного звука.

Результативность коррекционной работы зависит и от личностной заинтересованности ребенка в педагогический про­цесс, осознанности выполняемых действий. Добиться чет­кого осознания ребенком предъявляемых требований бы­вает достаточно проблематично — объяснения взрослого не всегда правильно воспринимаются и понимаются ре­бенком. Для преодоления трудностей такого рода на по­мощь ребенку могут прийти зрительные опоры — симво­лические схемы - рисунки, позволяющие разгрузить аудиоканал и перевести часть передаваемой информации в зрительное поле.

В силу особенностей дефекта выполнение артикуляци­онных упражнений вызывает серьезные трудности, кро­потливое и поэтапное преодоление которых просто необ­ходимо, т.к. несоблюдение требований к выполнению упражнений резко снижает результативность коррекци­онной работы. Количество упражнений, число повторений и продол­жительность занятий определяются логопедом с учетом структуры дефекта. При необходимости диапазон отраба­тываемых позиций и зрительных опор может быть существенно расширен. На первом этапе обучения выдвигается задача выработать правильные, сознательно усваиваемые детьми связи между акустическими и артикуляционными признаками звука. В период постановки звуков с применением моделей арти­куляции звуков дошкольники учатся правильно воспринимать данный звук изолированно или в простейших звуковых соче­таниях. В период введения звука в речь дети учатся правиль­но узнавать и различать этот звук, как в легких, так и в более трудных сочетаниях (слогах, словах, фразах), а также анализи­ровать весь звуковой состав слова.

Правильное артикулирование звука, уточненное при помо­щи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроиз­ведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной арти­куляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков. [2. с. 20 ]

Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, роль зрительных ощуще­ний выполняет модель, смотря на которую ребенок сознатель­но пытается расположить губы, язык, включить в работу голо­совые складки таким образом, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуля­цию не произносимого звука. Если у ребенка искаженное произношение звука, то модель отсутствует, т.к. нет такого арти­куляционного уклада в фонетической системе русского языка.

Перестройка отношения к собственной артикуляции, направление внимания ребенка на моторный компонент, который ранее им не осознавался, позволяет сформировать осознанное отношение к статике и динамике звука. В силу особенностей дефекта выполнение артикуляци­онных упражнений вызывает серьезные трудности, кропотливое и поэтапное преодоление которых просто необ­ходимо, т. к. несоблюдение требований к выполнению упражнений резко снижает результативность коррекци­онной работы. Количество упражнений, число повторений и продол­жительность занятий определяются логопедом с учетом структуры дефекта. При необходимости диапазон отраба­тываемых позиций и зрительных опор может быть суще­ственно расширен.

Лягушка — хоботок Лопаточка

Врезка1

Рис.14 Пример подбора артикуляционных упражнений

На первом этапе обучения выдвигается задача выработать правильные, сознательно усваиваемые детьми связи между акустическими и артикуляционными признаками звука.

В период постановки звуков с применением моделей арти­куляции звуков дошкольники учатся правильно воспринимать данный звук изолированно или в простейших звуковых соче­таниях. В период введения звука в речь дети учатся правиль­но узнавать и различать этот звук, как в легких, так и в более трудных сочетаниях (слогах, словах, фразах), а также анализи­ровать весь звуковой состав слова.

Правильное артикулирование звука, уточненное при помо­щи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроиз­ведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной арти­куляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.

Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, роль зрительных ощуще­ний выполняет модель, смотря на которую ребенок сознатель­но пытается расположить губы, язык, включить в работу голо­совые складки таким образом, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуля­цию непроизносимого звука. Если у ребенка искаженное про­изношение звука, то модель отсутствует, т.к. нет такого арти­куляционного уклада в фонетической системе русского языка.



Литература:
  1. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие /В.М.Акименко.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.-110с.

  2. Иванова Е.А. Слышу, вижу, ощущаю - правильно говорю! Кн. для логопеда. – М.:ТЦ Сфера, 2007.-176с.

  3. Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения / г.В. Ханьшева.-Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006.-93с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционная работа, артикуляционный аппарат, звук, модель, артикуляционный уклад, динамик звука, правильный уклад органов, упражнение, активное развитие.

Похожие статьи

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции...

звук, показ модели артикуляции, заданный звук, слово, ребенок, модель, артикуляционный аппарат, коррекционная работа, фонематическое восприятие, использование моделей звуков.

Формирование контроля за звукопроизношением у старших...

Работа по усвоению артикуляционного и акустического образа звука проводится с использованием системы эталонов: карточек с рисунками и схемами, плоскостные модели артикуляционного аппарата.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

При постановке звуков значимо, чтобы дети знали артикуляционный уклад звука, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха...

Использование инновационных приемов по развитию...

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции...

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ...

Практика проведения артикуляционной гимнастики...

Целью артикуляционной гимнастики является «выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков» [4].

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики...

Задачи артикуляционной гимнастики:  укрепление мышц артикуляционного аппарата;  развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;  объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

артикуляционная гимнастика, ребенок, произвольная моторика, развитие, упражнение, артикуляционный аппарат, мышечный тонус, движение, дыхательная гимнастика, комплексная работа.

Система работы по дифференциации звуков при...

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие

Например, при уточнении правильной артикуляции звука ч необходимо обратить внимание

Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным...

Похожие статьи

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции...

звук, показ модели артикуляции, заданный звук, слово, ребенок, модель, артикуляционный аппарат, коррекционная работа, фонематическое восприятие, использование моделей звуков.

Формирование контроля за звукопроизношением у старших...

Работа по усвоению артикуляционного и акустического образа звука проводится с использованием системы эталонов: карточек с рисунками и схемами, плоскостные модели артикуляционного аппарата.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

При постановке звуков значимо, чтобы дети знали артикуляционный уклад звука, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха...

Использование инновационных приемов по развитию...

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции...

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ...

Практика проведения артикуляционной гимнастики...

Целью артикуляционной гимнастики является «выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков» [4].

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики...

Задачи артикуляционной гимнастики:  укрепление мышц артикуляционного аппарата;  развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;  объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

артикуляционная гимнастика, ребенок, произвольная моторика, развитие, упражнение, артикуляционный аппарат, мышечный тонус, движение, дыхательная гимнастика, комплексная работа.

Система работы по дифференциации звуков при...

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие

Например, при уточнении правильной артикуляции звука ч необходимо обратить внимание

Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным...