Библиографическое описание:

Карпова И. Н. Роль единого эколого-образовательного пространства в формировании экологического сознания [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 22-25.

В условиях развития техногенной цивилизации прогрессирует так называемый кризис сознания, проявляющийся в прагматичном, утилитарном противопоставлении социального мира природному. Происходит обесценивание жизни, которая становится товаром, объектом преобразования со стороны человека с целью удовлетворения своих материальных потребностей. Актуальность данной проблемы состоит в необходимости формирования нового экологического сознания, определяющего мировоззренческий характер отношения человека к природе, как форме существования жизни.

Экологизация сознания происходит под влиянием отражения непосредственного бытия – экологической ситуации в месте проживания и деятельности человека. Оценка экологической ситуации зависит от степени осведомленно­сти и информированности населения по вопросам использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, окружающей среды, защиты особо охраняемых природных территорий регионального значения. Необходимо располагать знаниями о том, что происходит с окружающей природой, какие изменения в ней совершаются и какова тенденция их развития. Эти знания нужны для того, чтобы своевременно корректировать различные аспекты природопользования и не допустить необратимого ухудшения состояния природной среды.

Появление экологии как факта общественного сознания – это значительный шаг вперёд в понимании того, что окружающая человека природа представляет собой целостную систему сложнейших взаимоотношений, по отношению к которой человек выступает лишь как одна из её многочисленных подсистем.

Несмотря на относительно юный возраст становления экологического сознания – как науки (вторая половина XX в.), существует большое количество определений этого понятия, но все они сходятся в одном – оно представляет собой познавательно-ценностную форму социального отражения взаимодействия человека (общества) и природы, представленную в виде идеальных или реальных потребностей и интересов, обладающую активностью, а также деятельностным, всеобщим характером.

Воспитание экологического сознания является сложным многогранным процессом. Это, прежде всего преодоление исходной пассивности человека в отношении к экологическим проблемам, не несущим признаков катастрофы, а также формирование способности оценивать необходимость включения в ту или иную экологическую ситуацию, что является одним из факторов, обеспечивающих ценность такого воспитания.

По мнению Медведева В.И. можно выделить три уровня экологического сознания [4]:

– базовое или общее экологическое сознание (обыденное);

– научно обоснованное экологическое сознание;

– профессиональное экологическое сознание.

Большинство россиян обладают обыденным экологическим сознанием, представляющим собой совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на повседневном опыте и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат. В нем, как правило, превалируют эгоистические элементы, учитывающие, прежде всего интересы субъекта или отдельной группы. Обыденное сознание склонно учитывать интересы сегодняшнего дня и не задумываться о будущем. Особенностью этого сознания является случайность той массы данных, которыми оперирует сознание, отсутствие какой-либо системы упорядочения экологических сведений. Для большинства населения понятие «экологическое состояние» всегда ассоциируется с каким-либо нарушением экологической обстановки, носящим катастрофический или близкий к нему характер.

Под влиянием широкого потока информации о различных экологических проблемах обыденное экологическое сознание становится более открытым для перехода от интереса к экологическим новостям к серьезному обсуждению экологических проблем как начальному этапу научного экологического сознания. Основу научно обоснованного экологического сознания составляют научные знания, данные полученные при применении объективных методов исследования и обеспечивающие проникновение в сущностные связи, характеризующие природу и общество. Оно требует соответствующей подготовки и не может появиться спонтанно.

В деле становления общественного экологического сознания ведущая роль принадлежит системе непрерывного экологического образования, включающей дошкольное, школьное, вузовское и послевузовское образование, а также средствам массовой информации (СМИ), создающим общую атмосферу нетерпимости к экологическим нарушениям и преступлениям. Экологическое образование и просвещение населения направлено на формирование у каждого человека и всего общества экологического мировоззрения, как главного условия устойчивого развития. Образование в интересах устойчивого развития расширяет концепцию экологического образования, дополняя ее рядом аспектов из других областей с целью комплексного междисциплинарного подхода к образованию. Такой подход к образованию представляет собой процесс, продолжающийся непрерывно на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и просветительской работы с населением, что выходит за пределы формального образования. При этом особое значение приобретает образование для детей, так как образ жизни, жизненные установки и мировоззрение в значительной степени формируются уже в раннем возрасте.

Отсутствие эколого-просветительской работы может привести к ложным представлениям о неисчерпаемости окружающих природных ресурсов. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если аккумулировать надежные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействиях важных экологических факторов, разработать новые методы сокращения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком, предусматривать использование всех экономических рычагов. На современном этапе экологической политики необходима система информационного обеспечения экологических и природоохранных проблем отраслевого и территориального значения, рассчитанная на информационное обслуживание территорий, отраслей и видов деятельности с использованием БД и услуг, получаемых от информационных центров первого уровня. Необходимость увязки внешней и внутренней информации при управлении информационными ресурсами сегодня представляется основным пунктом процесса оптимизации данного управления.

Экологизации сознания должны способствовать различные социальные институты и здесь следует подчеркнуть, что важной составляющей в системе формирования экологического сознания, через последовательное проведение образовательного процесса, в т. ч. с использованием его информационного сопровождения в электронной среде – являются высшие учебные заведения, где проводится эколого-просветительская, природоохранная и образовательная деятельность; осуществляется практическое закрепление знаний и умений, полученных в процессе обучения; проведение научных исследований и решение практических природоохранных задач; профориентация молодежи и формирование бережного отношения к природе.

Практически во всех регионах проходят конференции по экологическому образованию. Как правило, их организаторами выступают высшие учебные заведения, в которых преподаватели профессионально занимаются экологическими проблемами. Тематика таких конференций охватывает экологические, социально-экономические, природоохранные и другие аспекты изучения и развития региона, затрагивает проблемы здоровья населения, современные методы мониторинга окружающей природной среды, вопросы экологического воспитания детей.

Возрастающее значение экологических исследований и рост количества потребителей экологической информации, в том числе возникновение новых групп пользователей, с одной стороны, и диверсификация информационного и документального потоков, с другой стороны, создало проблему и потребовало совершенствования системы существующего отраслевого информационного обеспечения.

Основные принципы для разработки систем информационного обеспечения экологических и природоохранных проблем были заложены специалистами ВИНИТИ (Ю.М, Арский, Т.В. Гальцева, Г.Б, Гольфельд, А.Н. Грацианский, В.Ф. Крапивин, Р.Ю. Малахова, И.И. Потапов).

Большое значение в деле информационного обеспечения играют вузовские библиотеки, в конце 1990-х гг. экологическое направление стало заметным явлением в их деятельности. Учитывая экологизацию образования и постоянно возрастающую потребность в информации экологического профиля во всех отраслях народного хозяйства и информации по охране окружающей среды, библиотеки принимают активное участие в экологических проектах и грантах. Генерирующая функция библиотек вузов заключается в том, что помимо генерирования внешних информационных ресурсов, они упорядочивают имеющиеся внутренние ресурсы (в виде авторских публикаций преподавателей университета, библиографических БД), выполняя при этом посредническую функцию между генерируемым информационным потоком и потребителем. Именно библиотеки выступают в роли ресурсных центров и провайдеров экологической информации, как одни из активных участников формирования экологического мировоззрения населения обладая мощным опытом корпоративного взаимодействия. Библиотека может и должна стать ведущим субъектом развития экологических по содержанию и информационных по сути отношений, формирующих эколого-информационное пространство.

Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день не существует единой информационной системы, которая бы объединяла весь спектр имеющихся ресурсов по экологии регионов РФ и позволяла решить актуальную проблему свободного доступа к имеющейся экологической информации природоохранных структур, научно-исследовательских учреждений, вузов, библиотек и других организаций. Нет путеводителей о том, где и как можно получить экологическую информацию, условия предоставления, какие издания ее публикуют.

В Хабаровском крае сегодня начаты работы по созданию модели единой информационной сети (системы) экологической информации, которая будет формировать систему информирования библиотек, образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций, школ края путем адресной рассылки блока экологической информации, проведения и освещения воспитательно-образовательных мероприятий по экологическому просвещению в тесном контакте со специалистами, связанными с экологией, природоохранной деятельностью, распространением экологических знаний.

С этой целью планируется создание Регионального информационного экологического центра на базе библиотеки ТОГУ для информационного и документального обеспечения экологических и природоохранных проблем отраслевого и территориального значения. А так же будет создан экологический портал для аккумулирования данных по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, управления и охраны особо охраняемых природных территорий Хабаровского края. На основе которого будет создана проблемно-ориентированная база данных (ПОБД) по приоритетным направлениям природоохранной и экологической тематике (труды конференций, отчеты НИР и НИРС).

Данная модель пригодна для органи­зации системы информационного обеспечения на базе вузовской библиотеки по любому из направлений для науч­ных, образовательных и просветительских целей. Корпоративное взаимодействие научных библиотек дальневосточного региона при этом является необходимым условием развития единого информационного пространства для науки и образования.

Делая общий вывод по изложенному материалу, следует отметить, что особую значимость в деле формирования экологического сознания приобретает создание в России единого информационного, эколого-образовательного и культурного пространства, которое включало бы образовательные учреждения всех типов, особо охраняемые природные и историко-культурные территории, объекты производства и сферы услуг, средства массовой информации и иные сферы жизнедеятельности людей, служащие целям развития экологической культуры каждого человека и общества.


Литература:
  1. Барановский С.И. Экологическая культура и образование / С.И. Барановский // Вестник экологического образования в России. – 2009. - № 3. – С. 4-5.

  2. Зверев А.Т. Экологическое мировоззрение – основа устойчивого развития : тез. докладов XVI междунар. конф. “Экологическое образование в интересах устойчивого развития” (25-26 июня 2010 г.) – М. - С. 93-95.

  3. Калиева А.Д. Влияние экологической ситуации России на формирование экологического сознания населения региона: автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / А.Д. Калиева. – Астрахань, 2010. – 24 с.

  4. Медведев В. И. Экологическое сознание : учеб. пособие / В.И. Медведев, А.А Алдашева. – 2-е изд, доп.. М.: Логос, 2001. – 384 с.

  5. Юрьева Н.В. Формирование информационных ресурсов по экологии в электронной среде / Н.В. Юрьева // Экология человека. – 2008. - № 1. - С. 34-38.

Основные термины (генерируются автоматически): экологического сознания, формирования экологического сознания, информационного обеспечения, экологического образования, экологической информации, формировании экологического сознания, нового экологического сознания, информационного обеспечения экологических, становления экологического сознания, устойчивого развития, экологического сознания ведущая, Воспитание экологического сознания, уровня экологического сознания, экологической ситуации, экологического мировоззрения, обоснованного экологического сознания, научного экологического сознания, экологического сознания населения, социокультурного образовательного пространства, природоохранных проблем отраслевого.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle