Библиографическое описание:

Губницкая О. В. Создание положительной мотивации экологической деятельности обучаемых основной школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 121-123.

Выделение такого условия, как создание положительной мотивации экологической деятельности обучаемых, связано с тем, что формирование экологической ответственности предполагает активную деятельность учащегося по осмыслению и перестройке собственных ценностей, позиции в сфере экологического образования и дальнейшей жизненной позиции. Как справедливо отмечает Р.М. Фатыхова, «…влияние отношения молодого человека в учебе на ее результаты напрямую связано с мотивами выбора профессии…» [6,с.19]. Очевидно, что такая деятельность невозможна без личной заинтересованности ее субъекта.

Психология мотивации является важной и обширной отраслью психологической науки. Основные подходы к исследованию мотивации и мотивов заложили в первой половине текущего столетия 3. Фрейд, К. Левин, И.П. Павлов, Е.Н. Соколова, У. Джеймс, Э. Торндайк и др.

Широкий диапазон научных проблем, связанных с мотивацией человека, нашел отражение в исследованиях многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Представитель гуманистической психологии А. Маслоу представил иерархическое строение системы человеческих потребностей и выделил в ней пять уровней. Нижний уровень в данной системе образуют физиологические потребности, далее следуют потребности безопасности и потребности в социальных связях. Следующие два уровня составляют потребности самоуважения и самоактуализации. Два самых верхних уровня ученый называл потребностями развития и противопоставлял их потребностям нужды. Основной идеей классификации А. Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации потребностей, в соответствии с которым, потребности более высокого уровня возникают только тогда, когда удовлетворены низшие. Потребность в самоактуализации может стать мотивом поведения, лишь, когда удовлетворены все остальные потребности.

Одна и та же потребность может актуализировать различные мотивы, побуждающие человека к разным видам деятельности. Важно то, что изначально присущие человеку потребности в самоуважении и самоактуализации могут стать основой для создания положительных мотивов экологической деятельности.

Существует несколько классификаций мотивов .А. Мюррей, А. Маслоу и др.). Наибольший интерес представляет классификация, основанием которой служит отношение мотива к самой деятельности. В соответствии с этой классификацией мотивы, которые инициируют и регулируют деятельность и находятся вне деятельности, называются внешними, а сама деятельность в этом случая является внешне мотивированной. Люди осуществляют внутренне мотивированную деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-то внешних наград, поэтому она является самоцелью, а не средством для достижения какой-либо другой цели. В противоположность ей внешне мотивированная деятельность, основанная на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, выполняет функцию средства для получения привлекательного для субъекта результата, являющегося внешним по отношению к самой деятельности.

Наиболее позитивное влияние на познавательную деятельность и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация, поэтому этот тип мотивации следует культивировать при создании положительной мотивации формирования экологической ответственности обучающих основной школы.

Сформированные внутренние мотивы должны обладать следующими характеристиками: во-первых, они должны быть осознаваемыми, чтобы ученик знал, ради чего он выполняет деятельность, и сознательно осуществлял обратную связь; во-вторых, они должны быть реально действующими, т.е. действительно стимулирующими и направляющими творческую активность участников; в-третьих, эти мотивы должны быть устойчивыми, чтобы стремление сохранялось у школьника на разных этапах его деятельности; в-четвертых, они должны быть полифункциональными, т.е. должны играть роль побудительных, организующих и смыслообразующих факторов.

Внутренняя мотивация экологической ответственности выступает источником активности личности в деятельности, связанной с осмыслением и творческим преобразованием коммуникативной сферы, и обеспечивает результативность этой деятельности.

В педагогической психологии акцентируется важность мотивационного компонента учения в сознательном усвоении знаний: «Реальный смысл учения для ученика определяется не знанием значения изучаемого предмета и целями, которые ставятся перед учеником учителем, а мотивами ученика, его отношением к предмету. Только при таком отношении знания будут для него живыми знаниями, станут подлинными органами его индивидуальности…», - писал А.Н. Леонтьев [2,с.304].

В педагогическом словаре мотивация определяется как совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения [1,с. 176].

Исследования С.Л. Рубинштейна [4,с. 688] показывают, что мотивация занимает важное место в структуре личности. По его мнению, мотивационные состояния, возникающие в процессе деятельности, являются «строительным материалом личности».

Анализ психолого-педагогической литературы (В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, В.И. Чирков, П.М. Якобсон) позволил установить факторы, способствующие и препятствующие формированию внутренней мотивации. Как показали многочисленные эксперименты, все внешние факторы: избегание наказания, призы и награды, сроки окончания деятельности, навязывание целей, соревновательная ситуация и некоторые другие, уменьшают внутреннюю мотивацию Опытным путем доказано также, что такие факторы, как наличие у субъекта выбора и свобода его осуществления положительно влияют на уровень внутренней мотивации. Согласно этой гипотезе, чем сильнее деятельность дает человеку возможность чувствовать себя компетентным, тем выше будет у него внутренняя мотивация к данному виду деятельности. Следовательно, те факторы, которые повышают чувство компетентности, должны повышать и внутреннюю мотивацию. Одним из таких факторов является характер самой деятельности: она должна быть оптимального уровня сложности, содержать элементы новизны и непредсказуемости. Имеет значение и качество обратной связи: положительная обратная связь и чередующееся с ней информирование о неудачах в выполняемой деятельности подкрепляют внутреннюю мотивацию, в то время как полное отсутствие обратной связи и стабильная отрицательная обратная связь лишают человека внутренней мотивации.

Формирование новых мотивов будет тем более эффективно, чем сильнее оно затрагивает эмоциональную сферу личности: «Вмешательство сознания в сферу потребностей и мотивов... обязательно опосредовано участием возникающих при этом эмоций. Прямая апелляция к сознанию, формальное ознакомление субъекта с системой социальных ценностей и норм малоэффективны, о чем свидетельствуют дефекты воспитательной практики» [5,с. 48].

Чтобы сформированный мотив сохранялся в поведении длительное время, необходимы внешние возможности реализации этого мотива в самостоятельной деятельности. [7,с 408]

Указанные концептуальные положения служат, на наш взгляд, теоретической основой для создания у школьников положительной мотивации экологической ответственности. Данное условие эффективного функционирования модели формирования экологической ответствености обучающих основной школы будет обеспечено, если, воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферы личности, показывать ученикам связь между собственными усилиями, и эффективностью этого процесса и успешностью в целом. Не менее важно, чтобы деятельность, в которую вовлекаются учащиеся, являлась для них новой, с оптимальным уровнем перцептивной и когнитивной трудности, предоставляла определенную свободу выбора, и обеспечивала оптимальной обратной связью, дающей школьнику уверенность в своей компетентности. Причем, установка на создание положительной мотивации должна осуществляться на всех этапах подготовки за счет определенного содержания учебного материала и формы его предъявления. [8,с. 224]

Развитию внутренней мотивации способствует атмосфера погружения учащихся в проблематику экологической направленности. Для этого активно используются технологии: игровые (имитационные – имитируется деятельность, события, обстановка, условия и т.д.; операционные - моделируется рабочий процесс; исполнение ролей – отрабатывается тактика; поведения, действий, выполнение функций и обязанностей какого-либо лица; «Деловой театр» - инсценировка реальной ситуации).

Игра в учебном процессе одновременно является и формой, и методом обучения – вполне самостоятельной дидактической категорией, а именно взаимосвязанной технологией совместной обучающей и учебной деятельности учителя и школьника, направленной на освоение обучаемыми конкретных знаний, умений и навыков. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной – З. Фрейд, Ж. Пиаже, в трудах, которых исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

Под игрой мы понимаем управление учителем активными формами и методами обучения учащихся экологическому общению обучающих основной школы. При этом эффективным мы считаем такое управление, которое обеспечивает оптимальную реализацию целей, достижение результата с наименьшими затратами ресурсов, сил, времени. Традиционно выделяем четыре основных вида управленческих действий: планирование, организация, руководство и контроль.

Исследуя функции игровой технологии в процессе экологической компетентности обучающих, мы солидаризуемся с мнением Е.Ю. Никитиной, которая, в свою очередь, выделяет шесть видов управленческих действий, необходимых педагогу для эффективного управления игровыми технологиями в процессе экологического обучения: педагогический анализ, целеполагание, планирование и прогнозирование, организация исполнения, контроль, регулирование и коррекция. [3,с. 285]

Грамотно подготовленная игра предполагает: глубоко продуманные учебные цели, структуру, охват всех школьников. Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением которой должно быть учение, в нашем случае – обучение коммуникативным умениям и навыкам.

По мере овладения ценностными ориентациями повышается их уровень самомотивации. В рамках рефлексивного компонента школьники учатся анализировать содержание своей мотивационной сферы, что помогает им определить направленность своей личности. Развитие самомотивации учащихся общеобразовательных учреждений в овладении ценностями обеспечивается наличием упражнений, направленных на формирование у школьников умений самодиагностики своего мотивационного состояния, самонастроя на овладение ценностными ориентациями и на преодоление антимотивов.

Таким образом, стимулирование стойкой положительной мотивации на личностное принятие ценностных ориентаций школьниками в процессе формирования экологической ответственности приводит к осознанной активности обучающих.


Литература:

1. Коджаспирова, Г.М Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // под ред. Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю. – М.: «Академия», 2000. – 176 с.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов / А.Н. Леонтьев.– М.: Академия: Смысл, 2004. – 304 с.

3. Никитина, Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования. / Е.Ю.Никитина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ,2000.- 285 с.

4. Рубинштейн, С.Л. Основы обшей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: ПитерКом, 1998. - 688 с.

5. Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход [Текст] / П. В. Симонов // Человек в системе наук. М.: «Наука», 1989. – 59с.

6. Фатыхова, Р.М. Личностно-ориентированное общение и профессиональное становление специалистов в высшей школе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26 мая 1999 г. Часть II. [Текст] / Под общ. Ред. С.М. Усманова. – Бирск: Бирск. Гос. пед. Ин-т, 1999. – 163 с.

7. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст]: Т.1; Пер. с нем. /под. ред. Б.М.Величковского. – М.:Педагогика, 1986. – 408с.

8. Шиянов, Е. П. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности [Текст] / Е. П. Шиянов, И. Б. Котова. – Ростов на /Д : Цвет. печать, 1995. – 310 с.

Основные термины: положительной мотивации, основной школы, положительной мотивации экологической, экологической ответственности, внутренней мотивации, мотивации экологической деятельности, деятельности учащихся основной, исследовательской деятельности учащихся, создание положительной мотивации, учащихся основной школы, Специфика исследовательской деятельности, формирования экологической, формирования экологической ответственности, Создание положительной мотивации, положительной мотивации формирования, школьников положительной мотивации, положительной мотивации должна, мотивов экологической деятельности, внутреннюю мотивацию, мотивации учебной деятельности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle