Библиографическое описание:

Голубенков А. А. Совершенствование процесса обучения статистике при подготовке бакалавров экономического профиля [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 60-63.

На современном этапе основой для анализа и прогнозирования социально-экономических процессов является статистическая культура, структуру которой определяют следующие компоненты [2, 9]:

1) статистическо-деятельностный тезаурус, определяющий статистические знания, теории, средства и методы;

2) понимание и осмысление сущности статистических знаний и их ценности для практической деятельности и познания явлений;

3) умение выделять статистическую ситуацию из множества других;

4) умение применять всю номенклатуру средств и методов статистики;

5) готовность к пополнению статистических знаний, к саморазвитию и самосовершенствованию (рефлексивные умения).

Одной из задач подготовки бакалавров экономического профиля является задача формирования у них статистической культуры. В ФГОС решение этой задачи предполагает формирование следующих компетенций:

1) владение методами количественного анализа, моделирования и прогнозирования, теоретического и экспериментального исследования;

2) стремление к личностному и профессиональному саморазвитию.

В качестве учебной дисциплины, обеспечивающей реализацию данной задачи, выступает дисциплина «Статистика», структурно состоящая из двух разделов:

1) теория статистики (рассматриваются общие понятия и методы сбора, обработки и обобщения массовых данных);

2) социально – экономическая статистика (изучается система показателей и их экономическая интерпретация для конкретных социально – экономических процессов).

Процесс обучения статистике связан с определенными трудностями [2, 6]. Учебный материал по данной дисциплине насыщен определениями и формулами. При этом студентам необходимо не просто их воспроизводить, а понимать смысл и уметь применять. Однако традиционная организация учебного процесса не позволяет вести обучение группы в соответствии с уровнем подготовленности каждого обучающегося и индивидуальными особенностями восприятия информации. Поэтому большинство студентов усваивают статистику фрагментарно, а следовательно, не формируются системные знания. Кроме того, преимущественно вербальная подача информации повышает утомляемость, в результате снижается продуктивность учебного процесса.

Одной из особенностей новых образовательных стандартов является система зачетных единиц (кредитов). Использование зачетных единиц как меры трудоемкости образовательных программ обусловлено обязательством России по вхождению в общеевропейское пространство высшего образования в рамках Болонского процесса. Данная система учета трудоемкости учебных курсов и дисциплин способствует академической и профессиональной мобильности выпускников вузов, уменьшению перегрузки. Размерность и порядок применения зачетных единиц отражены в документе «European Credit Transfer System» (ECTS) – «Европейская система перевода и накопления кредитов». Определяющими элементами системы зачетных единиц (кредитов) выступают модульная организация учебного процесса и рейтинговая система оценки учебной деятельности [8, 12].

При модульном обучении преподаватель и студенты работают с учебной информацией, которая структурирована в модули. Согласно общей теории функциональных систем основу процесса переработки информации составляет модульная организация коры головного мозга человека. Поэтому процесс усвоения структурных элементов учебного материала, выделенных при проектировании модульной программы обучения, соответствует нейрофизиологическим особенностям строения мозга, что говорит о природосообразном характере модульного обучения [6].

По мнению Э. Кроше [5], сущность модульного обучения заключается в том, что человек на основе обучающего модуля самостоятельно выполняет действия, которые ориентированы на овладение специальностью. При этом обучение осуществляется без деления на учебные предметы.

Выделяют также предметный и комбинированный подходы к формированию содержания учебной программы при реализации модульного обучения [6]. Предметный подход основывается на соединении модульной методологии с предметной системой образования [14]. Комбинированный подход применяется при проектировании модульных систем дополнительного профессионального образования с целью формирования «совокупных умений профессиональной деятельности на основе формируемых баз систем знаний» [6, с.32].

Набор модулей для освоения зависит от ступеней обучения и базового образования [7]. Завершенные самостоятельные модули учебной программы позволяют студенту при необходимости прервать обучение, а впоследствии продолжить его, не возвращаясь на начальный этап [6].

Применение технологии модульного обучения, как отмечают А.Н. Новиков и Г.В. Букалова [10], дает возможность создать разные «траектории обучения» с помощью использования:

1) модулей различной направленности (с более глубоким теоретическим или практическим изучением);

2) модулей различного уровня сложности.

В соответствии с целями обучения и способностями к учебной деятельности студенту предоставляется выбор модуля. В этом смысле С.А. Кайнова пишет, что состав программы обучения отражает «уровень каждого обучаемого; необходимое соотношение между теоретическим и практическим обучением согласно потребностям конкретного обучаемого…» [4, с.12].

Важной особенностью модульной системы является ее ориентация на практику, в том числе исследовательскую [1]. Целями исследовательской деятельности студентов – экономистов являются [13]:

1) совершенствование профессиональной подготовки высококвалифицированных экономистов;

2) развитие личности и творческих способностей студентов – экономистов;

3) формирование научно – исследовательского характера у будущих экономистов.

В рамках рассматриваемой проблемы под модулем понимается часть дисциплины «Статистика», имеющую логическую завершенность и включающую цели, организационные формы и методы обучения, средства обучения, контроль и оценку результатов обучения [6, 8].

С точки зрения формирования статистической культуры у студентов – экономистов можно выделить следующие преимущества модульной технологии обучения [3]:

1) повышение компетентности в профессиональной деятельности;

2) возможность индивидуализации учебной деятельности.

Рейтинговая система предполагает начисление баллов по установленным правилам за учебно-познавательную деятельность. Она отражает «текущее положение знаний обучаемого как в абсолютном, так и в относительном (среди группы, в сравнении со своими предыдущими результатами) плане» [11, с.65]. Рейтинг студента формируется в результате текущего, промежуточного и итогового контроля и определяется суммой баллов, набранной по каждому модулю.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: опрос, контрольная работа, тестирование, индивидуальное домашнее задание и др. Промежуточный контроль проводится с целью определения результатов освоения обучающимся модуля в целом. Итоговый контроль включает сдачу зачета или экзамена.

Студенту могут начисляться дополнительные баллы за посещаемость, ведение конспектов лекций, активную работу на семинарских и практических занятиях, досрочное выполнение контрольных работ, участие в олимпиадах и научно – практических конференциях, поведение и т.д. Вместе с тем, возможно уменьшение набранных баллов за нарушение сроков выполнения учебной работы, отказ отвечать на занятиях и др.

Следует отметить, что необходима разработка механизма перевода баллов в общепринятую четырехбалльную шкалу оценки.

По результатам текущей и промежуточной успеваемости с согласия студента может быть выставлена итоговая оценка, соответствующая сумме набранных баллов, без сдачи экзамена.

Внедрение в учебный процесс рейтинговой системы оценивания результатов учебной деятельности студентов – экономистов обеспечивает [11, с.66]:

1) объективную оценку, фактически исключающую случайность;

2) ритмичность работы студентов в течение семестра;

3) возможность непрерывности контроля;

4) вариативность оценки;

5) индивидуальный подход в оценке работы студентов;

6) разрешение конфликтных ситуаций при выводе итоговой оценки;

7) стимулирование труда студента;

8) учет любых показателей образованности студентов, в том числе степени сформированности компетенций;

9) возможность для осуществления самоконтроля и самооценки;

10) снятие у большинства студентов экзаменационного стресса.

Итак, на основе вышеизложенного и с учетом результатов исследования А.М. Лозинской [6] можно выделить следующие принципы модульно – рейтинговой системы обучения, которые могут быть положены в основу формирования статистической культуры у студентов – экономистов:

1. Принцип модульной структуризации содержания обучения. Применительно к рассматриваемой проблеме он означает, что содержание учебной дисциплины «Статистика» должно быть представлено в виде системы модулей.

2. Принцип учета образовательных потребностей обучающихся предполагает адаптирование программы обучения к уровню подготовки, индивидуальным способностям и потребностям обучающегося. Поэтому при проектировании модульно – рейтинговой технологии обучения необходимо предусмотреть диагностику уровня знаний и умений обучающихся на «входе» в модуль и на «выходе» из него.

3. Принцип деятельностной направленности содержания и методов обучения, требующий ориентации обучения на выполнение практической деятельности.

4. Принцип системности контрольно – оценочной деятельности, предполагающий проектирование системы входного, текущего, промежуточного и выходного контроля качества усвоения содержания модулей.

5. Принцип паритетности отношений субъектов учебного процесса, означающий, что обучающийся является партнером преподавателя в учебном процессе и несет ответственность за результаты учебной деятельности. Такие отношения способствуют самопознанию и самосовершенствованию обучающегося.


Литература:

1. Велижско Н.Б. Кредитно-модульная система. – Режим доступа: http://sk.edu3000.ru/gazetes/arhiw_nomr07/soder_8_07/Velichko.htm.

2. Долгополова С.О. Система формирования статистического мышления у студентов экономического вуза: Дис… канд. пед. наук. – Саратов, 2003. – 125 с.

3. Кайнова С.А., Аменицкая А.А. От стандартной схемы обучения к гибкому подходу! // Профессиональное образование. – 2004. – № 4. – С. 13 – 14.

4. Кайнова С.А. Модульная система обучения: новые педагогические технологии в профессиональном образовании // Профессиональное образование. – 2004. – № 4. – С. 5 – 12.

5. Кроше Э. Руководство по модульной системе профессионально – технического обучения. – Женева: Бюро проф. – тех. обучения Международной организации труда, 1998. – 124 с.

6. Лозинская А.М. Модульно – рейтинговая технология как средство повышения эффективности обучения физике в учреждениях среднего профессионального образования: Дис… канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009. – 226 с.

7. Маковская И.В. Модульное обучение через компьютерную программу // Специалист. – 2002. – № 4. – С. 7 – 9.

8. Методические рекомендации по внедрению в вузе системы зачетных единиц (кредитов) / Сост. О.В. Давыдова, В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – М.: ГУУ, 2010. – 50 с.

9. Нахратова Г.В. Система формирования статистической культуры у студентов технического вуза: Дис… канд. пед. наук. – Тольятти, 2002. – 199 с.

10. Новиков А.Н., Букалова Г.В. Модульная технология как средство повышения качества обучения в ВУЗе // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. – № 2. – С. 39 – 42.

11. Перевощикова Е.Н., Голубева А.И. Рейтинговая система оценивания деятельности студентов как средство управления качеством образовательного процесса по специальности // Инновации в образовании. – 2007. – № 12. – С. 65 – 72.

12. Сазонов Б.А. Методические рекомендации по применению зачетных единиц при проектировании и реализации ООП. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v.htm.

13. Филиппова Н.В. Профессиональная направленность курса линейной алгебры в экономическом вузе: Дис… канд. пед. наук. – Москва, 2009. – 223 с.

14. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: Швиеса, 1989. – 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle