Библиографическое описание:

Гандрабурова И. В. Формирование профессиональной компетентности будущих экологов в условиях информатизации обучения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 55-58.

Важным фактором в развитии высшего образования выступает информатизация как реализация комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Процесс информатизации, возникнув одновременно с распространением электроники, компьютеров, связи, интенсивно развивается и изменяет характер труда и место человека в образовательном пространстве.

Современное профессиональное образование, направленно на подготовку специалистов, обладающих динамичной профессиональностью, т.е. подготовленных к выполнению разнообразных социальных и педагогических функций. Профессиональная компетентность специалиста-эколога является составной частью его профессиональной культуры, рассматривается как процесс становления профессионализма, где образование и самообразование является одним целым двустороннего процесса.

Мы считаем, что в современном информационном обществе профессиональная компетентность будущего специалиста должна включать такие компетентности, как:

- практическую (специальную) компетентность как высокий уровень знаний, техники и технологий и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности;

- социальную компетентность, подразумевающую способность брать на себя ответственность и принимать решения, работать в команде, разрешать конфликты, продуктивно взаимодействовать с другими людьми, готовность к нестандартным, креативным решениям, обладать навыками самоорганизации; гибкости в отношении вновь появляющихся требований и изменений, выносливости и целеустремленности;

- психологическую компетентность как понимание того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умений и навыков рефлексии, без опыта межличностного взаимодействия и самореализации профессионализм остается частичным, неполным;

- коммуникативную компетентность как способность взаимодействовать в соответствии с ситуацией, находить вербальные и невербальные средства и способы формулирования мысли, высокий уровень культуры речи;

- экологическую компетентность, основывающуюся на экологической ответственности за профессиональную деятельность, на знании общих законов развития природы и общества, взаимодействия, функционирования, развития природных систем и их компонентов, основных процессов, протекающих в сферах Земли, умении работать с полевой, технической документацией, картами, уметь синтезировать и анализировать полученную информацию, обладать знаниями и умениями, в области информационных технологий, использования возможностей персонального компьютера и информационных технологий, геоинформационных систем, баз данных, наглядно- представлять результаты экологических исследований.

- информационную компетентность - владение новыми инновационными педагогическими и информационными технологиями, включающая получение, переработку, выдачу, преобразование информации, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность, владение электронной, Интернет-технологией [1, 2].

Министерством образования и науки РФ были разработаны стандарты третьего поколения для профессионального образования, с введением которых создаются условия для подготовки кадров с высшим профессиональным образованием и их применения с учетом требований современного рынка труда. Стандарты предыдущего поколения подразумевали формирование у обучаемых ЗУНов – то есть знаний, умений и навыков, сегодня эти понятия практически исключены из стандартов и заменены компетенциями.

В образовательных стандартах ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров «Экология и природопользование» отмечено, что область профессиональной деятельности включает научно-исследовательскую, проектно-производственную, контрольно-экспертную, административную и педагогическую работу, связанную с экологией и использованием природных ресурсов [3].

Для подготовки к перечисленным видам профессиональной деятельности выпускник должен обладать рядом общекультурных и профессиональных компетенций. Причем интересующая нас информационная компетентность относится к общекультурной и включает знание современных компьютерных технологий, применяемых при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации; способность самостоятельно использовать современные информационные системы для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности.

В стандартах отмечено, что в программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общенаучные и профессиональные компетенции. Мы считаем, что информационная компетентность не достаточно полно отражена в образовательном стандарте по направлению подготовки магистров «экология и природопользование» и предлагаем дополнить следующими требованиями к результатам освоения основных образовательных программ:

Общекультурные компетенции:

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в работе новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

В научно-исследовательской деятельности:

- уметь разрабатывать рабочие планы и программы, а также подбирать методики и средства проведения занятий с использованием информационных технологий.

В проектно-производственной деятельности:

-уметь разрабатывать информационные системы различного назначения комплексного и отраслевого типа глобального, национального, регионального, локального и муниципального уровней;

-внедрять и эксплуатировать информационные системы.

В административной деятельности:

-уметь организовывать и контролировать работы по моделированию компьютерных программ, руководить подготовкой к изданию электронных карт, атласов, учебников, практикумов, справочников и других электронных произведений, выполнять редакторские работы.

В педагогической деятельности:

- разрабатывать методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ на основе информационных технологий, используемых студентами в учебном процессе

- обладать знаниями компьютерных средств и методиками регламентирующие их использование в процессе обучения, осознание и принятие свое роли в технологически организованном процессе обучения, умение использовать ресурсы современных информационных средств в педагогических целях.

Использование компьютеров и программных продуктов в образовательном процессе будущих экологов с учетом современных тенденций позволяет дать разностороннюю подготовку, затрагивающую специальные знания, а также философские и психологические аспекты и позволяет говорить о формировании информационной компетентности.

К средствам педагогического воздействия, применяемым в процессе формирования информационной компетентности, относятся как капитальные, обеспечивающие оптимальные условия деятельности учебного заведения (компьютерные классы для проведения занятий, учебные принадлежности и прочие), так и средства текущего применения (учебные и учебно-методические пособии, учебники, специальная литература, технические средства информации и контроля, СМИ и пр.), а так же различные виды деятельности обучаемых, способствующие решению задач образовательной работы в процессе подготовки (учебно-познавательное, учебно-практическое, самостоятельное, практическое, общение).

При определении форм организации процесса формирования компетентности, мы опирались на общие положения педагогики об активном характере взаимодействия формы и содержания в педагогическом процессе, что предполагает рассмотрения формы, как устойчивой, завершенной организации в единстве всех его компонентов.

Результат процесса формирования информационной компетентности определяется совокупностью критериев для оценки уровня сформированности компетентности, к которым относятся: знания, необходимые для осуществления данного вида деятельности; умения применять эти знания в практической деятельности; наличие необходимых личностных качеств, положительных мотивов и интересов к данному виду деятельности[4].

Процесс формирования информационной компетентности отличает ряд особенностей:

- направленность процесса на формирование универсальной базы знаний, необходимых для эффективного использования компьютера в образовательном процессе, а так же для успешного самостоятельного освоения и привлечения в данный процесс новых технических устройств;

- ярко выраженный прикладной характер профессиональной подготовки будущих экологов по данному направлению, проявляющихся в овладении практическими умениями и навыками освоения и применения компьютера, и направленный на реализацию творческого потенциала будущего специалиста;

- прогностических характер данного процесса, предполагающий его ориентацию на потенциальную способность эффективно взаимодействовать с техникой будущих поколений.


Литература:

1. Дьяченко Л.Г. Мультимедийные технологии как средство совершенствования профессиональной подготовки инженеров-экологов: на примере дисциплины "Науки о Земле": дис. канд. пед. наук: 13.00.08. – Ульяновск, 2009, стр. 281.

2. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с., стр. 34-35.

3. Приказ Минобрнауки РФ от 29.03.2010 N 243 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование (квалификация (степень) "магистр")" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.06.2010 N 17439).

4. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизм реализации / В.С. Безрукова // Интегративные процессы в педагогической теории и практике.- Свердловск: СИПИ, 1990.

Основные термины (генерируются автоматически): Формирование профессиональной компетентности, профессиональной компетентности будущих, формирования информационной компетентности, информационных технологий, профессиональной компетентности студентов, профессиональной деятельности, компетентности будущих младших, профессиональной подготовке будущих, условиях информатизации, будущих экологов, условиях информатизации образования, компетентности будущих экологов, Похожая статья, направлению подготовки, направлению подготовки магистров, будущих младших специалистов, подготовке будущих специалистов, процессе обучения, информационная компетентность, профессионального образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle