Библиографическое описание:

Сокорутова Л. В. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в национальной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 176-179.

В последнее время главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.

Коммуникативная направленность процесса обучения одна из основных направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к младшему школьнику. Формирование коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

В современной методике сегодня широко используется термин «коммуникативная компетентность», т.е. индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность в ее продуктивных и рецептивных видах, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения. Коммуникативная компетенция - одна из важнейших характеристик языковой личности.

Воспитание личности, свободно осуществляющей речевое общение в устной и письменной форме, является важнейшей задачей изучения русского языка в современной школе. Курс русского языка должен обеспечивать овладение коммуникативной функцией речи. Поэтому, изучая те или иные языковые единицы необходимо показывать их речевые возможности, раскрывать их функционирование в речи и затем осуществлять практическое освоение этого материала - учить пользоваться определёнными языковыми средствами в речи.

Следует отметить особую важность формирования в школе коммуникативной компетенции сегодня. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, названы коммуникативность, способность к сотрудничеству [1]. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик его личности становятся коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка.

Современная программа начальной школы основной целью обучения русскому языку ставит развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построение предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков.

Многообразие речевых потребностей и проявлений реализуется через синтаксис, с помощью синтаксических ресурсов языка. Синтаксис - эта та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связанная речь. Соответственно синтаксис как наука изучает средства и способы построения связанной речи и прежде всех его коммуникативных единиц - предложений.

Коммуникативный подход может вывести учащихся на новый уровень в овладении средствами общения: от интуитивного владения языком к осознанному, умелому использованию предложений разной структуры и семантики при решении соответствующих коммуникативных задач.

Развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста посредством изучения синтаксиса становится успешным тогда, когда:

- выявлены и учтены сущностные психологические характеристики коммуникативной компетентности;

- на каждом возрастном этапе развития личности выделены и учтены специфические составляющие коммуникативной компетентности и их психологические основания, связанные с психологическими особенностями возрастного развития;

- использована система упражнений по изучению синтаксиса как фактора развития коммуникативной компетентности.

В поисках наилучших средств формулирования мысли говорящий человек подбирает слова, распределяет их в потоке речи, связывает грамматически и объединяет в структуры называемые предложениями.

Иными словами, человек, строя высказывание, идет не от предложения, как на первый взгляд может показаться. Предложение не цель, а средство. В школьной практике нередко связный текст составляют из отдельных предложений, составленных по вопросам.

Построение предложений совершенствует мышление учащихся, так как строгие синтаксические структуры дисциплинируют саму мысль, делают ее четче. В предложении реализуются умения учащегося в выборе слов, в построении словосочетаний.

Основная цель работы над предложением - научить детей выражать относительно законченную мысль в четкой и правильной синтаксической структуре [2, с. 56].

Предложение это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (иногда одно слово), словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Для нас важно подчеркнуть:

  • что предложение - это единица речи,— следовательно, к упражнениям с предложениями применимы все те требования, которые предъявляются к речевым упражнениям вообще (потребность, или мотивация, наличие материала для высказывания - нужного и интересного и т. п.);

  • что предложение - это грамматически организованная единица,— следовательно, работа над предложением неотделима от курса грамматики, и чрезвычайно важно работать над структурой и связями в предложении, над различными типами предложений;

  • что предложение обладает смысловым единством и относительной смысловой законченностью,— следовательно, нужно работать над мыслительной, фактической основой предложения, над его значением и оттенками значения* над их зависимостью от структуры предложения;

  • огромную важность представляет собой интонация предложения, необходимо ее отрабатывать, добиваться понимания связи интонации со смыслом [3, с. 64].

Есть несколько оснований для классификации, упражнении. Так, в зависимости от преобладания анализа или синтеза, упражнения с предложениями могут быть разделены на аналитические, т. е. такие, в которых преобладает анализ уже построенных, готовых, взятых из образцовых текстов предложений, и на синтетические, предусматривающие самостоятельное построение предложений. В зависимости от степени самостоятельности и познавательной активности учащихся упражнения с предложениями делятся на три группы: упражнения на основе образца, конструктивные упражнения и творческие упражнения. Упражнения на основе образца предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций, понимание их внутренних связей, их значения, а также их внешних связей в тексте. Среди упражнений этой группы значительное место принадлежит аналитическим, а также наблюдению, слушанию предложений, их чтению; составление упражнений по образцу (на основе подражания образцу) в различных вариантах также относится к этой же группе упражнений.

Группа конструктивных упражнений включает задания на построение или перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей. Если упражнения по образцу не опираются на грамматическую теорию (или опираются лишь в частностях), то конструктивные упражнения невозможны без опоры, хотя бы частичной, на грамматические понятия и правила.

Творческие упражнения наиболее ценны в системе развития речи учащихся. Но по сравнению с упражнениями по образцу и конструктивными упражнениями они имеют существенный недостаток, который, впрочем, может быть ослаблен или даже устранен. Дело в том, что и в конструктивных, и в упражнениях «по образцу» школьник получает четкую установку, и результаты легко могут быть измерены: отвечает ли составленное предложение поставленной задаче? В творческом упражнении такого критерия нет, и поэтому школьник может в отдельных случаях составить примитивное предложение. Между тем творческое составление предложений только тогда имеет смысл, если оно протекает на высшем уровне возможностей учащегося. Поэтому к творческому составлению предложений даются следующие рекомендации:

- учитель не должен удовлетворяться первым, простейшим примером - он добивается составления действительно хороших предложений, достаточно больших, синтаксически сложных и выразительных;

- большую помощь в достижении цели учителю может оказать творческое соревнование с подведением итогов и с записью лучших предложений в тетради;

- творческое составление предложений проводится не от случая к случаю, а постоянно на уроках чтения и грамматики - в связи с подготовкой к грамматическому разбору и другим грамматико-орфографическим упражнениям, с активизацией новых слов, фразеологических единиц и других оборотов речи, наконец, при подготовке к рассказу и сочинению [4, с. 54].

Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений. Словосочетание выделяется как компонент предложения и воспринимается уже в начальных классах на основе его существенных признаков. Сам термин «словосочетание» в учебник не включен, не дается и определения. Но практически младшие школьники подводятся к осознанию следующих существенных признаков словосочетания:

1. Словосочетание - это два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически.

2. В словосочетании одно слово главное, а второе зависимое. Главное - это слово, от которого ставим вопрос, а зависимое - то, которое отвечает на вопрос.

Умение выделять словосочетание в составе предложения формируется постепенно и требует длительной тренировки. Используется система упражнений, которая направлена на то, чтобы учащиеся поняли сущность зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания. Особенно эффективными являются следующие виды упражнений:

а) Распространение предложения.

Можно заранее указать, какой член предложения требуется распространить.

б) Восстановление деформированного предложения. Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов «находятся» словосочетания.

в) Деление сплошного текста на предложения. Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.

г) Анализ предложения и составление его схемы. При анализе предложения выделяются основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения. Так постепенно устанавливаются словосочетания.

д) Составление предложений по данной учителем схеме или по вопросам, например: Где? Что делают? Кто?

е) Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры. Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена. Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать [5, с. 61].

В целом работа над словосочетанием идет в двух аспектах: словосочетание в структуре предложения рассматривается как составная его часть; словосочетание рассматривается как распространенное название предмета, например: слово дорога и словосочетания железная дорога, лесная дорога, шоссейная дорога. Упражнения в выделении, составлении и использовании словосочетаний развивают речь школьников, повышают ее культуру. В словосочетании закрепляются традиционные связи между словами, так называемая сочетаемость слов: можно сказать «возникли опасения», но нельзя сказать «явились опасения», хотя слова возникли и явились синонимы. Можно сказать «объявили благодарность» и «вручили премию», но нельзя сказать «вручили благодарность».

Эффективность коммуникации у ребенка определяется совокупностью следующих параметров:

- Способностью понимать и использовать телодвижения в процессе коммуникативной ситуации (язык тела, мимика и т.д.);

- Способностью понимать и умением использовать жесты в соответствии с их значением;

- Наличием коммуникативной помощи, включающей объекты, о которых идет речь; фотографии, картинки с изображения м и различных объектов, событий; символы и т.д., которая определяется в зависимости от уровня когнитивного развития ребенка.

- Умением слушать собеседника;

- Умением использовать речь и вокализации для выражения различных интенций в разнообразных коммуникативных ситуациях [6, с. 22].

Таким образом, в поисках наилучших средств формулирования мысли говорящий человек подбирает слова, распределяет их в потоке речи, связывает грамматически и объединяет в структуры называемые предложениями. В школьной практике нередко связный текст составляют из отдельных предложений, составленных по вопросам. Построение предложений совершенствует мышление учащихся, так как строгие синтаксические структуры дисциплинируют саму мысль, делают ее четче. В предложении реализуются умения учащегося в выборе слов, в построении словосочетаний. Основная цель работы над предложением - научить детей выражать относительно законченную мысль в четкой и правильной синтаксической структуре. Успех развития речи вообще и работа над предложением в частности в значительной степени определяется изученностью синтаксического строя речи детей соответствующего возраста.

Формирование коммуникативной компетенции один из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, напрямую связанный с логическим и ассоциативно - образным типами мышления. Одним из важнейших коммуникативных навыков является умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника, а также, способность поддержать разговор на определенную тему. Решение проблемы коммуникативного развития детей школьного возраста в условиях образовательно-педагогической среды непосредственно зависит от глубокого знания и эффективного использования; законов и механизмов развития психики и личности ребенка на каждой ступени онтогенеза, а также специфики и направлений современного образования. Формирование целостной концепции коммуникативного развития ребенка должно опираться на фундаментальные положения психолого-педагогической науки об основных закономерностях детского развития с учетом особенностей школьного процесса обучения, адекватного современным социально-образовательным условиям. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется.


Литература:

1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. М.: Академия, 2002.

2. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения /Под ред. М.С. Соловечик. М., 1997. -423 с.

3. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач. М., 2008. – 275 с..

4. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. - М., 2003.-383с.

5. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. - М. : АРКТИ, 2007. -132 с.

6. Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении словосочетания в текстовом аспекте. - Межвузовский сборник научных трудов «Язык. Речь. Коммуникация». - Мурманск: МГПИ, 2000. - с.34-49.

Основные термины (генерируются автоматически): Формирование коммуникативной компетенции, компетенции младших школьников, коммуникативной компетенции младших, коммуникативной компетентности, развития коммуникативной, Формирование читательской компетенции, творческое составление предложений, читательской компетенции младших, развития коммуникативной компетенции, синтаксического строя речи, школе коммуникативной компетенции, начальных классах, коммуникативной функцией речи, развития коммуникативной компетентности, младших школьников средствами, построение предложений, коммуникативной компетентности детей, Построение предложений, отдельных предложений, школьников средствами игры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle