Библиографическое описание:

Кузнецова Т. Д. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. Эмоциональная напряженность [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 77-80.

Не секрет: ячейка общества – семья – претерпевает коренные изменения. Таковы реалии современной жизни. Однако подчас данные изменения направлены не на закрепленные веками складывающихся традиций, а на изменения полоролевого родительского сценария – основы взаимоотношений поколений, старшего и младшего. Разумеется, факт этот не может не сказываться на отношениях детей и родителей, зеркало которых – эмоциональная сфера ребенка.

В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается – ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизионных и компьютерных, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Можно было бы обвинить во всем родителей и закрыть вопрос, но в ответ мы услышим веские доводы: тяжелая экономическая ситуация, большое количество не полных семей, да и простая не грамотность в педагогических и психологических вопросах воспитания детей ( где вы видели курсы или школы где учат понимать своего ребенка, помочь ему, воспитать из него идеального человека). Вот и получается, что современные дети менее отзывчивы к чувствам других, не умеют общаться. Не умеют находить обоюдно выгодные решения проблем, и зачастую в их поведении присутствует агрессивность. Так как наиболее активное развитие эмоциональной сферы ребенка приходится на период от 2=х до 7-ми лет, то именно на долю воспитателя дошкольного образовательного учреждения выпадает роль активного помощника и консультанта для родителей в вопросе развития эмоциональной сферы, ведь задачей ДОУ является развитие всесторонне развитой личности.

Начнем с первых дней ребенка в детском саду. С каждым новым набором детей заметны все более глубокие проблемы в развитии эмоциональной сферы. Дети не имеют навыка общения со сверстниками, да и со взрослыми тоже. Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально положительным отношением к окружающему. Здоровый ребенок живо интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в контакт со взрослыми, спокойно выполняет их требования, с увлечением играет. Находясь в отрицательном эмоциональном состоянии, ребенок сам себе препятствует оптимальному удовлетворению собственных потребностей.

Адаптация ребенка к саду – важный показатель развития эмоциональной сферы. Для определения причин тяжелой адаптации мы проводим с родителями тестирование в котором задаем вопросы как по режиму дня детей (продолжительность ночного сна, сборов в детский сад, продолжительность прогулок, условия приема пищи и предпочтения в еде) так и вопросы касающиеся общения с другими детьми и взрослыми во время прогулок, частота походов в гости, в общественные места (порки, зоны отдыха, развлекательные центры). На основе полученных данных можно сделать вывод о развитии эмоциональной сферы и отношениях в нем. Затем совместно с родителями начинается коррекция условий в семье и индивидуальный подход к данным детям. Первостепенной задачей стало – нормализовать энергозапас, то есть уравновесить эмоциональное состояние каждого ребенка через индивидуальный подход. Нельзя сказать, что результат быстрым и легким. Но постепенно эмоциональное состояние у этих детей постепенно нормализовалось. Дети начинают регулярно посещать детский сад, спокойно себя ведут в саду и дома.

В помощь родителям постоянно пополняется и изменяется информация в уголке «особенности вашего ребенка». В этом уголке родители могут почерпнуть знания о психологическом развитии детей в каждом возрасте. Родителям проще понять своего ребенка зная какие изменения происходят в его психике и организме. Следуя советам психологов и воспитателей, родители становятся более выдержанными и терпеливыми по отношению к детям, что в свою очередь приводит к развитию эмоциональной сферы.

В жизни семьи порой происходят кризисы, разрывы и другие отрицательно влияющие на эмоциональную сферу ребенка события. Ранее психологическая помощь таким детям и семьям может исправить ситуацию. Однако надо работать с семьёй. Ведь причины низкой самооценки и тревожности детей всегда кроются либо в сложных кризисных отношениях между отцом и матерью, либо в отношении родителей к детям – чрезмерной строгости, частом унижении, недостатке внимания или, напротив, полном попустительстве, отсутствии контроля.

Необходим поиск причин, объективных и субъективных, и соответственно, пути коррекции эмоционального дисбаланса, корни которого, повторяем, как правило, уходят в дошкольное детство. Мы пользуемся методикой Г.Махортовой «Расскажи историю»- проективного исследования личности ребенка от 4 до 10 лет. В основу методологии, которой легли исследования Выгодского, Эльконина, Запорожца, Лисициной, Спиваковой о социальной ситуации развития ребенка, Фрейда, Эриксона, Бёрна, Боулби, Эйсворт, касающиеся основных положений теории психоанализа о динамическом характере внутренней жизни ребенка.

МЫ выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей:

-НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ К РЕБЕНКУ ДОМА И В ДЕТСКОМ САДУ;

-НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ;

-ИЗБЫТОК ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧАЕМОЙ РЕБЕНКОМ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ);

- ЖЕЛАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДАТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЕГО ВОЗРАСТУ;

- НЕБЛАГОПОЛУЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СЕМЬЕ.

-ЧАСТОЕПОСЕЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ МЕСТ МАССОВОГО СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ; РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬ : ТО ,ЧТОЯВЛЯЕТСЯ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНЬЮДЛЯ ВЗРОСЛОГО, МОЖЕТ СТАТЬ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИЕЙ ДЛЯ РЕБЕНКА;

-ЧЕРЕЗМЕРНАЯ СТРОГОСТЬРОДИТЕЛЕЙ, НАКАЗАНИЕ ЗА МАЛЕЙШЕЕНЕПОВИНОВЕНИЕ, БОЯЗНЬ РЕБЕНКАСДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НЕ ТАК;

- СНИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ;

- НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ И ЛАСКИ СО СТОРОНЫРОДИТЕЛЕЙ, ОСОБЕННО МАТЕРИ.

Ежедневно сталкиваясь с теми или иными проблемами на практике, мы не раз убеждались: подлинная причина того или иного поступка кроется в определенном «изъяне» эмоциональной сферы. «Изъян» этот может осознавать или напротив, не осознавать не только ребенок, но и взрослым, который занимается его воспитанием.

В практичном смысле методика «Расскажи историю» основанная на тесте Дюсс – Десперта привлекательна тем, что раскрывает топографию эмоциональной сферы ребенка и дает ответы на многие вопросы, в частности такие:

- ЗАВИСИМ ЛИ РЕБЕНОК ОТ ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ?

- ОХВАЧЕН ЛИ ЧУВСТВОМ ОБИДЫ ИЗ-ЗА ОБДЕЛЕННОСТИ ВНИМАНИЯ СО СТОРОНЫ ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ?

- ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ ПРОЦЕСС ОТНЯТИЯ ОТ МАТЕРИНСКОЙ ГРУДИ,ПРОЯВЛЯЕТ ЛИ РЕВНОСТЬ (ИЛИ,НАОБОРОТ СПОКОЕН) К МЛАДШЕМУ БРАТУ (СЕСТРЕ) , КОТОРОГО ЕЩЁ КОРМЯТ ГРУДЬЮ?

- НАБЛЮДАЕТСЯ ЛИ В ЕГО ХАРАКТЕРЕ ЧЕРТЫ АГРЕССИВНОСТИ, РАЗРУШИТЕЛЬНОСТИ, САМОБИЧЕВАНИЯ, ВИНЫ?

- ОСОЗНАЕТ ЛИ (МАЛЬЧИК) РАЗВИВАЮЩУЕСЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ?

- ПРИВЯЗАН ЛИ РЕБЕНОК К ВЕШАМ, КОТОРЫЕ СЧИТАЕТСЯ СВОЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ?

-ПРИВЯЗАН ЛИ К РОДИТЕЛЮ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА, СОПЕРНЯЧЕЕТ ЛИ РЕБЕНОК ЛИ С РОДИТЕЛЕМ СВОЕГО ПОЛА?

-ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ РЕБЕНОК ОТ ТОГО, ЧТО ЖЕЛАНИЯ И ОЖИДАНИЯ ОСТАЮТЯ НЕВЫСКАЗАННЫМИ?

Общаясь с детьми в течении достаточно длительного периода, мы пришли к выводу: слушая эти истории, повторяя их или выдумывая что-то своё, дети дают волю своим чувствам, изливая при этом дозу определенной природной агрессивности.

Это исследование стало нам полезно так как , мы получили доступ к коллективной бессознательной, архитипичной энергии; способность вдохновлять, воодушевлять просветлять, врачевать не только детские души, но и души взрослых.

Положительное развитие эмоциональной сферы детей подкреплялось участием родителей во всех мероприятиях, проходящих в дошкольном учреждении. Сплоченность родителей их постоянное положительное общение на мероприятиях: чаепитиях, утренниках, собраниях, мастер-классах, круглых столах в присутствии детей, сближало и сплочало детский коллектив. В группе завязались прочные дружеские отношения, благоприятная эмоциональная атмосфера положительно сказывающаяся на усвоении программных требований.

Мы можем сделать вывод, что активное участие воспитателя и не менее активная заинтересованность родителей в процессе развития эмоциональной сферы детей приводят к развитию всесторонне развитой, уверенной в себе, успешной личности, а разве не этого хочет каждый родитель.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональной сферы, развития эмоциональной сферы, эмоциональной сферы ребенка, развитии эмоциональной сферы, эмоциональной сферы дошкольников, развитию эмоциональной сферы, эмоциональной сферы старших, Формирование эмоциональной сферы, развитие эмоциональной сферы, Особенности эмоциональной сферы, эмоциональной сферы детей, сферы старших дошкольников, эмоциональной сферы младших, «изъяне» эмоциональной сферы, топографию эмоциональной сферы, Проблемы развития эмоциональной, развития развитию эмоциональной, показатель развития эмоциональной, вопросе развития эмоциональной, диагностики эмоционального развития.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle