Библиографическое описание:

Дымченко Г. В. Политехнологичность современных технологий в начальной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 123-128.

Современное общество и новые стандарты второго поколения предъявляют принципиально новые требования к системе образования: к структуре образовательных программ, к условиям реализации основных образовательных программ, к результатам их освоения.

Государственный стандарт 2004 г. ориентировал образование не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности. Тогда как Федеральный государственный стандарт второго поколения (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373) нацелен на смену образовательной парадигмы (цели): вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося путем освоения различных способов деятельности.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». В отличие от предыдущих традиционных требований образования – это, во-первых, не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться о том, чтобы это были знания актуальные, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Такой подход к образованию (обеспечение развития УУД) диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирование нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

Образовательные стандарты, положенные в основу нормативно-правового обеспечения развития школьного образования на базе Закона РФ «Об образовании», позволяют образовательным учреждениям самостоятельно выбирать образовательные (педагогические) технологии, управлять качеством образования.

Впервые мысль о технологизации процесса высказал Я.А. Коменский 400 лет назад. Чешский педагог-гуманист призывал, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, чтобы всему, чему учат, не могло не иметь успеха. Таким образом, им была сформирована важнейшая идея технологии обучения – получение гарантированного результата. Для отечественной педагогической практики термин «технология обучения» является достаточно новым. Он был введен в 1898 году В. П. Беспалько, который сформировал представление о педагогической технологии как «о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса».

По международным стандартам ЮНЕСКО: «Педагогическая технология – это систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования». В результате компетентностного подхода к технологической компетентности учителя, в качестве ее определения (способность и умения) в области педагогической техники особое место занимает политехнологичность образовательной среды. В нашем понимании – это интегративность применения педагогических технологий в современном образовательном пространстве. Именно политехнологичность способна направить учебный процесс на позицию самого ученика, который является центральной фигурой образовательной деятельности. В связи с этим возникает потребность политехнологического моделирования образования.

Образовательный процесс обеспечивается таким качеством обучения, как политехнологичность, многообразием современных образовательных технологий, которые предоставляют большие возможности учителю начальных классов на практике эффективно комбинировать их в соответствии с поставленными задачами.

Из ряда современных педагогических технологий обучения: технология деятельностного метода (ТДМ); технологии личностно-ориентированного обучения; игровые технологии; информационно-коммуникативные технологии; метод проектов; педагогика сотрудничества наиболее интересны те, которые в умелом сочетании становятся основой политехнологичности.

Так, например, программа по математике для начальной школы «Учусь учиться» позволяет организовать учителю учебную деятельность учащихся на базовом и технологическом уровнях.

Урок математики (форма проведения – урок-путешествие) в 4 классе по теме «Деление на двузначное и трёхзначное число», где осуществлялся деятельностный подход в обучении, был проведен на более высоком технологическом уровне в комплексном применении современных образовательных технологий. Это такие технологии как: здоровьесберегающие и игровые, технология ЛОС (опорные конспекты), технология уровневой дифференциации, технология КСО, технология ИКТ, технология оценивания, в том числе, проблемно-диагностическая.

Вот пример проблемной ситуации на данном уроке математики, когда дети столкнулись с затруднением. (Мудрая Сова спрашивает: «Правильно ли выполнено деление: 1029 : 49 = 201?»). Сначала происходит осознание затруднения учащимися: При подборе цифры частного нельзя воспользоваться таблицей умножения. После этого учащиеся обозначают проблему: Как правильно нужно делить такие примеры? Далее приходят к её решению: Сначала необходимо сделать прикидку. Затем действовать по алгоритму деления многозначного числа на однозначное.

Об эффективности применения деятельностного подхода к обучению в комплексном применении СОТ говорит и то, что у учащихся не падает, а становится осознанным интерес к математике (см. Рис. 4.).

Рис. 4. Уровень качества и обученности по математике

Из данных диаграммы следует, что уровень качества и обученности имеет тенденцию к повышению: % качества в 2009-2010 учебном году выше на 4% по сравнению с предыдущим годом, % обученности – на 5%.

Компетентностно-деятельностный, личностно ориентированный подходы, применяемые в обучении младших школьников в процессе политехнологизации образовательного пространства, направлены на формирование личностных результатов и различных групп универсальных учебных действий (УУД), как основы умения учиться.

УУД (социально-личностные; метапредметные: регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Личностные: умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за свой выбор.

Метапредметные:

  • Регулятивные (умение организовывать свою деятельность).
  • Познавательные (умение результативно мыслить и работать с информацией).
  • Коммуникативные (умение общаться, взаимодействовать с людьми).

У человека существует две основных потребности: в познании и общении. Знания усваиваются тогда, когда говорим и делаем. Как говорится в одной китайской притче: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». На практике мы убеждаемся, что ученики испытывают потребность в общении и коллективной деятельности.

Диагностическое исследование по методике изучения мотивов участия школьников в деятельности (подготовлена Л. В. Байбородовой) позволило определить: «Что в высшей степени в совместной деятельности привлекает учащихся моего класса (см. Табл. 1.)

Таблица 1

Диагностическое исследование «Что привлекает учащихся в деятельности»

Качественная характеристика

показатель %

Возможность помочь товарищам и участие в делах класса

92%

Возможность заслужить уважение товарищей

84%

Интересное дело

80%

Возможность приобрести новые знания, умения

76%

Возможность передать знания

72%

Возможность помочь товарищам и участие в делах коллектива привлекает 92% учащихся, что подтверждает или показывает высокий уровень социализации личности.

Подтверждением результативности комплексного применения современных образовательных технологий (политехнологичности в образовательном процессе) в учебной деятельности является наличие позитивной динамики процесса обучения (см. Рис. 1.).

Рис. 1 Сравнительная диаграмма качества знаний за последние 3 учебных года (на примере 2-4х классов)

Данные показывают 96% качества знаний в 2009-2010 году, что на 14% выше по сравнению с предыдущим годом, за счет эффективного применения деятельностного подхода к обучению во 2-4 классах.

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) на межпредметной основе – новый вид итоговой оценки обучающихся начальной школы, предлагаемый стандартами второго поколения, дает основание судить на примере параллели 4-х классов о качестве естественнонаучного и математического образования.

Так, среди параллели 4-х классов была апробирована комплексная работа в тестовой форме (2010 г.), содержащая вопросы по математике и естествознанию. Предлагаемые задания были использованы при проведении в России (и более чем в 50 странах) международного сравнительного исследования качества естественнонаучного и математического образования TIMSS в 2003 году. (Источник: материалы Центра оценки качества образования ИСМО РАО).

В тестировании учащихся начальной школы МОУ лицея №51 принимало участие 98 человек. Результаты показали:

Таблица 2

Комплексная работа (математика, окружающий мир) для учащихся 4-х классов

Лицей (параллель 4-х классов)

4 «А» класс (экспериментальный)

Оценка

Кол-во чел.

% качества

Оценка

Кол-во чел.

% качества

«5»

49

50%

«5»

17

68%

«4»

39

40%

«4»

8

32%

«3»

10

10%

«3»

0

0%

Из таблицы видно, что процент качества обучающихся на оценку «5» в 4 «А» классе (экспериментальном) на 18% выше по сравнению с уровнем качества в лицее. Процент качества на оценку «3» в экспериментальном классе опережает результат выполнения комплексной работы обучающимися четвертых классов по параллели на 10%.

Сравнительный анализ качества обучения

Лицей (параллель 4-х классов)

4 «А» класс (экспериментальный)

% успеваемости

100%

% успеваемости

100%

% качества

90%

% качества

100%

% обученности

79%

% обученности

89%

На графике представлены данные в сравнении (см. Рис. 2).

Рис. 2. Сравнительный анализ качества обучения

Анализ данного исследования показал, что выполнение комплексной работы в классе превышает уровень лицея на 6,6%.

Для решения проблемы заниженной мотивации нами применяется интеграция технологий воспитательно-образовательного процесса на основе модерации с применением активных методов обучения (АМО).

Так, например, интегрированное образовательное мероприятие «Путешествие в Страну Знаний» на основе технологии модерации представлено комплексом развивающих технологий. Технология оценивания (методы: «Зал ожидания» (авторский), «Чемодан наших успехов и достижений», «Лист пожеланий», авторский прием «Чемоданчик настроения»). Здоровьесберегающая технология (приемы: «Интрига», «Яркое пятно», «Кусочек пластилина», «Солнечный зайчик», метод «Физкультминутка «Поезд»). Информационно-коммуникативная технология (Видеометод. «Загадки-акростихи», методы: «Посиделки» (авторский), «Объединись по цвету"). Проблемно-диалогическая технология (методы: «Играем в прятки», «Приобрети билет в Страну Знаний», Приём «Пословица»).

Для эффективного взаимодействия участников группового процесса (интеракции), кроме технологии модерации, организация творческой и познавательной деятельности обучающихся осуществляется средствами современных образовательных технологий. Так, например, на уроке русского языка по теме «Сочинение «Письмо моему учителю» были применены технологии: здоровьесберегающие (валеологическое упражнение «Театр в руке» и др.), игровые (сюжетно-ролевая игра «Почтальон»), технология оценивания (прием «Кубик») и др.

На этапе введения в новую тему особое значение придаётся исследовательской деятельности в обсуждении вопроса «Что такое письмо?» (проектная технология) с применением интерактивной методики «Снежный ком» и мини-технологии «ПОПС-формулы».

Учащиеся работают по намеченному плану:
П – позиция - Я считаю, что письмо…
О – обоснование - Потому, что…
П – пример - Я могу это доказать…
С – суждение - Исходя из этого, я делаю вывод, что письмо это…

Работа проводится в малых группах (технология личностно ориентированного образования), которая представляет результат исследования по проблеме «Что такое письмо?» при помощи простейшей разбивки на кластер понятия «письмо» (технология критического мышления через чтение и письмо).

Применение выше перечисленных развивающих технологий в интеграции на одном уроке обеспечивает политехнологичность образовательного процесса и отвечает требованиям сегодняшнего дня в личностно ориентированном образовании.

Важным направлением в реализации политехнологичности является проектная деятельность в начальных классах, которая позволяет обучающимся развивать мыслительные умения и качества, необходимые человеку XXI века. Проектная технология, направлена на решение задач учебного проекта, интегрирующего в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Например, учебный исследовательский проект в 3 классе «Как люди учились считать» (творческое название - «Удивительный мир чисел») – это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках математики, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

Данный проект – демонстрация мыслительных умений и качеств человека XXI века. В качестве способа поддержки и развития мыслительных умений высокого уровня для формирующего оценивания (до изучения темы «Как люди научились считать») предлагаются следующие стратегии: стартовые презентации учителя и учеников.

Создание презентаций дает возможность узнать и представить интересы и опыт учащихся через оценку уровня имеющихся знаний в самом начале проекта.

Исследование динамики участия обучающихся в проектной деятельности на школьном и территориальном уровне убеждает нас в том, что ученики стремятся играть активную роль в своём образовании (см. Табл. 3).

Таблица 3

Динамика участия в проектной деятельности

Уровень участия

2007-2008

2008-2009

2009-2010

школьный

12%

20%

28%

территориальный

8%

12%

20%

В результате интеграции технологий в учебно-воспитательном процессе выявлено положительное отношение к школе (см. Рис.3.).

Рис. 3. Самоопределение к учебной деятельности (уровни школьной мотивации)

По результатам данных опроса наблюдается динамика обучающихся с высокой мотивацией: уровень мотивации в 4 классе выше на 20% по сравнению с 1 классом.

Таким образом, интеграция образовательных педагогических технологий и методов организации образовательного процесса – политехнологичность образовательной среды позволяет обеспечить высокое качество предметных знаний и умений, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание значимых личностных качеств, сохраняя при этом здоровье учащихся.


Литература:
  1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с.

  2. Сластенин, В.А. Культурологический и ценностный подходы к характеристике профессиональной компетентности учителя / В.А. Сластенин., Д.С. Яковлева // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2. – Москва, 2000. – 204 с.

  3. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982.

  4. Сайт: http://unesco.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle