Библиографическое описание:

Колесникова А. А. Проблемы воспитания основ духовной культуры младшего школьника и пути их решения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 143-145.

Современные исследователи проявляют глубокий интерес к вопросам воспитания духовной культуры; духовно-нравственное развитие детей, наряду с воспитанием и социализацией, занимает доминирующее положение среди задач проекта Федерального государственного стандарта общего образования. И это не случайно, так как формирование общечеловеческих и духовных ценностей и педагогических ориентиров воспитания духовной культуры подрастающего поколения и, в особенности, младшего школьника – одна из главных задач современного воспитания.

В настоящее время имеется ряд проблем в воспитании основ духовной культуры младшего школьника, связанных с ослаблением духовно воспитывающей функции школы; ориентацией значительной части российского общества на западную идеологию; неразработанностью общепедагогических и организационно-методических условий и средств воспитания основ духовной культуры в рамках традиционной воспитательной системы; неполнотой теоретических знаний о природе духовности и духовной культуры; отсутствием научно обоснованной системы воспитания основ духовной культуры младшего школьника.

Современный младший школьник оказался наиболее восприимчив к негативным воздействиям, детерминированным кризисом духовных ценностей российского общества в силу своих возрастных особенностей, а также в силу несформированности мировоззренческих позиций. Социологические исследования жизненного мира младших школьников показывают, что воспитательное и социализирующее воздействие таких источников информации как интернет, радио, телевидение, компьютерные игры, кино, журнальная и газетная продукция нередко перекрывает влияние родителей, учителей, воспитателей. Передачи телевидения, опираясь на фундаментальные социокультурные и психологические механизмы, сориентированы отнюдь не на нормальную человекосообразную логику социализации и сохранения психического здоровья, а, напротив, работают на их разрушение [2, с.7]. Доказано, что формирование основ духовной культуры младшего школьника наиболее продуктивно осуществлять в этом возрасте в процессе интегративного освоения общечеловеческих ценностей, так как младший школьник более открыт к восприятию любви, добра, радости. Образовательные учреждения должны обеспечить гармоничность духовного и интеллектуального развития, удовлетворить духовные потребности, реализовать возможные духовные способности младшего школьника.

Воспитание основ духовной культуры младшего школьника – это целенаправленный процесс, основанный на гармонизации индивидуально и социально направленных целей младшего школьника. Наиболее общая цель воспитания основ духовной культуры младшего школьника – способствовать саморазвитию и осознанию потребности младшего школьника в воспитании основ духовной культуры.

К наиболее общим признакам понятия «воспитание» относятся: целенаправленность, которая предполагает освоение социально-культурных ценностей общества и развитие индивидуальности воспитанника, его самоактуализацию; диалектичность, которая обуславливает воспитание как средство, процесс и результат; взаимодействие педагога и воспитанника по освоению культурных ценностей, по формированию отношений к миру, себе и другому; продуктивность [4, с.8].

Личность младшего школьника духовно обогащают следующие «способы совместного бытия педагога и детей, детей друг с другом:

  • в познавательной сфере – со-зерцание, со-средоточение, со-отнесение, со-поставление, со-мнение;

  • в эмоциональной сфере – со-участие, со-переживание, со-чувствие, со-страдание;

  • в поведенческо-волевой сфере – со-зидание, со-трудничество, со-действие, со-противление, со-ревнование

Именно в области духа мы с детьми – со-трудники» [1, с.51].

Воспитание основ духовной культуры младшего школьника рассматривается нами как динамичный, развивающийся процесс, предусматривающий непрерывность и длительность его осуществления.

При оценке уровня воспитанности духовной культуры младшего школьника мы испытывали трудности, во-первых, в выборе критериев измерения воспитанности духовной культуры младшего школьника; во-вторых, в определении основы воспитания духовной культуры; в-третьих, в определении ценностей, ставших для человека своеобразными регуляторами поведения, высшие из которых – Истина, Добро и Красота. По итогам констатирующего этапа эксперимента в соответствии с разработанными нами критериями и показателями были выделены три уровня воспитанности духовной культуры младшего школьника: пассивный, конструктивный и креативный. Теоретический анализ показал, что к настоящему моменту единых критериев оценки воспитанности духовной культуры младшего школьника в науке не выработано. Чтобы определить эффективность действия определённых педагогических ориентиров воспитания духовной культуры младшего школьника, необходимо уточнить критерии воспитанности духовной культуры младшего школьника. На основе изучения теории и экспериментальных данных для оценки уровня воспитанности духовной культуры младшего школьника нами были выделены четыре основных критерия: мотивационно-ценностный, когнитивно-содержательный, деятельностный и эмоционально-оценочный.

Предполагаем, что воспитание основ духовной культуры ориентировано на выполнение в обществе её главных функций (оценочная, познавательная, мировоззренческая, воспитательная, регулятивная).

Оценочная функция - духовные оценки распространяются на все действия человека, опираются на его личную ответственность, на общественное мнение.

Познавательная функция - формирование знаний о духовной культуре и представлений о внутреннем духовном мире человека, чувственное осмысление каких-либо действий.

Мировоззренческая функция - знания о духовной культуре подводят человека к высшим духовным ценностям, к смыслу жизни, представлению о мире в целом.

Воспитательная функция - знания о духовной культуре формируют личностную духовную направленность человека, способствуют проведению целенаправленной воспитательной работы, регулированию школьной дисциплины и индивидуального поведения учащихся; система оценок человека определяется его духовностью, знаниями о духовной культуре, духовных ценностях и духовным опытом жизни и поведения.

Регулятивная функция - регулирует все сферы жизнедеятельности человека, предъявляя к нему максимальные требования (равнение на идеал, на высшие духовные ценности).

Систематическое воспитание основ духовной культуры учащегося в начальной школе способствует освоению и осмыслению системы духовных ценностей, оценок действий, поступков и поведения сверстников, развивает духовные чувства младшего школьника, закладывает основы его духовного поведения. Для осуществления воспитания основ духовной культуры младшего школьника потребовались следующие способы: сообщение необходимых знаний о духовной культуре при изучении общеобразовательных предметов школьной программы; постепенное накопление знаний о духовной культуре в процессе практической деятельности; представление знаний о духовной культуре в интегративных и элективных курсах; сообщение базовых знаний о духовной культуре посредством самостоятельных учебных курсов, учитывающих возрастные особенности детей; получение знаний о духовной культуре в рамках дополнительного образования. Каждый из предложенных выше способов помогает воспитанию основ духовной культуры и формированию личности младшего школьника.

Процесс воспитания основ духовной культуры младшего школьника можно условно разделить на три этапа: установочно-целевой, собственно этап воспитания и рефлексивно-результативный этап.

Целью установочно-целевого этапа является мотивация младшего школьника на воспитание основ духовной культуры.

На этапе воспитания осуществляется качественное преобразование структуры и содержания воспитания основ духовной культуры младшего школьника.

Рефлексивно-результативный этап требует отслеживания уровня воспитанности духовной культуры младшего школьника.

В процессе исследования мы столкнулись с проблемой недостатка единых принципов, правил и педагогических ориентиров в воспитании духовной культуры младшего школьника. Доказано, что педагогические ориентиры определяют категориальный аппарат сознания учителя как профессионала и человека; являются основой оценки социальных, политических, нравственных, социально-психологических явлений и процессов; составляют общий профессиональный и нравственный «профиль» личности учителя [3, 43].

Теоретический анализ и анализ опыта позволили уточнить ориентиры, обеспечивающие эффективность воспитания основ духовной культуры младшего школьника: общечеловеческие духовные ценности; православно-христианские добродетели; природосообразность; индивидуальность; ориентация на Другого; духовно-нравственный идеал; воспитание личным примером; культура и произведения искусства (культурологический характер воспитания духовной культуры); соборность; совершенствование и гармонизация внутреннего мира человека; активная деятельность младшего школьника.

Диагностика воспитанности основ духовной культуры младшего школьника осуществлялась согласно целей их воспитания; построения совместной деятельности педагогов и младшего школьника, направленной на воспитание основ духовной культуры; отбора, модификации и применения общепедагогических и организационно-методических условий и средств воспитания основ духовной культуры; педагогической подготовки младшего школьника к работе над собой; выявления эффективности конечного результата (повторная диагностика самовоспитания младшего школьника), что актуализировало постановку и решение следующих задач:

- создание благоприятных условий для самовоспитания основ духовной культуры младшего школьника;

- организация самопознания и самовоспитания младшего школьника, формирование у него адекватной самооценки;

- включение младшего школьника в разнообразные виды деятельности, способствующие воспитанию основ духовной культуры;

- отбор, модификация и включение в образовательный процесс педагогически целесообразных средств и стимулов воспитания основ духовной культуры.

Установлено, что наиболее стимулирующее влияние на младшего школьника оказывают те педагоги, которые сами высоко духовно развиты. Духовность педагога, моральные нормы и правила, которыми он руководствуется в жизни и профессиональной деятельности, его отношение к ученикам и коллегам имеют очень большое значение для воспитания основ духовной культуры младшего школьника. Современный педагог должен научить сохранять высшие ценности, нести нравственные идеалы, развивать духовные традиции России.

Результаты исследования позволяют отметить, что воспитание духовной культуры младшего школьника предполагает актуализацию и дальнейшее развитие духовных способностей младшего школьника, формирование у него ценностного отношения к себе, к другим людям и к окружающему миру в целом посредством приобщения к духовным ценностям. Обращение к духовной культуре, к духовным ценностям – ведущие ориентиры современной российской школы. Полноценное воспитание личности младшего школьника немыслимо без целенаправленного воспитания его духовной культуры. От того, какими педагогическими ориентирами для воспитания основ духовной культуры младшего школьника будет руководствоваться современное общество, зависит его собственное будущее.


Литература:

1. Григорьев Д. В. Духовное и социальное в воспитании человека // Народное образование, №1, 2010. – С. 47 – 51.

2. Никандров Н. Д. Российская академия образования: итоги деятельности и перспективы научных исследований // Педагогика, №1, 2009. – С. 3 – 8.

3. Педагогика: Учебное пособие / В. Г. Рындак, Н. В. Алехина, И. В. Власюк и др.; Под ред. проф. В. Г. Рындак. – М.: Высшая школа, 2006. – 495 с.

4. Рындак В. Г. Младший школьник и близкие ему люди: воспитание уважительного отношения. Программы. Хрестоматия. Методические рекомендации: Учебное пособие / В. Г. Рындак, О. С. Тимофеева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 264 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle