Библиографическое описание:

Бурцева И. В. Актуализация человеческого потенциала лиц пожилого возраста как результат самообразовательной деятельности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 164-166.

Перенос акцента на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования. Поэтому необходимо осознание личностью особой роли самообразования, которое становится системообразующим фактором образовательного пространства. Эта проблема еще более актуализируется в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям.

Будет возрастать значение не только тех видов самообразования, которые связаны с производственной деятельностью (то, что можно назвать профессиональным самообразованием), но и иных его разновидностей, осуществляющих функции культурного, научного, общеобразовательного развития личности и ее социализации. Именно этот процесс и станет определяющим для подлинно индивидуального творчества.

Непрерывность образования мыслится как стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Самообразование - это по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность. Понятия «самообразование» и «непрерывное образование» подразумевают наличие сознательной заинтересованности со стороны личности в получении новых знаний и навыков, элементы творческого подхода к удовлетворению этой потребности. Тем не менее, данные понятия необходимо разграничивать.

Концепция непрерывного образования предполагает, что последнее приходится, прежде всего, на период трудовой деятельности человека, становясь дополнительным, послевузовским, постпрофессиональным и направлено, в основном, на получение дополнительных навыков. Субъектом непрерывного образования является взрослый человек, которого «научили учиться» в школе. Самообразование может иметь место в течение всей жизни человека, начиная с периода детства и заканчивая зрелым возрастом. Самообразование в большей степени объясняется потребностью в самоактуализации и самореализации, тогда как непрерывное образование зачастую обусловлено жесткой необходимостью постоянно получать новые навыки в контексте быстро меняющегося общества и его требований к профессиональным умениям человека. Кроме того, концепция непрерывного образования предполагает тесное взаимодействие школы с другими общественными институтами, имеющими отношение к формированию человека в плане того, что школа должна привить навыки использования этих институтов для дальнейшего повышения профессионализма. Самообразование в основном протекает вне стен образовательных учреждений. Несмотря на ряд различий, данные концепции органично сочетаются и самообразование на определенном этапе жизни личности (этапе послевузовского обучения, трудовой деятельности) может стать частью непрерывного образования.

Самообразование есть творческая работа по развитию своей личности, расширению эрудиции, углублению миропонимания.

Представляет значительный интерес самообразовательная деятельность лиц пожилого возраста.

Поскольку профессиональная деятельность к периоду выхода на пенсию, как правило, завершается, то цели самообразования в периоде «третьего возраста» будут определяться уже новым набором потребностей, обусловленных изменением социального статуса человека.

Самообразование в «третьем возрасте» приобретает особое значение. Эпоха «золотой осени», мудрой поздней зрелости человека может иметь очень разную протяженность. Но для многих людей эта длительность осени связана с активностью интереса к миру. Вспыхивающая во многих и многих поздняя страсть к наукам и искусствам, к чтению и смотрению передач, к историческим расследованиям и переписке со знаменитостями - вовсе не прихоть. Пожилые люди создают этим возможность активного соприкосновения с миром. Самообразование становится образом их жизни, ее смыслом, ее энергией, спасением от бед и недугов. Занятие самообразованием превращается в стимул к существованию. Очевидно, что жизненные этапы и задачи самообразования взаимозависимы. Если в юности, на этапе приобретения профессии человек создает задел и выбирает жизненную стратегию, то на уровне третьего возраста задачи меняются. Главным становятся передача накопленного опыта, поддержание здоровья, нахождение осмысленного сценария жизни. Самообразование лиц пожилого возраста призвано преодолеть возрастные кризисы потери статуса, дефицита общения, решить проблему общественного признания. Главной задачей самообразования пожилых людей является (ре)интеграция пожилого населения в активную жизнь общества. Важнейшими условиями решения этой задачи являются: активизация пожилых граждан, консолидация этой социальной группы с целью решения общих для них проблем, формирования гражданской инициативы; включение пожилых людей в новые для них сферы деятельности; возникновение в результате социально-образовательной деятельности субъективного ощущения собственной значимости; возникновение и расширение контактов и общения с другими людьми (не только сверстниками); освоение новых информационных пространств; освоение на практике демократических ценностей; расширение спектра возможностей профессиональной социализации и ресоциализации.

Самообразование в пожилом возрасте идентифицируется респондентами с широким спектром различных видов деятельности, таких как чтение газет и книг, посещение театра, кино, выставок, рисование, сочинение музыки, работа на даче, взаимоотношения с близкими, размышления о себе и своей жизни, просмотр телепередач, общение и т.д. С одной стороны, этот факт говорит о необходимости расширения эмпирической базы исследования самообразования, с другой, о том, что самообразование должно изучаться как явление неоднородное, выступающее и в виде самостоятельной автономной деятельности, и в качестве фонового сопровождения других видов деятельности. Существенным признаком в различиях между этими видами самообразования выступает уровень мотивации и мера осознанности мотивов действия и поведения. Методической проблемой здесь становится разработка измерительных процедур для определения и ранжирования уровневых параметров и классификации видов самообразовательной деятельности.

Самообразование пожилых людей реализуется в системе неформального и информального образования.

Основной признак неформального образования – отсутствие единых, в той или иной мере стандартизированных требований к результатам учебной деятельности. При этом могут наличествовать все другие признаки обучения – целесообразность, процедура зачисления, лекционно-семинарские занятия, система оценивания успешности, сертификат об окончании с указанием содержания пройденного курса. Однако последний обычно не дает права заниматься трудовой деятельностью на профессиональных началах или поступать в учебные заведения, где требуется документальное подтверждение уровня академической квалификации. Неформальное образование пожилых людей обычно сориентировано на пополнение знаний и умений в области любительских занятий и увлечений в какой-то области науки или искусства, со стремлением расширить культурный кругозор или приобрести знания и умения, необходимые в быту, в сфере межличностных отношений, для компетентного участия в различных видах социальной деятельности.

Если собрать вместе те области знаний, которые пользуются интересом у пожилых, то картина выглядит примерно так: правовые знания - наследование, дарение, составление завещания; медицинские (санитарно - гигиенические) - распознавание болезней, первичная помощь, информация о своем заболевании, умение строить отношения с лечащим врачом и медперсоналом, модели «независимой жизни»; экономические - навыки ведения бюджета, понимание экономических процессов в государстве; экологические - поддержание среды обитания, качество продуктов и воды (сроки годности товаров, например), утилизация отходов (особенно в сельской местности); психологические - подготовка к выходу на пенсию, переход к глубокой старости, отношения с другими поколениями; философские и религиозные - общие вопросы о смысле жизни, происхождении нравственных ценностей; практические знания – сад, огород, кулинария, компьютер, игры с детьми, рукоделие, живопись, написание мемуаров; научно - популярные (досуговые) знания - история, краеведение, языки, политика, литература, архитектура, путешествия, коллекционирование; гражданские знания – защита своих интересов, участие в управлении и решении общественно значимых вопросов.

К числу учреждений неформального образования пожилых людей относятся различные курсы, в том числе, по обучению работе на компьютере, театры-студии, дома и дворцы культуры, университеты «третьего возраста» , воскресные религиозные школы и т.д. По нашему мнению, пожилые люди обладают значительной мотивацией и способностями к освоению самых различных систем знаний и навыков.

Информальное образование – это освоение социально-культурного опыта, происходящее вне рамок педагогически организованного процесса и лишенное его основных атрибутов. По существу и содержанию это тот же процесс самообразования, направленный на приобретение знаний и умений, углубления миропонимания и обогащения личностного потенциала, который мы видим в неформальном образовании. Отличие заключается в том, что он протекает вне стен учреждений, входящих в систему образования, а именно в социальных институтах, выполняющих иные функции в общественном разделении труда – в семье, сфере труда, в разного рода формальных и неформальных группах и объединениях.

Информальное образование – многоплановый процесс, структура которого, в общем и целом, совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Определенные элементы учения и научения присутствуют практически во всех формах социальной активности. Виды информального образования пока не систематизированы. К числу основных видов информального образования пожилых людей могут быть отнесены: учение по методу проб и ошибок; стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы или способов разрешения практически значимых проблем; взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач; приобретение новых знаний посредством современных информационных технологий (Интернет, базы данных и т.д.) и через средства массовой информации; обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры; эстетическое развитие в процессе любительской художественной деятельности; выполнение той или иной работы под руководством компетентного специалиста. Информальное образование именуется таковым еще и потому, что его результаты никак не оформляются документально и обычно не получают официального признания со стороны других институтов общества. В сущности, не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.

Актуальность изучения самообразования пожилых людей в контексте трансформационных процессов определяется тем обстоятельством, что доля взрослого населения, участвующего в образовательной деятельности именно этого типа (неформальное и информальное самообразование), будет неуклонно увеличиваться, и вскоре число обучающихся таким образом взрослых превысит число детей и молодежи, занятых в сфере формального образования. По данным Института образования ЮНЕСКО, в России, если она будет следовать курсом модернизации экономики и постепенного рыночного реформирования, в самое ближайшее время совокупная продолжительность образовательных программ для взрослого населения должна намного превысить продолжительность аналогичных программ детско-юношеского образования [1]. Общество все более заинтересовано в использовании значительного человеческого капитала, носителями которого являются пожилые люди. Мудрость, разумеется, не образовательный термин. Однако он непосредственно связан с процессом учебы. Мудрость, свойственная пожилым людям, – это наиболее осязаемая форма человеческого капитала, – совокупность знаний, мнений, личного опыта, которые человек накопил в течение прожитой жизни. Поэтому задача заключается в инвестировании этого капитала в общий учебный процесс.


Литература

1. Огарев Е.И. Непрерывное образование: основные понятия и термины (Тезаурус). - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. - 148 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle