Библиографическое описание:

Муртазин Р. А. Ценностные ориентации личности как функции регуляторов социального поведения индивидов [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 34-36.

В современной России происходит смена ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности. Философы, социологи, политологи отмечают, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое переосмысление. Постепенно утверждается в общественном сознании ценностные ориентаций, отражающие стремление современного человека к лидерству, успеху, власти над другими и т.д. Особо ярко это проявляется в молодежной, студенческой среде. Например, повышенные конкурсы на любые управленческие специальности.

В настоящее время в исследовании ценностных ориентации наблюдаются две основные тенденции: первая – стремление создать обобщенные теории строения и функционирования ценностных регуляторов поведения личности. В рамках этой тенденции активно разрабатываются различные характеристики ценностных ориентации: структура (А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, А.И. Титаренко, В.А. Ядов); механизм формирования (Л.М. Архангельский, В.В. Водзинская, B.А. Панпурин); иерархичность (С.С. Бубнова, И.Г. Дубов, Н.И. Лапин). Регулятивную роль ценностных ориентации в жизнедеятельности человека исследуют М. И. Бобнева, О. И. Зотова, И. Ю. Истошин; вторая – исследование ценностных ориентации приобретает прикладной, характер. Особенно наглядно это проявляется в педагогических исследованиях, посвященных проблемам молодежи и образования. Исследованы структура и динамика ценностных ориентации различных групп молодежи, дифференцированных по социальному, региональному, возрастному и другим признакам (Р.Г. Гурова, В.Т. Лисовский; В.С. Собкин, Ч.А. Шакеева); методика формирования ценностных ориентации учащихся в различных условиях и средствами различных учебных дисциплин (Т.С. Анисимова, М.М. Гаджиева, И.В. Редина, Е.Ф. Ященко). В рамках данного направления в отдельную группу можно выделить работы авторов, в которых подробно рассматривается формирование определенной совокупности ценностных ориентации молодежи: духовных (Т.И. Петракова); трудовых (П. Р. Игнатенко); профессиональных (А.Я. Боев) и т.д.

Несмотря на неоднозначную трактовку учеными анализируемого нами понятия, можно констатировать, что ценностные ориентации личности - это знания, мнения и убеждения, определяющие предпочтения и конкретный выбор поведения. Смыслообразующим в этом объяснении ценностей является предыдущий опыт человека, на базе которого формируются представления о должном и жизненные притязания. Ценностные ориентации образуют своего рода внутренний стержень культуры человека, определяя тем самым линию его поведения.

На основе анализа научной литературы мы установили, что ценностные ориентации обладают двумя важнейшими качествами: высокой устойчивостью и изменчивостью, являясь выражением меры динамизма и открытости общества, его групп и индивидов. Поэтому, ценностные ориентации отражают одновременно индивидуальный и общественный характер деятельности человека, на основе которых осуществляется удовлетворение его потребностей в различных сферах. В этой связи можно утверждать, что ценностные ориентации личности представляют собой сложную многоуровневую иерархическую систему, а, следовательно, выполняют важные функции регуляторов социального поведения индивидов.

В данных условиях перед высшей школой стоит очень сложная и супер-ответственная задача – найти методы управления ценностными ориентациями студенческой молодежи и вести целенаправленную работу по их формированию или коррекции в социально-значимых направлениях.

Проведенный теоретический анализ позволил нам выделить 5 функций ценностных ориентаций: целеполагания, оценки, мотивации, саморегуляции, и контроля.

1. Функция целеполагания. Н.Ф. Наумова считает ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную картину мира. По её словам, ценностные ориентации дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия [4]. По мнению М.С. Яницкого, тем самым система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом, и является психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели.

2. Оценочная функция. Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям жизни на основе личного опыта. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания и целей деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.

Ценностно-ориентировочная оценка обогащает представления и понятия студентов о людях и о себе, предоставляет им возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества. Следовательно, оценочная функция выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации.

3. Мотивационная функция. По мнению Ф.Е. Василюк, ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя её простотой и подлинной свободой. Поэтому ученый справедливо полагает, что ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития [2]. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления. К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях:

- принятии (или отрицании) и реализации определённых ценностей;

- усилении (или снижении) их значимости;

- удержании (или потере) этих ценностей во времени [1].

4. Функция саморегуляции в ценностных ориентациях личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обычно обозначаются как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания и интеллекта [3].

Ценностные ориентации обеспечивают саморегуляцию деятельности человека, заключающуюся в его способности сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор поступков, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности [там же, с. 16].

5. Контролирующая функция, отслеживающая уровни освоения ценностных ориентаций личностью в конкретных социокультурных условиях развития общества.

Для определения развитости выделенных нами функций ценностных ориентаций студенческой молодежи был использован тест смысложизненных ориентаций (СЖО). В тестировании приняли участие 1386 студентов нескольких университетов Южного Урала. Результат следующий: показатели по всем шкалам ниже среднестатистической нормы для данной возрастной группы.

1. Цели в жизни (функция целеполагания). По этой шкале были получены результаты среднегруппового показателя ниже стандартного отклонения. Можно заключить, что студенты не видят своей жизненной перспективы, обладают нечеткими жизненными целями и низкой осмысленностью жизни.

2. Процесс жизни (интерес и эмоциональная насыщенность жизни) соответствует мотивационной функции. Был получен умеренно-низкий показатель по этой шкале, что свидетельствует об определенной неудовлетворенности студентами своей жизнью в настоящем времени. Они воспринимают жизнь несколько в серых тонах, считая её не очень интересной и насыщенной яркими событиями.

3. Результативность жизни (удовлетворённость самореализацией) – оценочная функция. Полученный результат тестирования немногим отличался от среднестатистической нормы. Можно сделать вывод, что студенты в основном удовлетворены прошедшими жизненными событиями, считают их продуктивными.

4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни) – функция саморегуляции. Результаты были умеренно-низкими, что дает основание полагать о недостаточно устойчивых ощущениях студентами себя как хозяев положения в жизни, что им недостаточно свободы в выбора своего поведения для достижения поставленных жизненных целей

5. Локус контроля – жизнь (управляемость жизни) – контролирующая функция. По результатам тестирования был получен умеренно-низкий показатель. Следовательно, студенты убеждены, что человеку далеко не всегда дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Таким образом, все функции ценностных ориентаций студентов развиты слабо, поэтому студенты мало ощущают контроль над происходящим, а все смысло-жизненные ориентации направлены в большинстве случаев на настоящее время. На основе сделанного исследования, можно утверждать, что воспитательная система в вузах нуждается в новых методиках, технологиях и социально-значимых ориентирах, которые обеспечат переход ценностных ориентаций студентов на качественно новый уровень.


Литература:

1. Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. - М.: Наука, 1989. - 248 с.

2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

3. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 1986. - 222 с.

4. Наумова, И. Ф. Социологические и психологические аспекты целена­правленного поведения / И.Ф. Наумова. - М., 1988. - 199 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle