Библиографическое описание:

Бауэр В. В. Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 40-42.


Гуманистическая направленность образования меняет традиционное представление о цели образования как формировании «систематизированных знаний, умений и навыков», а важной задачей ставит обеспечение возможно­стей для личностного и профессионального роста и для осуществления само­реализации. Образованность личности сегодня - это ее развитая способность к самоисследованию и самосовершенствованию собственных сил с тем, чтобы адек­ватно природному предназначению и социальным запросам найти свое место в жизни, всесторонне самореализоваться, утвердить себя в обществе и выбранной профессии.

Педагогическая практика важнейшее звено в системе профессиональ­ной подготовки будущего учителя. Она является видом практиче­ской деятельности студентов, специ­фика которой заключается в том, что именно в ней в большей степени можно наблюдать идентификацию с профессиональной деятельностью. Она является связующим звеном между теоретическим обучением будущих учителей и их самостоятельной работой в учреждениях образования. Практика– это прежде всего процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором преднамеренно создаются условия для самопознания, самопризнания и самоопределения студента в различных профессиональных ролях и формируется потребность в самосовершенствовании и самореализации.

Период практики становится качественно новой ступенью в образовательном процессе, способствующий личностно-профессиональному развитию студента, так как важнейшим «инструментом» деятельности все заметней становится личностная позиция студента, содержание и средства педагогической деятельности. Поэтому общая цель практики определяется как формирование профессиональных умений и навыков, развитие личностных свойств и качеств, а также формирование потребностей в самосовершенствовании в учебно-профессиональной деятельности.

Важнейшей особенностью всех этих компонентов является их направленность на профессионально-личностное развитие, то есть на самореализацию личности будущего учителя.

Под самореализацией личности будущего учителя мы понимаем процесс, направленный на осознание, выявление и проявление своих индивидуальных и профессиональных возможностей, осуществление планов, обеспечивающих достижение наивысших результатов в учебно-профессиональной деятельности и утверждение себя не только как личности, но и как профессионала.

Самореализация личности связывается в психолого-педагогической интерпретации с внешними (наличие стимулов извне) и внутренними факторами. Говоря иначе, она не происходит «сама собой», а значит, для процесса ее осуществления требуются под­ходящие условия. Следует заметить, что при определении педагогических условий, стимулирующих самореализацию личности будущего учителя, важно учитывать их взаимовлияние и взаимосвязь.

В педагогике «условия», не являясь сами по себе причинами событий, в то же время усиливают или ослабевают действие причины. С таких позиций «условия» рассматриваются как факторы, обстоятельства, от которых зависит эф­фективность функционирования педагогической системы. Современная дидактика трактует «условия» как совокупность факто­ров, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения.

Под педагогическими условиями самореализации личности будущего учителя мы понимаем оптимальную целенаправленно сформированную совокупность педагогических факторов, обеспечи­вающих будущему учителю возможности для самореализации на более высоком уров­не.

Нами были рассмотрены различные подходы в поиске оптимальной группы условий самореализации личности будущего учителя в процессе педагогической практики: личностно-деятельностный, куль­турологический, аксиологический, синергетический.

Личностно-деятельностный подход предполагает создание в процессе профессионального обучения условий и возможностей для проявления сущностных сил и способностей студентов; куль­турологический - что в современных условиях конкуренто­способным ресурсом деятельности педагога являются не столько специальные знания, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и про­фессиональная культура, обеспечивающая личностное развитие, самопознание, самоопределение, самореализацию; аксиологический подход позволяет с помощью гуманистических профессионально-ценностных ориентаций строить в сознании будущего учителя идеальную модель будущей профессио­нальной деятельности, которая служит эталоном, ориентиром в профессио­нальной самореализации будущего специалиста; в соответствии с синергетическим подходом реализация студентом своего потенциала в процессе педагогической практики будет наиболее эф­фективной, если практикующим студентам – будущим учителям - предоставляются возможности проявлять разнообразные способности и интересы.

Таким образом, нами были выделены следующие педагогические условия самореализации личности будущего учителя в процессе педагогической практики:

1) субъектно-целеполагающие условия позволяют связать цели вузовского образовании студентов с их ин­тересами как будущих учителей посредством специального модели­рования содержания образования:

  • актуализация субъектного опыта студентов и его включение в содержание профессиональной подготовки;

  • формирование умения студента управлять своей деятельностью, т.е. умения расширять свои субъектные функции как носителя субъектного опыта в процессе деятельности;

  • актуализация продуктивной познавательной деятельности, развивающая творческий потенциал студентов;

  • формирование перспективно-побуждающих мотивов и целей учения студентов.

2) деятельностно-формирующие условия самореализации студентов призваны интенсифицировать в соответствии с потребностями самих студен­тов и целями вузовского образования процесс учебно-профессиональной деятельности в период педагогической практики и их самореа­лизации в ходе этого процесса:

  • компетентность преподавателей, осуществляющих профессио­нальную подготовку студентов с целью их самореализации;

  • построение системы межличностных и деловых отношений, соответст­вующих нормам культуры общения и с позиций гуманистических принципов;

  • рефлексивное управление деятельностью студентов со стороны педагога.

3) методико-технологические условия самореализации - это прежде всего использование различных форм, методов и приемов обучения:

  • раскрытие психологических резер­вов и личностного потенциала студента - способностей, компетентности, увеличе­ние меры их личностной свободы, стимулирование процессов целеполагания, целеосуществления и целеутверждения;

  • формирование опыта самоорганизации и куль­туры труда в условиях реализации деятельностно-коммуникативной пара­дигмы образования;

  • развитие способностей к трансформации того или иного (предметного) содержания в деятельностно-коммуникативной форме;

  • формирование профессионально-технологической культуры, создающей основу для убедительного присвоения и творческого воспроизведения профессионального опыта.

Все представленные выше условия взаимосвязаны. Так, например, рас­ширение субъектных функций студента в процессе профессиональной подго­товки, передача компонентов профессиональной деятельности самому сту­денту возможны только при рефлексивном управляющем воздействии со стороны преподавателя. Организация преподавателем работы, направленной на совершенствование умений самоуправления учебно-профессиональной деятельностью, предполагает расширение субъектных функций и процессе ее реализации, где студенту предоставляется возможность выбирать содержа­ние, вид и форму выполнения учебных заданий, согласуясь со своим субъ­ектным опытом и др.

Выполнение всех условий в их совокупности, на наш взгляд, в наибольшей степени обеспечивает самореализацию студентов в процессе педагогической практики.

Результаты проведенного экспериментального исследования в Филиале Астраханского государственного университета г.Знаменска со студентами – будущими учителями информатики, показали, что выделенная нами совокупность педагогических условий самореализации личности будущего учителя, используемая в период педагогической практики, позволяет повысить наличный уровень профессиональной самореализации студентов в среднем на 60-65 %, а это означает, что две трети будущих учителей за период педагогической практики из группы студентов с низким уровнем самореализации в профессиональной деятельности перешли в группу с высоким уровнем самореализации.


Литература:

  1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и в системах воспитания – Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.

  2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

  3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

  4. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухова М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002. – 228 с.

  5. Педагогическая практика/ Под ред. В.К.Розова. – М., 1981. – 91 с.

  6. Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. – Изд-во СПб ун-та, 1997. – 239 с.

  7. Психология: Популярный словарик/Сост. Л.Д.Андреева, Т.В.Вохмянина, Н.И.Гуткина, и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 96 с.

  8. Пути профессиональной и личностной самореализации человека: Учеб. пособие/ Под ред. Л.А.Коростылевой, Н.Е.Кравченко. – СПб., 1997.

  9. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224 с.

  10. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб пособия для студ. высш. учеб. заведений/ Сластенин В.А., Каширин В.П. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle