Библиографическое описание:

Тимофеева Н. Б. Применение метода Case-Study в обучении математике будущих учителей начальных классов в педвузе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 142-144.

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения. Одним из таких методов обучения является case-study – метод конкретных ситуаций.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций [1], зародившийся в институтах бизнеса при определенной мере адаптации, может использоваться и в подготовке других специалистов, в том числе и учителей.

Кейс-метод – это комплексный метод обучения на основе использования некоторой конкретной ситуации. В структуре кейс-метода можно выделить методы работы преподавателя (способы предъявления ситуации студентам, организации самостоятельной работы студентов и ее мотивации, совместного обсуждения ситуации и др.) и методы учебной деятельности студентов (методы познавательной деятельности, индивидуальной и групповой самостоятельной работы, дискуссии, и др.). При таком подходе кейс-метод будем рассматривать и как метод обучения, и как метод учения (учебно-познавательной деятельности студентов). В этом смысле кейс-метод действительно можно понимать и как некоторый «кейс-чемоданчик» содержащий целый комплекс методов (способов), приемов, учебно-методических и других ресурсов обучения и учения студентов на основе использования конкретной учебной ситуации.

Для отечественного образования кейс-метод не является абсолютно новым. Его элементы, так или иначе, используются при реализации принципа профессиональной направленности и контекстного обучения в подготовке будущих специалистов. Психолого-педагогические основы реализации этого принципа разработаны в исследованиях С.И. Архангельского, В.И. Загвязинского, Э.Ф. Зеера, Н.В. Кузьминой, З.И. Решетовой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.

Проблема внедрения метода case-study в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который должен обладать необходимым набором компетенций, позволяющих организовать поиск оптимальных решений в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в новых условиях.

Реализуя кейс-метод преподаватель решает следующие задачи:

– содействует освоению необходимых технологических средств, используемых для организации группового взаимодействия;

– обеспечивает быструю обратную связь каждому студент;

– отслеживает своевременное включение и активную вовлеченность всех студентов в различные формы групповой деятельности, начиная с момента ознакомления их друг с другом в первом модуле;

– использует различные формы для вовлечения их в групповую деятельность;

– наблюдает за ходом и оценивает результаты совместной деятельности студентов в различных видах учебного взаимодействия;

– контролирует успешность усвоения студентами нового материала или приобретение ими необходимых навыков и умений в ходе актуализации учебного материала в совместной деятельности;

– добивается формирования у студентов навыков социального взаимодействия и чувства толерантности друг к другу;

– делит студентов на малые группы в процессе работы над разнообразными проектами с учетом индивидуальных особенностей и способностей, уровня сформированности у них учебных навыков, психологической совместимости, типа темперамента и т.д.;

– на всем протяжении обучения поддерживает психологически благоприятный климат для взаимодействия.

Успешное решение вышеперечисленных задач позволяет преподавателю создать учебную среду, в которой становится возможным формирование математической и коммуникативной компетенций.

Кейс-метод не является универсальным. Им нужно пользоваться не вместо, а в совокупности с классическими учебными методиками, то есть кейс-метод позволит дополнить арсенал методических приемов.

Использование кейс-метод в подготовке будущего учителя начальных классов предполагает организацию учебной среды, направленную на:

- самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами;

- проектирование ситуации студентом (группой студентов) на себя с позиции учащегося и с позиции учителя, рефлексия;

- совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя;

- прогнозирование развития ситуации;

- следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

Организация работы группы студентов с применением кейс-метода делится на несколько этапов:

1. Представление кейса преподавателем.

2. Индивидуальное изучение кейса каждым студентом в группе.

3. Разработка вариантов индивидуальных решений.

4. Обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе.

Технология работы при использовании кейс-метода в обучении математике будущих учителей начальных классов.

Схема реализации кейс-метода

Врезка2Врезка1

Врезка3



Врезка4


Врезка5

Врезка7Врезка6



Врезка9Врезка8

Врезка10

Врезка12Врезка11



Врезка13

Врезка14




Для реализации case-study при обучении студентов мы выделили следующие этапы (см. таблицу №1).

Таблица 1

Подготовка и обучение кейс-методу

Этапы работы

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Подготовительный

1. Подборка содержания учебного материала кейса.

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов.
3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы.

2. Индивидуально готовится к занятию.

Аудиторный

1. Организует предварительное обсуждение кейса.
2. Делит группу на подгруппы.
3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса.
2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.
3. Принимает или участвует в принятии решений.

Внеаудиторный

1.Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.

2. Оценивает работу студентов.

1. Составляет устные, письменные отчет о проделанной работе или готовиться к защите кейса по данной теме.

Работа студентов начинается со знакомства с содержанием кейса. Студенты самостоятельно в течение 10-15 минут анализируют содержание кейса, выписывая конкретную информацию. В результате у каждого студента должно сложиться целостное впечатление о содержании кейса. Знакомство с кейсом завершается обсуждением. Преподаватель оценивает степень освоения материала, подводит итоги обсуждения и объявляет программу работы первого занятия. В дальнейшем происходит формирование рабочих подгрупп до 4 человек. Каждая подгруппа располагается в каком-либо месте аудитории, по возможности, не небольшом удалении друг от друга. Если тема для всех подгрупп одна, то преподаватель ее объявляет и ставит срок, к которому нужно представить результат. На этом этапе преподаватель, более подробно объясняет цели каждой подгруппы и в каком виде должен быть оформлен отчет о работе. После того как распределены темы, студентам необходимо изучить соответствующий теоретический материал, используя конспект лекций, учебные пособия и другие методические издания. Во внеучебное время студент сможет пользоваться рекомендованными учебниками.

Метод case-study – как инструмент, может позволить применить теоретические знания студентов к решению практических задач, способствовать развитию у них самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода возможно создать условия, в которых могут проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в группе, в парах сменного состава, находить наиболее рациональное решение поставленной задачи.


Литература:

1. Электронный ресурс: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle