Библиографическое описание:

Худотеплова Е. Н. Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства педагогов третьего тысячелетия [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 50-52.

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту. Ученые отмечают, что у педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адапта­ции, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности). Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды дея­тельности, овладеть ролевыми позициями. Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала. Стагнация наступа­ет тогда, по мнению Вершловского: «когда учитель останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа». В результа­те профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому и, как итог, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Здесь любой сбой, любой спад активности обязательно замечается участниками пе­дагогического процесса, отрицательно сказывается на результатах педагогического труда.

Каждая личность инди­видуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства дан­ного человека.

В структуре личности психологи выделяют три составля­ющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости и личностном росте [4,c.12]

  1. познавательная составляющая включает представ­ления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая лич­ность отличается тем, что она, оценивает себя как активного субъекта жизнедея­тельности, совершающего свободные выборы и несу­щего за них ответственность; воспринимает других людей как уникальных и рав­ноправных участников процесса жизнедеятельности. Действительно, только тот человек, который способен видеть в других уникальность может это развивать в себе;

  2. эмоциональная одна из наиболее ярких и главных составляющих. Через эмоции человек выражает радость, обиду, счастье, познает мир и делает его ярче.

  3. поведенческая составляющая яркий показатель развитой личности, которая состоит из действий: по отношению к себе, другим людям и миру

Таким образом, личностный рост зависит от степени сформированности каждой структуры.

Развитая личность, личность с четко сформированными ценностями, позволяет человеку:

- Четко стаять на своих позициях;

- Иметь собственный взгляд на все происходящее в мире;

- Находить в плохих ситуациях позитив;

- Жить полной, яркой, самостоятельной жизнью;

- Уметь делать выбор от самых простых до жизненно важных вещей;

- Ценить каждую минуту жизни;

- Наслаждаться тем, что имеешь;

- Радоваться победам других;

- Отвечать за свои поступки;

- Уметь проигрывать и с достоинством принимать поражения;

- Уметь прощать.

Ценности человека это его внутреннее богатство, его внутренний потенциал.

Потенциал личности - это комплекс психологи­ческих свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оце­нивая ситуацию, но исходя прежде всего из своих внутрен­них представлений и критериев.

Разные авторы: В.Г. Маралов, С.Ю. Головин, Гудинг Д. предлагают различные показатели лич­ностного потенциала:

- личностная автономия и независи­мость;

- внутренняя свобода;

- осмысленность жизни;

- жизне­стойкость в сложных обстоятельствах;

- готовность к внутренним изменениям;

- способность воспринимать новую неопределенную информацию;

- постоянная готовность к действию;

- особенности планирования деятельности;

- времен­ная перспектива личности.

Разные ученые подошли к разработке содержания понятия личностного роста определяя главную составляющую раскрытие собственного потенциала.

А. Маслоу назвал эту цель самоактуализацией. Основной закон личностного роста опирается на известную формулу К. Роджерса «если – то». Если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости.

Главный смысл личностного роста – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов. Полноценный личностный рост возможен только в том случае, если личность уважает свой собственный внутренний мир, а также другие признают и уважают его внутренний мир.

Приведем критерии личностного роста:

интраперсональные (принятие себя):

Принятие себя это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору». Открытость внутреннему опыту переживаний – «опыт переживаний» чем более сильная и зрелая личность – тем более она свободна защитится от искажающего влияния и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и «жить настоящим». Понимание себя как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии, способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я-концепция». Ответственная свобода во взаимоотношениях с самим собой это означает, прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание принятие своей свободы. Целостность взаимосвязанность всех аспектов жизни человека, а особенно целостности внутреннего мира и самой личности. Динамичность личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. Рост личности есть способ ее существования.

интерперсональные (принятие других):

Зрелая личность способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценности и доверия им. Отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом – более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии»: (The Carl Rogers..., 1989.- 251с.). Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» (Ibid.) и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» [6, c.81]

Рассмотрим механизмы личностного роста:

Человек должен учиться всегда и везде, он должен научиться анализировать свои поступки, учиться принимать себя и других, учиться развивать свои хорошие качества. Самосовершенствующаяся личность должна в любой труд вносить творчество – проявлять индивидуальный подход, иметь личное мнение и уметь вовлекать значимых людей в деятельность. Личность должна постоянно находиться в движении по пути личностного роста, используя при этом хорошо работающие методы. Самое важное и главное признаться самому себе в своих недостатках, найти их причину и шаг за шагом искоренять их.

Таким образом, личностный рост важен для педагога, не просто сам по себе, а как способность формировать свою жизненную стра­тегию. Жизненная стратегия - это жизненная программа, «сценарий» о счастье, который есть у каждого человека; это система ценностей и целей, реализация которых, со­гласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее успешной (в понимании самого человека) и помогает направить учащихся на путь личностного роста. В качестве основных показателей, эффективности стратегии жизни человека выступают не конкретные достижения, а удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. Внешние стратегии связаны со стремлением человека мак­симально быстро и просто адаптироваться к внешней среде. В этом случае человек старается как можно лучше соответ­ствовать ролевым ожиданиям, господствующим социальным ценностям и требованиям, т. е. быть таким, каким хотят его видеть окружающие. Главный вопрос, который он ре­шает - как жить, как найти смысл в той жизни, которой он живет. Внутренние стратегии базируются на ценностях лич­ностного роста, развития, душевного и духовного здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Эти стратегии связанны не столько с адаптацией, сколько с самореализа­цией педагога в мире. Главный вопрос для него - для чего жить. Такой педагог стремится привести жизнь в соответ­ствие со своим смыслом.

И только педагог способный развиваться, постоянно самосовершенствоваться, может подготовить наших детей к будущей, сложной, интересной необычной и очень счастливой жизни.

Данные теоретические выводы легли в основу разработки экспериментальной программы развития личностного роста педагога, как основа профессионального мастерства в МОУ «Гимназия №1» с. Ташла, Ташлинского района.


Литература:
  1. Агеева И.А.Успешный учитель.Санкт-Петербург:Речь,-2006.208с.
  2. Гуддинг Д. Мировоззрение. Ярославль: ТФ «Норд», - 2001. 384 с.

  3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М: Академия- 2002. 256 с.

  4. Леонтьев А.Н. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол.1989,№3,с11-21.

  5. Соколова Л.Б. Культорологическое содержание педагогической деятельности. Монография. Саратов-2007.172с.

  6. Роджерс К. Свобода учиться М:. Смысл 2002.527с.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle