Библиографическое описание:

Аникина Н. С. Особенности восприятия морального выбора сельскими подростками с отклоняющимся поведением [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 212-215.

На современном этапе модернизации российского общества тема морального выбора актуальна сегодня как никогда. Исследователи в один голос говорят о всплеске морального нигилизма и релятивизма среди населения, в том числе, среди подростков и молодежи.

В нашей статье речь пойдет об особенностях осознания морального выбора сельскими подростками с отклоняющимся поведением. «Отклоняющееся поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Связь между этими видами отклоняющегося поведения заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы» [6, с.391]. М.А. Алемаскин выделяет среди факторов, влияющих на динамику проявления отклоняющегося поведения у подростков нравственное неблагополучие в семье, низкий моральный и культурный уровень родителей; изолированное положение подростка в коллективе (классе, школе); отсутствие у подростка интеллектуальных интересов и преобладание примитивных потребностей [2]. Все эти факторы можно с успехом отнести и к современным сельским подросткам с отклоняющимся поведением.

Особенности осознания морального выбора сельскими подростками с отклоняющимся поведением исходят из их социальных, психологических, нравственных особенностей. Перечислим особенности современных сельских подростков с отклоняющимся поведением, которые по нашему мнению влияют на осознание ими морального выбора:

  1. Сельские дети очень рано включаются в трудовую жизнь семьи и сельскохозяйственных предприятий, что приводит к ограничению возможностей сельских подростков для получения образования и личностного развития, в том числе нравственного. Большая загруженность бытовым трудом приводит к двум результатам: а) мало времени остается на культурный досуг, образование и самообразование; б) подростки, не видя вокруг себя высоких уровней жизненных стандартов, не стремятся к их достижению [4].

  2. Исследователи отмечают, что у современных сельских подростков изменилось отношение к производительному труду в агропромышленном секторе, выбору сельскохозяйственных профессий, общественной деятельности, гуманным человеческим взаимоотношениям [5].

  3. Сельские подростки сегодня стали больше интересоваться сомнительными источниками доходов, легкими способами наживы. Западные стандарты жизни и сопутствующие им потребительско-иждивенческие образцы поведения, активно навязываемые сельским подросткам различными средствами массовой информации, заимствуются ими с интересом. Все эти явления связаны с тем, что рыночная экономика стала генератором потребительской идеологии [4].

  4. Замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей детей создают трудности в организации обра­зовательной и воспитательной работы с сельскими подростками, а низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ социально-психологической службы и большой загруженностью учителей не может не сказываться на организации педагогического процесса и социальном становлении учащихся [13]. Здесь берут свое начало и подростковая преступность, и суициды, и прочие отклонения в поведении.

  5. Современные сельские подростки более склонны к отклонениям в поведении, чем их ровесники 10-15 лет назад. Причиной этому становятся несоциальные тенденции в мировоззрении современных сельских подростков, недостаточное интеллектуальное и нравственное развитие, а также общая тревожность, возникающая в результате давления обстоятельств – боязнь не добиться успехов в жизни, проблемы в школе, отсутствие желаемых материальных благ, наличие конфликтов с родителями – все это ведет к депрессии, которую усугубляют чрезмерное употребление алкоголя, табакокурение, токсикомания, физическое и сексуальное злоупотребления [14].

  6. Современные сельские подростки более эмоционально возбудимы и расторможены. Эмоциональная возбудимость обуславливает принятие решения в ситуациях морального выбора [10].

Особенности осознания морального выбора сельскими подростками выводятся из вышеперечисленных общих и индивидуальных особенностей. Эти особенности оказывают влияние на осознание сельскими подростками морального выбора и на сам процесс принятия решения.

Моральный выбор – это акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения, или конкретного варианта поступка, когда человек должен самостоятельно принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другому. [1, с.59]. Под моральным выбором также понимается «процесс и результат принятия личностью решения в условиях проблемно-нравственной ситуации на основе своих нравственных ценностей, принципов, правил, взглядов и убеждений» [3, с.202]. Структура морального выбора состоит из следующих компонентов:

  1. Потребности и интересы, стимулирующие нравственный выбор поступков в поведении.

  2. Побуждения и нравственная направленность личности.

  3. Моральные мотивы и цели.

  4. Решение нравственной ситуации, формирование намерений.

  5. Моральное деяние (собственно поступок), средства его совершения и степень волевого напряжения субъекта.

  6. Объективная результативность (ценность) поступка (а также вызванные им изменения ситуации выбора). Санкции – поощрение и наказание.

  7. Оценка поступка и личностная самооценка.

Как мы видим, принятие решения положено в структуру морального выбора и является одной из фаз процесса морального выбора. Выделим структуру процесса принятия решения:

1. Диагностика ситуации морального выбора.

  • Осознание ситуации морального выбора.

Пожалуй, самую ответственную фазу в процессе принятия решения представляет собой осознание ситуации морального выбора. У сельских подростков с отклоняющимся поведением в силу их индивидуальных особенностей, осознание морального выбора представляет собой осмысление ситуации как морального конфликта, как конфликта ценностей. И разрешая противоречие в ситуации морального выбора они склонны выбирать те ценности, которые закреплены в их сознании. Все их дальнейшие действия по принятию решения будут опираться на тот багаж ценностных установок, который был ими накоплен ранее. С этой точки зрения интересно мнение Ю.А.Васильевой, о том, что социальные ценности, влияющие на регуляцию социального поведения у лиц с отклоняющимся поведением, являются ценностями близкого, значимого окружения, а не ценностями общества в целом. [7]. И.А.Кудрявцев и его коллеги также в своих исследованиях пришли к выводу, что именно ценности определяют свободный моральный выбор субъекта между правом и преступлением [8].

  • Выделение условий и обстоятельств, способствующих возникновению ситуации.

  • Анализ условий и обстоятельств, способствующих возникновению ситуации, действий ее участников и результатов морального выбора.

Сельские подростки с отклоняющимся поведением выделяют и анализируют условия и обстоятельства возникшей ситуации морального выбора с точки зрения своих индивидуальных способностей. Здесь многое зависит от интеллектуального развития, в котором как мы отметили ранее, у сельских подростков с отклоняющимся поведением есть отставание либо оно недостаточно.

2. Планирование решения в ситуации морального выбора и возможностей его осуществления.

Курбанов В.Д., Сорокин К.В., Птуха Н.И. [9] выделяют следующие этапы процесса принятия решения:

    • Формирование замысла.

Формирование замысла сельскими подростками с отклоняющимся поведением основано на мотиве снятия противоречия путем разрешения морального конфликта, заложенного в ситуации морального выбора.

    • Построение решения.

Подросток стремится попасть в мир взрослых и все решения стремится принимать сам. Теоретически он знает, из каких этапов состоит процесс принятия ответственного решения и зачастую знает о возможных последствиях, но далеко не всегда он применяет эти знания в процессе принятия решения. Как мы уже говорили выше, для подростков с отклоняющимся поведением характерна высокая эмоциональная возбудимость и импульсивность, невысокий уровень саморегуляции, неадекватная самооценка и повышенный уровень тревожности. Эти внутренние особенности сельских подростков с отклоняющимся поведением не позволяют им сосредоточиться и принять решение, которое приведет к разрешению ситуации морального выбора и снятию противоречия. Но помимо внутренних особенностей существуют еще и внешние факторы. Среди них можно выделить давление сверстников с одной стороны и боязнь огласки с другой стороны, ведь замкнутость социума на селе не позволяет при совершении поступка остаться анонимным.

    • Принятие окончательного варианта решения.

По мнению Л.Ю.Сироткина принятие решения осуществляется «путем усвоения актуальных знаний и овладения механизмом морального выбора в КОС с нравственными коллизиями» [11]. КОС с нравственными коллизиями являются одной из разновидностей проблемных ситуаций с нравственным содержанием, в основе которых лежит моральный конфликт. «Решение это рациональная процедура морального сознания, которая осуществляет выбор, отдавая предпочтение определенным нравственным ценностям» [1, с.81]. Принятое однажды решение в подобных ситуация будет осуществляться повторно, следуя закрепленному алгоритму.

3. Анализ результатов и последствий принятого решения.
  • Оценка принятого решения;

  • Самооценка.

Если рассуждать логически, то принятое решение будет свидетельствовать о состоянии нравственной воспитанности и нравственной устойчивости подростка, о нормативности его поведения. Оценка принятого решения будет соотнесена с его самооценкой. Но все дело в том, что каждый отдельно взятый подросток обладает индивидуальным отношением к моральным нормам, к нормам поведения, у каждого различная степень самооценки. А у подростков с отклоняющимся поведением, во-первых, самооценка занижена либо сильно завышена, что препятствует адекватной оценке ими своих поступков, а во-вторых их ценностные ориентации и отношение к нормам далеки от идеала, а поведение неустойчиво. Несмотря на это необходимо предоставлять подросткам возможность принимать решения самим, научить их этому. Также необходимо помнить, что подростки могут манипулировать взрослыми, исходя из собственной выгоды. В одних ситуациях они могут отстаивать собственное право на самостоятельное решение, а в других могут легко снять с себя ответственность за свои поступки, мотивируя это тем, что они еще недостаточно взрослые.

Итак, выделим особенности осознания морального выбора сельскими подростками с отклоняющимся поведением, которые вытекают из их общих и индивидуальных особенностей.

  1. Неустойчивость наблюдается в осознании морального выбора сельскими подростками с отклоняющимся поведением.

  2. Недостаточный уровень интеллектуального развития препятствует осознанию структуры морального выбора.

  3. Невысокий уровень нравственного развития выражается в деформации нравственных ценностей.


Литература:

  1. Алексеева, Н.И. Формирование устойчивого морального выбора у подростков средствами разрешения конфликтообразующих ситуаций: Автореферат дисс. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Н.И. Алексеева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2009. - 22 с.

  2. Алемаскин М.А. Причины и мотивы правонарушений подростков. Совместная деятельность школ, внешкольных учреждений и органов правопорядка по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. М.: Знание, 1979. – 47 с.

  3. Андреев В.И. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного саморазвития / В.И.Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002.- 272 с.

  4. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание сельского школьника: методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. - 176 с.

  5. Байбородова П.В. Сельская малочисленная школа: какая она сегодня // Директор сельской школы. - 2008. - № 1. - С. 17-19.

  6. Большой психологический словарь/ Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – М.: АСТ, 2009. – 811 с.

  7. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения// Психологический журнал. -1997.-Т. 18, №2.- с.58-78.

  8. Кудрявцев И.А., Морозова Г.Б., Потнин А.С., Корзякова А.Д., Семенова О.Ф. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков// Психологический журнал.- 1996. -Т. 17. №5. - с.76-89.

  9. Курбанов В.Д., Сорокин К.В., Птуха Н.И. Психологические особенности управленческой деятельности в экстремальных ситуациях, 2003// Образование: исследовано в мире, Международный научный педагогический Интернет-журнал, http://chit.asp/

  10. Малюгин Д.В. Психологические детерминанты морального выбора: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук : 19.00.01. - Москва, 2007.- 22 с.

  11. Сироткин Л.Ю., Егерева Ф. Нравственный выбор и его воспитание / Л.Ю. Сироткин. - Казань : КГПУ, 1995. - 79 с.

  12. Фирсова Т.А. Психолого-педагогические факторы развития правового сознания подростков: Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. - Самара, Изд-во СамГПУ, 2002. - 25 с.

  13. Щебланина Н.В. Воспитание сельских школьников как социально-педагогическая проблема // Всероссийский Интернет-педсовет «Педсовет.ORG» - http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2161/Itemid,0/.

  14. Burns J. J. Depressive symptoms and health risk among rural adolescents // Pediatrics. — 2004. — Vol. 113, № 5. — P. 1313–1320.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle