Библиографическое описание:

Аникина Н. С. Особенности восприятия морального выбора сельскими подростками с отклоняющимся поведением [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 212-215.

На современном этапе модернизации российского общества тема морального выбора актуальна сегодня как никогда. Исследователи в один голос говорят о всплеске морального нигилизма и релятивизма среди населения, в том числе, среди подростков и молодежи.

В нашей статье речь пойдет об особенностях осознания морального выбора сельскими подростками с отклоняющимся поведением. «Отклоняющееся поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Связь между этими видами отклоняющегося поведения заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы» [6, с.391]. М.А. Алемаскин выделяет среди факторов, влияющих на динамику проявления отклоняющегося поведения у подростков нравственное неблагополучие в семье, низкий моральный и культурный уровень родителей; изолированное положение подростка в коллективе (классе, школе); отсутствие у подростка интеллектуальных интересов и преобладание примитивных потребностей [2]. Все эти факторы можно с успехом отнести и к современным сельским подросткам с отклоняющимся поведением.

Особенности осознания морального выбора сельскими подростками с отклоняющимся поведением исходят из их социальных, психологических, нравственных особенностей. Перечислим особенности современных сельских подростков с отклоняющимся поведением, которые по нашему мнению влияют на осознание ими морального выбора:

  1. Сельские дети очень рано включаются в трудовую жизнь семьи и сельскохозяйственных предприятий, что приводит к ограничению возможностей сельских подростков для получения образования и личностного развития, в том числе нравственного. Большая загруженность бытовым трудом приводит к двум результатам: а) мало времени остается на культурный досуг, образование и самообразование; б) подростки, не видя вокруг себя высоких уровней жизненных стандартов, не стремятся к их достижению [4].

  2. Исследователи отмечают, что у современных сельских подростков изменилось отношение к производительному труду в агропромышленном секторе, выбору сельскохозяйственных профессий, общественной деятельности, гуманным человеческим взаимоотношениям [5].

  3. Сельские подростки сегодня стали больше интересоваться сомнительными источниками доходов, легкими способами наживы. Западные стандарты жизни и сопутствующие им потребительско-иждивенческие образцы поведения, активно навязываемые сельским подросткам различными средствами массовой информации, заимствуются ими с интересом. Все эти явления связаны с тем, что рыночная экономика стала генератором потребительской идеологии [4].

  4. Замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей детей создают трудности в организации обра­зовательной и воспитательной работы с сельскими подростками, а низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ социально-психологической службы и большой загруженностью учителей не может не сказываться на организации педагогического процесса и социальном становлении учащихся [13]. Здесь берут свое начало и подростковая преступность, и суициды, и прочие отклонения в поведении.

  5. Современные сельские подростки более склонны к отклонениям в поведении, чем их ровесники 10-15 лет назад. Причиной этому становятся несоциальные тенденции в мировоззрении современных сельских подростков, недостаточное интеллектуальное и нравственное развитие, а также общая тревожность, возникающая в результате давления обстоятельств – боязнь не добиться успехов в жизни, проблемы в школе, отсутствие желаемых материальных благ, наличие конфликтов с родителями – все это ведет к депрессии, которую усугубляют чрезмерное употребление алкоголя, табакокурение, токсикомания, физическое и сексуальное злоупотребления [14].

  6. Современные сельские подростки более эмоционально возбудимы и расторможены. Эмоциональная возбудимость обуславливает принятие решения в ситуациях морального выбора [10].

Особенности осознания морального выбора сельскими подростками выводятся из вышеперечисленных общих и индивидуальных особенностей. Эти особенности оказывают влияние на осознание сельскими подростками морального выбора и на сам процесс принятия решения.

Моральный выбор – это акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения, или конкретного варианта поступка, когда человек должен самостоятельно принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другому. [1, с.59]. Под моральным выбором также понимается «процесс и результат принятия личностью решения в условиях проблемно-нравственной ситуации на основе своих нравственных ценностей, принципов, правил, взглядов и убеждений» [3, с.202]. Структура морального выбора состоит из следующих компонентов:

  1. Потребности и интересы, стимулирующие нравственный выбор поступков в поведении.

  2. Побуждения и нравственная направленность личности.

  3. Моральные мотивы и цели.

  4. Решение нравственной ситуации, формирование намерений.

  5. Моральное деяние (собственно поступок), средства его совершения и степень волевого напряжения субъекта.

  6. Объективная результативность (ценность) поступка (а также вызванные им изменения ситуации выбора). Санкции – поощрение и наказание.

  7. Оценка поступка и личностная самооценка.

Как мы видим, принятие решения положено в структуру морального выбора и является одной из фаз процесса морального выбора. Выделим структуру процесса принятия решения:

1. Диагностика ситуации морального выбора.

  • Осознание ситуации морального выбора.

Пожалуй, самую ответственную фазу в процессе принятия решения представляет собой осознание ситуации морального выбора. У сельских подростков с отклоняющимся поведением в силу их индивидуальных особенностей, осознание морального выбора представляет собой осмысление ситуации как морального конфликта, как конфликта ценностей. И разрешая противоречие в ситуации морального выбора они склонны выбирать те ценности, которые закреплены в их сознании. Все их дальнейшие действия по принятию решения будут опираться на тот багаж ценностных установок, который был ими накоплен ранее. С этой точки зрения интересно мнение Ю.А.Васильевой, о том, что социальные ценности, влияющие на регуляцию социального поведения у лиц с отклоняющимся поведением, являются ценностями близкого, значимого окружения, а не ценностями общества в целом. [7]. И.А.Кудрявцев и его коллеги также в своих исследованиях пришли к выводу, что именно ценности определяют свободный моральный выбор субъекта между правом и преступлением [8].

  • Выделение условий и обстоятельств, способствующих возникновению ситуации.

  • Анализ условий и обстоятельств, способствующих возникновению ситуации, действий ее участников и результатов морального выбора.

Сельские подростки с отклоняющимся поведением выделяют и анализируют условия и обстоятельства возникшей ситуации морального выбора с точки зрения своих индивидуальных способностей. Здесь многое зависит от интеллектуального развития, в котором как мы отметили ранее, у сельских подростков с отклоняющимся поведением есть отставание либо оно недостаточно.

2. Планирование решения в ситуации морального выбора и возможностей его осуществления.

Курбанов В.Д., Сорокин К.В., Птуха Н.И. [9] выделяют следующие этапы процесса принятия решения:

    • Формирование замысла.

Формирование замысла сельскими подростками с отклоняющимся поведением основано на мотиве снятия противоречия путем разрешения морального конфликта, заложенного в ситуации морального выбора.

    • Построение решения.

Подросток стремится попасть в мир взрослых и все решения стремится принимать сам. Теоретически он знает, из каких этапов состоит процесс принятия ответственного решения и зачастую знает о возможных последствиях, но далеко не всегда он применяет эти знания в процессе принятия решения. Как мы уже говорили выше, для подростков с отклоняющимся поведением характерна высокая эмоциональная возбудимость и импульсивность, невысокий уровень саморегуляции, неадекватная самооценка и повышенный уровень тревожности. Эти внутренние особенности сельских подростков с отклоняющимся поведением не позволяют им сосредоточиться и принять решение, которое приведет к разрешению ситуации морального выбора и снятию противоречия. Но помимо внутренних особенностей существуют еще и внешние факторы. Среди них можно выделить давление сверстников с одной стороны и боязнь огласки с другой стороны, ведь замкнутость социума на селе не позволяет при совершении поступка остаться анонимным.

    • Принятие окончательного варианта решения.

По мнению Л.Ю.Сироткина принятие решения осуществляется «путем усвоения актуальных знаний и овладения механизмом морального выбора в КОС с нравственными коллизиями» [11]. КОС с нравственными коллизиями являются одной из разновидностей проблемных ситуаций с нравственным содержанием, в основе которых лежит моральный конфликт. «Решение это рациональная процедура морального сознания, которая осуществляет выбор, отдавая предпочтение определенным нравственным ценностям» [1, с.81]. Принятое однажды решение в подобных ситуация будет осуществляться повторно, следуя закрепленному алгоритму.

3. Анализ результатов и последствий принятого решения.
  • Оценка принятого решения;

  • Самооценка.

Если рассуждать логически, то принятое решение будет свидетельствовать о состоянии нравственной воспитанности и нравственной устойчивости подростка, о нормативности его поведения. Оценка принятого решения будет соотнесена с его самооценкой. Но все дело в том, что каждый отдельно взятый подросток обладает индивидуальным отношением к моральным нормам, к нормам поведения, у каждого различная степень самооценки. А у подростков с отклоняющимся поведением, во-первых, самооценка занижена либо сильно завышена, что препятствует адекватной оценке ими своих поступков, а во-вторых их ценностные ориентации и отношение к нормам далеки от идеала, а поведение неустойчиво. Несмотря на это необходимо предоставлять подросткам возможность принимать решения самим, научить их этому. Также необходимо помнить, что подростки могут манипулировать взрослыми, исходя из собственной выгоды. В одних ситуациях они могут отстаивать собственное право на самостоятельное решение, а в других могут легко снять с себя ответственность за свои поступки, мотивируя это тем, что они еще недостаточно взрослые.

Итак, выделим особенности осознания морального выбора сельскими подростками с отклоняющимся поведением, которые вытекают из их общих и индивидуальных особенностей.

  1. Неустойчивость наблюдается в осознании морального выбора сельскими подростками с отклоняющимся поведением.

  2. Недостаточный уровень интеллектуального развития препятствует осознанию структуры морального выбора.

  3. Невысокий уровень нравственного развития выражается в деформации нравственных ценностей.


Литература:

  1. Алексеева, Н.И. Формирование устойчивого морального выбора у подростков средствами разрешения конфликтообразующих ситуаций: Автореферат дисс. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Н.И. Алексеева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2009. - 22 с.

  2. Алемаскин М.А. Причины и мотивы правонарушений подростков. Совместная деятельность школ, внешкольных учреждений и органов правопорядка по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. М.: Знание, 1979. – 47 с.

  3. Андреев В.И. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного саморазвития / В.И.Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002.- 272 с.

  4. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание сельского школьника: методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. - 176 с.

  5. Байбородова П.В. Сельская малочисленная школа: какая она сегодня // Директор сельской школы. - 2008. - № 1. - С. 17-19.

  6. Большой психологический словарь/ Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – М.: АСТ, 2009. – 811 с.

  7. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения// Психологический журнал. -1997.-Т. 18, №2.- с.58-78.

  8. Кудрявцев И.А., Морозова Г.Б., Потнин А.С., Корзякова А.Д., Семенова О.Ф. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков// Психологический журнал.- 1996. -Т. 17. №5. - с.76-89.

  9. Курбанов В.Д., Сорокин К.В., Птуха Н.И. Психологические особенности управленческой деятельности в экстремальных ситуациях, 2003// Образование: исследовано в мире, Международный научный педагогический Интернет-журнал, http://chit.asp/

  10. Малюгин Д.В. Психологические детерминанты морального выбора: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук : 19.00.01. - Москва, 2007.- 22 с.

  11. Сироткин Л.Ю., Егерева Ф. Нравственный выбор и его воспитание / Л.Ю. Сироткин. - Казань : КГПУ, 1995. - 79 с.

  12. Фирсова Т.А. Психолого-педагогические факторы развития правового сознания подростков: Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. - Самара, Изд-во СамГПУ, 2002. - 25 с.

  13. Щебланина Н.В. Воспитание сельских школьников как социально-педагогическая проблема // Всероссийский Интернет-педсовет «Педсовет.ORG» - http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2161/Itemid,0/.

  14. Burns J. J. Depressive symptoms and health risk among rural adolescents // Pediatrics. — 2004. — Vol. 113, № 5. — P. 1313–1320.

Врезка1

Основные термины: морального выбора, ситуации морального выбора, морального выбора сельскими, выбора сельскими подростками, осознания морального выбора, сельских подростков, Особенности осознания морального, принятия решения, морального выбора актуальна, подростками морального выбора, морального конфликта, восприятия морального выбора, ситуациях морального выбора, Структура морального выбора, осознание морального выбора, современных сельских подростков, процесса морального выбора, структуру морального выбора, результатов морального выбора, механизмом морального выбора

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle