Библиографическое описание:

Саадуев М. С. О некоторых аспектах проблемы обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 129-132.

Процесс реформирования высшей школы в России предполагает решение целого ряда существенно важных задач, таких как осуществление перехода на двухуровневую систему обучения, введение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, внедрение новой системы показателей качества образования и др.

Одним из необходимых условий решения этих задач является обновление содержания высшего профессионального образования, в связи с чем актуализируется проблема определения источников, механизмов, способов и условий его обновления. Общепризнанным становится утверждение, что искомый результат реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, соответствующий новой системе показателей качества образования, должен обеспечиваться новым поколением учебно-методического обеспечения образовательного процесса и, в частности, учебных изданий.

Сегодня проблема создания учебно-методического обеспечения нового поколения становится государственной задачей, о чем свидетельствует, в частности, постановка вопроса о создании эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы и организации государственной поддержки учебного книгоиздания в докладе рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования.

Следует отметить, что понятие «учебная литература нового поколения» не ограничено определенными хронологическими рамками, поскольку практически на каждом историческом этапе развития образования возникали проблемы, связанные с необходимостью преодоления несоответствия устаревшего учебно-методического аппарата актуальным целям и задачам образования на новом этапе его развития. В настоящий момент учебной и учебно-методической литературой нового поколения принято считать разработки, соответствующие концепции модернизации российского образования и действующим Федеральным государственным образовательным стандартам. Предполагается, что «система учебников нового поколения как главного средства обучения должна отражать структурно-содержательные изменения и современные тенденции развития высшего образования <…>, обеспечить формирование новых целей обучения, а также широкое использование современных информационных технологий в образовательном процессе» [1].

Во второй половине XX века в России достаточно активно исследовалась теория учебной литературы, и, в том числе, для высшего профессионального образования, научно-педагогические основы ее разработки и совершенствования (В. Г. Бейлинсон, В. П. Беспалько, Д. Д. Зуев, И. Я. Лернер, И. К. Журавлев, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, В. И. Смирнов и др.). Отдельные стороны рассматриваемой проблематики представлены в ряде актуальных работ в области учебного книгоиздания (С. Г. Антонова, А. А. Гречихин, П. Г. Буга, Л. Г. Тюрина, Е. П. Шеметова, Ю. Г. Древс, Л. Х. Гитис, А. В. Юдин и др.). Немаловажные аспекты исследуемой проблемы представлены в трудах по проектированию, разработке и использованию электронных учебных пособий в образовательном процессе (Ю. А. Винницкий, О. В. Виштак, В. Г. Климов, Е. А. Максимова, В. Н. Агеев и др.), в исследованиях проблемы построения содержания в медиа- и дистанционном образовании (А. А. Андреев, М. Ю. Бухаркина, И. Б. Готская, М. Б. Лебедева, А. В.Манцивода, М. И. Осин, Е. С. Полат, О. Н. Шилова и др.).

Одним из важнейших источников для анализа практики информационно-методического обеспечения образовательного процесса являются собственно разработки преподавателей обучающего, учебно-методического и вспомогательного плана, используемые в реальном образовательном процессе вуза.

Исследования последних лет в данной области посвящены выявлению источников, условий и технологий проектирования и разработки содержания образования и, в частности, нового поколения учебной литературы в контексте дидактики высшего образования XXI века. В современных условиях массового высшего образования традиционная образовательная среда во многом утрачивает свои информационные, коммуникативные и обучающие функции. С целью обеспечения соответствия новым, более современным требованиям, дидактика высшей школы вырабатывает новые подходы к формированию информационно-методического обеспечения учебного процесса в системе высшего профессионального образования.

В этих условиях преподаватель вуза сталкивается с проблемами модернизации образования опосредованно, через сложный организационно-нормативный комплекс документации, методических и учебных материалов, в подготовке которых он обязан участвовать согласно должностной инструкции. Для этого преподаватель должен владеть необходимыми знаниями в области методических и технологических проблем современной дидактики высшей школы, основами научно-методической и учебно-методической работы, включающей: структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы методической проработки профессионально–ориентированного материала, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематику учебных и воспитательных задач, методы и приемы устного и письменного изложения предметного материала, основы создания понятного текста и пр.

Очевидно, что успешное решение данных профессионально – значимых задач должно базироваться на прочном научном фундаменте, гарантирующем соблюдение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, использование интерактивных технологий обучения, освоение стратегий и технологий применения знаний, связь изучаемого материала с проблемами повседневной жизни и пр.

Процесс разработки учебной и учебно-методической литературы отличается от создания произведений любого другого вида литературы необходимостью определенным образом конструировать учебный материал, поскольку литература данного вида, отражая определенную область знания или сферу деятельности, относится к основным средствам обучения и является элементом учебного процесса. Из этих положений следует ряд требований к учебной и учебно-методической литературе. В частности, грамотным образом сконструированное содержание учебной литературы должно оказывать педагогическое воздействие на обучаемого (студента). При этом информация определенным образом отбирается и обрабатывается применительно к задачам того или иного вида издания. Немаловажное значение имеет реализация средствами учебной и учебно-методической литературы воспитательных целей – формирования личности, системы этических норм и эстетических установок. Все это диктует необходимость при подготовке учебных изданий опираться на достижения педагогики и, в частности, дидактики высшей школы [2, 3].

Однако, как показывает анализ литературы, а также современной практики проектирования и разработки учебно-методического обеспечения, в данной области приходится констатировать целый ряд весьма значимых противоречий и, в частности, противоречие между необходимостью повышения качества учебно-методического обеспечения и недостаточной опорой его разработчиков на результаты современных научно-педагогических исследований в области дидактики высшей школы, что отрицательно влияет на ее качество [6, 7]. Немаловажным представляется и противоречие между необходимостью обеспечения высокого уровня готовности преподавателей высшей школы к информационно-методической (дидактико-технологической) деятельности, адекватной сложности стоящих перед ними профессиональных задач, обусловленных ситуацией реформирования образовательной системы и наличием в образовательной среде соответствующих ресурсов (методологических, технологических, кадровых и пр.) и пр.

Обозначенное проблемное поле актуализирует широкий спектр исследовательских задачи, включающих анализ ключевых в данном контексте понятий (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе и пр.); определение основных тенденций развития учебно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом необходимости обоснования и предъявления современных требований к его качеству в целом и, в частности, – к качеству учебно-методической литературы нового поколения; анализ практики информационно-методической деятельности вузов; выявление педагогических условий проектирования и разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса, отвечающего запросам и целям высшей школы на современном этапе.

Также представляется существенно важным решение задачи разработки (на основе отечественного и зарубежного опыта теоретического осмысления и практики разработки учебной, в том числе и учебно-методической литературы для высшей профессиональной школы) методики проектирования и создания учебно-методической литературы для дисциплин, изучаемых в вузе. При этом под методикой разработки учебно-методической литературы будем понимать, несколько модифицировав определение Е. Н. Кишкель [4], выработку способов (приёмов, операций), позволяющих практически реализовать потенциал теории учебной литературы при ее разработке с обеспечением высоких показателей качества.

Одним их основных условий обновления современного содержания высшего профессионального образования является обеспечение достаточного уровня готовности преподавателя вуза к информационно-методической деятельности, включающей проектирование и разработку содержания учебных материалов и форм их представления в соответствии с современными требованиями, применение современных технологий работы с текстами и базами данных и др.

Представляется весьма плодотворным рассмотрение проблемы готовности преподавателя к информационно-методической деятельности в аспекте ее уровневой организации. Проведенный анализ теоретических подходов к операционализации данного понятия, а также образовательной практики в области проектирования и разработки учебно-методического обеспечения позволил выделить три уровня сформированности данного вида готовности: низкий, средний и высокий. В качестве критериальных показателей выступили: степень участия преподавателя в разработке методических указаний, руководств, пособий и пр.; особенности мотивации преподавателя (участие в данной деятельности преимущественно по заданию заведующего кафедрой (администрации вуза) или же по собственному убеждению и желанию); наличие собственной аргументированной позиции по вопросу содержания образования и его структурирования и др.

Достижение необходимого уровня готовности преподавателей высшей школы к информационно-методической деятельности, направленной на обновление учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза, предполагает необходимость определения действенных способов трансляции содержания теоретических наработок в области современной дидактики высшей школы в образовательную практику, выявления организационно-педагогических условий, психолого-педагогических закономерностей и механизмов развития методической (дидактико-технологической) компетентности преподавателя, способного обеспечить создание и эффективное функционирование дидактической среды для психологически комфортного и педагогически обоснованного развития субъектов образования.


Литература:
  1. Попков, В.А. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В.А. Попков, А. В. Коржуев — М.: Академия, 2001.–136 с.

  2. Антонова, С.Г. Редакторская подготовка изданий: Учебник / С. Г.Антонова, В. И. Васильев, И. .Жарков, О. В.Коланькова, Б. В Ленский, Н. З. Рябинина, В. И Соловьев. Под общ. ред. С. Г. Антоновой. – М.: Издательство МГУП, 2002.

  3. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский – М., 1980.

  4. Кишкель, Е.Н. Совершенствование методики разработки учебника (На примере учебников по управлению для среднего профессионального образования) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2003.

  5. Байденко, В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап / В. И. Байденко, Джерри ван Зантворт. – М.: Европейский фонд образования, 2003.

  6. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика / О. В. Зимина. – М. : Изд-во МЭИ, 2003. – 336 с.

  7. Смирнов, В.И. Учебная книга в системе дидактических средств / В. И. Смирнов // Университетская книга. – 2001. – № 10. – С. 16-26; № 11. – С. 20-26.

  8. Беспалько, В.П. Теория учебника: Дидактический аспект / В. П. Беспалько. - М, 1988.-158 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle