Библиографическое описание:

Русинова Л. П., Непомнящая Н. Н. Логическая информация как основа эффективности обучения студентов [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 125-129.

С развитием наукоемких технологий возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественного развития. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека в условиях информационного общества.

Педагогики высшей школы должны понимать важность поставленной перед ними задачи – обучение и формирование в этом процессе компетентностного мировоззрения будущих специалистов. Это выдвигает особые требования к методологии изложения учебного материала c применением логической информации.

Рассматриваемый в статье метод обучения относится к типу, который современные исследователи характеризуют, как объяснительно-иллюстративное обучение. Основная цель такого вида обучения – это передача-усвоение знаний и применение их на практике.

Преподаватель стремится изложить учебный материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, а также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач. Именно данный вид обучения основывается на цензе – сформированного навыка использования информации для решения практических задач, и он единственный, который содержит все три признака самоорганизующейся системы. Система должна быть открытой, диссипативной или нелинейной.

Открытость – это возможность применения в любых областях знания. Диссипативность дает возможность повторения принципа решения задач в практических областях на все новых и новых уровнях. Нелинейность заключается в развитии навыка решения с примитивного уровня до сложного уровня задач.

Для эффективности обучения логическая информация должна участвовать в процессе самообразования активного сознания обучаемого и тем самым формировать компетнтностное мировоззрение.

Чтобы включить студента в учебный процесс необходимо скоординировать этот процесс и вместе с ним процесс индивидуального развития студента, что и является психологической целью.

Педагогические задачи (в процессе деятельности) появляются в результате конкретизации цели. Они указывают на действия, которые необходимо осуществить, чтобы достичь цели. При этом действия могут быть ориентированы либо на получение результата, либо на получение продукта. Различие между результатом и продуктом состоит в том, что первый указывает на содержание действия, а второй – на его смысл. Другими словами, при определении результата мы должны ответить на вопрос о том, что сделано, а при определении продукта ответить на вопрос о том, для чего это сделано. Эти два типа действий осуществляются в ходе деятельности как бы параллельно.

Представим модель управления знаниями в рамках мотивационной теории для понимания значимости приобретения профессионализма в процессе когнитивного обучения с учетом закона логического отражения информации (рисунок 1) [2].

Рисунок 1 – Модель управления знаниями в процессе обучения и деятельности


Когнитивный процесс обучения начинается на экзистенциальном уровне с восприятия информации и имеет два медиатора – знак и слово. Выстраивается логическая цепь первого этапа:

Врезка4Врезка3Врезка2Врезка1



Рисунок 2 – Логическая цепочка обучения

Восприятие информации объектом – форма опосредованного, коммуникативного действия системы субъект – объект (Со-Я). Для развития отношений необходимо оперативное запоминание информации в виде действия, которое через слово помогает объекту формировать самосознание.

Образуется переход к рефлексивному уровню, который имеет два медиатора – смысл и символ. Опосредованный анализ информации самосознания в β-уровне активного сознания, через смысл (Я-Ты), помогает в предметной деятельности, которая сознательно (Я-другое Я) выразится в рефлексивном решении поставленной задачи или проблемы. Опосредованное запоминание возрастающего уровня информации, в виде символов, пройденных четырех этапов, отразится в долговременной памяти и через чувства объекта помогает в дальнейшем развитии активного сознания обучаемого в виде поступка (свободное Я) медиатор-чувства.

Начинается духовный уровень Я – развития посредством медиаторов: чувства, мысль, воля. Через поступок формируется личность (сверх-Я). Личность обладает духовным зрением через понимание информации и готова к деяниям [1].

Рисунок 3 – Модель обучения «от подсознания до понимания»

Реализация психологических целей происходит через выполнения педагогических задач (рисунок 3). Здесь медиаторы логической информации выступают как средство развития индивидуума и социума.

Знак является компонентом деятельности студента, средством его сознательной ориентировки в объектах внешнего мира, управления собственным поведением и поведением других людей. Знаками его деятельности будут язык, цифры, рисунки, схемы.

Слово является основной структурно-семантической единицей языка и речи для наименования предметов, процессов, свойств.

Смысл выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности.

Символ здесь является опорным сигналом информации.

Чувства, мысль, воля – это медиаторы духовного потенциал развития объекта обучения (студента). Они требуют особого внимания при разработке методологии обучения.

Чувства рассматриваются как устойчивые эмоциональные отношения студента к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений, в связи с его потребностями и мотивами.

Мысль, независимо от истинности или ложности проявляет себя в слове, в образе, в действии, в поступке, но при всем при этом в чем-то таинственном, неуловимом.

Под волей подразумевается способность студента действовать в направлении сознательно поставленной учебной цели, преодолевая препятствия.

Таблица 1

Формирование компетентностного мировоззрения обучаемого

Категории

Педагогические функции

Медиаторы – посредники

системы опорной логической информации

Подсознание

Педагогическое воздействие – ЛИ по

определенным каналам проникает в

сферу бессознательных процессов, приводя

к образованию устойчивых навыков

восприятия информации


Знак – через действие приводит

к эффективному восприятию

логической информации

Коммуникация

Методы и средства организации

внутригруппового

взаимодействия, направленного

на решение учебно-воспитательных задач

Слово – предполагает изменение

текущего взаимодействия в

студенческом коллективе. ЛИ

оперативно запоминается → Знания

Переживание

Обусловлена спецификой вуза,

поддержка психического здоровья,

психологической атмосферы


Смысл – через предметную

деятельность позволяет

анализировать логическую информацию

Мотив

Учет связи педагогического процесса и

изменений направленности

личности студента.

Учет возникновения смыслообразующих

структур, определяющих успешность

процессов развития личности

Символ – решение поставленных

задач, проблем, доказательство гипотез → Умения, как смыслообразующие

структуры – первичные навыки – ЗУН –

«Как делать?»

Личность

Создание особой воспитательной среды,

моделирующую среду социальных

институтов и ценностей, к реализации

которых требуется подготовить студентов


Чувства – закрепление ЗУН

в долговременной памяти при

решение типовых задач и задач

повышенной сложности – синтез ЛИ –

«Что делать?»

Деятельность

Направленность образования на

достижение действенности знаний, оперирование ими, сформированности

умений и навыков

Мысль – сознательное

оперирование достигнутыми

знаниями, умениями, навыками

в деятельности

Понимание

Педагогический процесс оказывает влияние

на формирование сознания.

Знание – понимание, сохранение и

сознательное оперирование фактами науки

Воля-понимание – «Почему так

надо делать?» Мудрость,

самоопределение. Знания студентов

должны приобретать порядок,

стройность, логическую соподчиненность


На рисунке 4 представлена схема процесса мыслительной деятельности и процесса решения задач в процессе обучения.

Рисунок 4 – Модель обучения от восприятия до решения проблемы, задачи

Рисунок 5 – Семь уровней развития активного сознания и роль медиаторов в процессе обучения


Распределим алгоритмы системы опорной логической информации на четыре этапа процесса обучения: знания – умения – навыки – действия (ЗУНД) [3].

На 1 этапе знаний целью преподавателя является изложить информацию, показать и увязать с параллельно изучаемыми предметами, объяснить так, чтобы студент услышал, воспринял, понял и запомнил. Узнавание и воспроизведение логической информации от первого до второго уровня развития.

На 2 этапе – провести закрепление учебной информации, организовать самоподготовку и тренировочные действия для приобретения умений, так, чтобы студент приобрел опыт самостоятельных тренировочных действий: умел анализировать информацию, обобщать, решать типовые задачи. Формируется третий и четвертый уровень компетентностного мировоззрения.

Третий этап состоит из того, чтобы научить выполнять действия (операции) по методике (программе, алгоритму), которые рассматривались при обучении. Условия выполнения новые, более сложные, с тем, чтобы студент приобрел опыт самостоятельных тренировочных действия (навыков) при работе в группе, выбрал целесообразную последовательность действий и мог правильно их осуществить – пятый уровень.

Четвертый этап называется «инсайтом», в котором цель преподавателя заключается в обучении техническому творчеству, формулированию задания в виде проблемных ситуаций для участия в исследованиях, изобретательской и рационализаторской работе. Научить решать творческие задачи на основании дополнительной информации, с тем, чтобы, студент выполнил продуктивную творческую деятельность субъективного или объективного характера, самостоятельно разрешил проблему, предложил и смог защитить, обосновать свое видение проблемной ситуации – шестой и седьмой уровень (рисунок 5).

Для эффективного формирования формализованных знаний при изложении учебного материала преподаватель должен учитывать, что язык – это система знаков, которая служит средством человеческого общения, мыслительной деятельности и способом выражения самосознания. Значит, обучение может быть представлено как определенная форма представления знаний в виде системы знаков.

Особенности процесса понимания состоят в том, что знаково-символические средства образуют особую реальность, которая с одной стороны, находится в определенном отношении к замещаемым объектам, а с другой, вызывает соответствующие процессы у самого студента. По отношению к замещаемому объекту знаковые средства могут обозначать его, изображать, выражать отношение к нему и раскрывать сущность замещаемой реальности. По отношению к самому субъекту знаки вызывают такие формы активности, как считывание информации, декодирование сообщения, воспроизведение образа реальности посредством знака, замещение реальности знаками, постижение сущности обозначаемой реальности.

Информация всей изучаемой темы должна излагаться в виде двойного плана. Основная информация должна сопровождаться опорными сигналами в виде тезаурусов, логических схем, рисунков, графиков, справок и т. д. Это позволит за 20 % отведенного времени изложить основную мысль, а затем два-три раза повторить информацию, при необходимости дифференцируя ее.

Необходимо учитывать свойства оперативной и долговременной памяти студента, которая воспринимает не все 100% информации. Поэтому, повторение по опорным сигналам помогает эффективности процесса восприятия – анализа – интеграции и выработке навыков владения логической информацией в дальнейшем.

Применение в учебном процессе опорных сигналов позволит при развитии тем сократить время объяснения последующей информации. Освободившееся время должно использоваться для развития личности и закрепления навыков владения логической информацией, как формализованными знаниями.

Тем самым, результатом использования системы опорной логической информации будет являться более эффективное усвоение материала, приобретение знаний, умений и навыков, а также раскрытие интеллектуального потенциала студента, формирование его готовности к творческой деятельности, воспитание в нем культуры познавательной деятельности и культуры самостоятельно добывать и применять знания.


Литература:

1 Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бахарев. – СПб.: Питер, 2009.

2 Непомнящая, Н.Н. Логическая информация в обучении когнитивных систем. Труды XIII Международной научно-практической конференции / Н.Н. Непомнящая. – Питер: Изд-во СПбГПУ, 2009.

3 Виноградов, С.Н. Уроки Шаталова / С.Н. Виноградов // Педагогика. – 2006. – №8. – С 90-99.



Основные термины: логической информации, эффективности обучения, активного сознания обучаемого, навыков владения логической, владения логической информацией, решения практических задач, опыт самостоятельных тренировочных, эффективности обучения логическая, индивидуального развития студента, эффективности обучения студентов, применением логической информации, Логическая цепочка обучения, процессе когнитивного обучения, компонентом деятельности студента, долговременной памяти студента, процессе обучения профессиональному, воспроизведение логической информации, Когнитивный процесс обучения, компетентностного мировоззрения, Похожая статья

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle